Новости
Великий Хем - обманул судьбу, но проиграл диабету
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 28.11.2023
- 655
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вы удивились, прочитав заголовок? Как человек может обмануть судьбу? А если смог, то почему же он не справился с диабетом? Сегодня мы расскажем об удивительной судьбе Эрнеста Хемингуэя, перипетиях его жизни и оригинальном подходе к здоровью.
«Свисти, сынок!»
Маленький Эрнест был старшим ребёнком в семье врача и домохозяйки. Мать мечтала о том, чтобы сын играл на виолончели, но у мальчика с детства были другие интересы. В три года он уже поймал свою первую форель на подаренную отцом удочку и был счастливее своих сверстников, игравших в солдатики. К восьми годам он знал наизусть названия всех деревьев, цветов, птиц, рыб и зверей, которые обитали в их краях, и буквально до дыр зачитал книжки Чарльза Дарвина. А в 12 лет дедушка подарил ему первое ружье и выдавал в день всего по три патрона, чтобы мальчик научился метко стрелять. Это наложило своеобразный отпечаток на характер ребёнка.
Однажды на рыбалке он нечаянно повредил себе щеку рыболовным крючком. Рана оказалась нешуточной, и отец решил зашивать её «на живую», без анестезии, чтобы не потерять драгоценное время и не допустить распространения инфекции.
— «Не реви!» — строго одернул он плачущего сына.
— «Но мне же больно!»
— «А ты всё равно не реви».
— «Что же мне делать?!»
— «Свисти, сынок, — сказал отец. — Когда тебе так больно, что ты не можешь сдержать слёзы, начинай свистеть, и они закатятся обратно, понял?»
Эрни перестал хныкать и задумался. Эти слова он запомнит на всю жизнь. Пройдёт совсем немного времени, и его мало кто будет звать по имени, лишь по фамилии — Хемингуэй. Или сокращенно — Хэм, что надолго станет синонимом настоящего мужчины. А настоящие мужчины, как известно, не плачут, они огорчаются1.
Баловень судьбы
А поводов для огорчения, на первый взгляд, у Хемингуэя не было.
Трудно найти в истории американской литературы писателя более успешного, чем Хемингуэй. Уже второй роман "И восходит солнце" принес ему известность. Все следующие романы и cборники рассказов только укрепляли его положение в литературе. Как писатель он был весьма продуктивен, несмотря на участие в мировых войнах, путешествия, спорт, охоту. И тем не менее – десяток романов и столько же сборников рассказов. И это, не считая потрясающей документальной прозы – "Смерть после полудня", "Зеленые холмы Африки" и "Праздник, который всегда с тобой".
Он был удостоен высшей литературной награды США Пулитцеровской премии. За несколько лет до смерти стал обладателем Нобелевской премии по литературе. Он прожил жизнь, которой вроде бы можно только позавидовать. Был на Первой и Второй мировых войнах, находился под бомбежками в Испании, принимал участие в полетах бомбардировщиков над Германией, а после высадки американских войск в Нормандии возглавлял отряд французских партизан и воевал при освобождении Парижа. Он ловил больших рыб в океане, охотился на львов и антилоп в Африке. Имел дома на Кубе и в США, яхты...
Казалось, удача сопровождала его всю жизнь. Множество раз он мог погибнуть и должен был погибнуть, но каждый раз словно восставал из мертвых, изумляя врачей2.
Обратная сторона медали
Да, у каждой медали две стороны. Обратной стороной успехов Хемингуэя как писателя были бесконечные проблемы со здоровьем.
К шестидесяти годам на его теле не было живого места. Он десятки раз мог погибнуть, но как птица Феникс восставал из мертвых, изумляя не только своих близких, но и врачей.
Череда смертельных опасностей началась во время Первой мировой войны. Хемингуэя взяли добровольцем в Красный Крест, где он практически сразу же попал под минометный обстрел. Эрнест получил тяжелое ранение — в его тело вонзилось более двухсот осколков, врачи вначале не верили, что у него есть хотя бы небольшой шанс на жизнь. Хемингуэй провел несколько часов на операционном столе: осколки вытащили, раны зашили, коленную чашечку пришлось заменить на алюминиевый протез.
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
Случившиеся не остановило Эрнеста, он пошел на фронт во время Второй мировой войны. Там писатель попал в страшную автокатастрофу: Хемингуэй пробил головой лобовое стекло и потерял сознание. Когда писателя доставили в больницу, врачи опять усомнились в возможности выжить при таких обстоятельствах. Но Эрнест и тут всех удивил, стремительно идя на поправку3.
А спустя 9 лет, уже в мирное время и далеко не в юном возрасте, Хемингуэй отправился на самолёте в охотничью экспедицию в Африку, но летательный аппарат потерпел крушение у подножия Килиманджаро. И снова писатель чудом остался в живых, получив многочисленные ранения и ожоги. В прессе даже появились некрологи, но слухи о его смерти сильно преувеличены. Невероятно, но факт: всего за свою жизнь Эрнест Хемингуэй благополучно пережил пять аварий и семь катастроф, не говоря уже о травмах, полученных в драках и на охоте. О, счастливчик!1
Писатель находил неприятности и в мирное время. Он получал ранения на охоте, переболел сибирской язвой, пневмонией, малярией и победил рак кожи, боролся с гипертонией и гепатитом3.
Алкоголик, боровшийся с диабетом
«Я хочу объяснить, почему я пью. С утра пишу. Потом выпиваю и тогда немного отдыхаю. А иначе можно сойти с ума — ты не перестаешь думать о том, что дальше герой будет делать и что ответит она ему, а он ей…»
«Мужчина не существует, пока он не пьян, — говорил Хем. — Надо пить как мужчина, а не как девушка в день первого свидания»4.
Эти цитаты великого писателя, увы, очень многое говорят о его отношении к алкоголю. Автор «Старика и моря» действительно много пил. Антони Бюргес, биограф Эрнеста Хемингуэя, написал в своей книге: «Управляющий отеля Gritti Palace рассказал мне, что три бутылки «Вальполичеллы» после завершения рабочего дня были для Хемингуэя лишь мягким стартом. Затем Хемингуэй переходил на дайкири, скотч, текилу, бурбон или мартини…»5.
Вот примерный рацион нобелевского лауреата. Утро – два стакана виски с содовой и льдом, «для поддержания желудочной деятельности». К обеду – красное сухое французское вино, не больше литра. К вечеру – снова виски, но уже без льда, две-три бутылки. И на ночь три литра самого сухого кьянти6.
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
За такое пристрастие к алкоголю писателю приходилось расплачиваться здоровьем. К длинному списку болезней во второй половине жизни присоединился диабет. Свою роль, помимо крайне нездорового образа жизни (а кроме алкоголя, в ежедневном «меню» писателя присутствовали и нездоровая еда, и сигары), сыграла и печальная наследственность. Отец писателя, Кларенс Хемингуэй, в 57 лет застрелился в своём кабинете, когда понял, что сахарный диабет скоро приведёт к ампутации обеих ног1.
Парадокс, но алкоголик Хемингуэй в этом случае тщательно следил за своим здоровьем, хотя и на свой лад. Он выбирал только сухие напитки. В знаменитом кубинском баре Floridita и сегодня подают "хемингуэевский вариант" дайкири - так называемый Papa Doble. От обычного он отличается двойной порцией рома и полным отсутствием сахара7.
Конечно, такой своеобразный подход к лечению диабета не давал никаких результатов. Катастрофически падало зрение: теперь он не мог читать дольше десяти минут, очевидно, из-за осложнений болезни. Слепой писатель??? Это немыслимо! Страшнее, чем потерять дело всей своей жизни, для Хемингуэя не было ничего.
Депрессия, мания преследования или…правда?
В одном из своих последних интервью Хемингуэй обмолвился: «Настоящий мужчина не может умереть в постели. Он должен либо погибнуть в бою, либо — пуля в лоб». И это не было пустой бравадой. Когда в середине 50-х на Кубе началась революция, он долго не обращал внимания на опасность и продолжал жить в своей любимой усадьбе в обществе двадцати беспородных кошек. Но после того как солдаты диктатора Батисты, ворвавшись в его дом в поисках оружия, застрелили старого пса писателя, к которому он был очень привязан, в Хемингуэе что-то сломалось. Он остро почувствовал приближение старости, а вместе с ней — немощности и беспомощности перед окружающим миром, и это стало для него трагедией.
Постепенно писатель начал погружаться в пучину депрессии, а потом – и безумия. То он утверждал, что один из друзей хотел столкнуть его со скалы во время прогулки, то уверял свою семью, что они разорены до нитки. В последние несколько лет жизни он жаловался на слежку со стороны ФБР – из-за его связей с враждебной Кубой. Ему везде мерещились агенты ФБР, прослушивающие устройства....
Жена изо всех сил старалась вернуть любимого к полноценной жизни. Дважды клала его под вымышленным именем в психиатрические лечебницы. Там Хемингуэй проходил курс новомодной в те времена электросудорожной терапии. К сожалению, это не принесло желаемых результатов: после 20 сеансов писатель потерял память и способность формулировать мысли на бумаге. Более того, отныне даже диктовать текст новой книги он был не способен — мысли путались, и от былой лаконичности фразы, по которой легко узнавали стиль папаши Хэма, не осталось и следа1.
Жить без всего, что он любил и что составляло суть его жизни – писательства, выпивки, приключений, красивых женщин он не хотел. «Человеку что нужно - здоровье, выпить-закусить с друзьями, получить удовольствие в постели. А у меня ничего этого больше нет», - так ответил писатель своим друзьям на вопрос о причинах нескольких его попыток суицида8.
Ранним утром 2 июля 1961 года, когда все в доме ещё спали, Хемингуэй проснулся абсолютно спокойным человеком, твёрдо знавшим, что надо делать. Подходя к шкафу, где хранилось оружие, Эрнест тихонько свистел, как когда-то в детстве. Выбрав одну из своих любимых охотничьих двустволок, он неторопливо зарядил её и выстрелил себе в лоб1.
Кстати, а ФБР за ним действительно следило. С 40-х годов спецслужбы не оставляли его в покое ни на секунду - и правда, все из-за Кубы, - почту читали под лупой, телефон прослушивали, каждый шаг отслеживали. Ему не верили - но даже в том самом госпитале, откуда он звонил, действительно стояли «жучки»!8
Но это теперь не так важно. Гораздо важнее, что писатель смог обмануть судьбу. Несмотря на все испытания и раннюю смерть, он остался жить в умах миллионов поклонников: его проза осталась, а это самое главное для писателя. На его могиле написано: «Больше всего в жизни он любил осень. Жёлтые, тёплые осенние листья, плывущие по реке на спинах форелей, а сверху синее безветренное небо. Теперь он будет частью всего этого навсегда»1.
И еще один важный урок, который преподал нам всем великий Хем – это урок о важности здоровья. Как он совершенно верно заметил, здоровье для человека – это всё. Если здоровья нет, то не радуют ни слава, ни деньги, ни Нобелевская премия, ни собственная яхта…Между тем, позаботиться о своем здоровье диабетику очень просто – нужно лишь регулярно принимать сахароснижающие препараты, поддерживать достаточный уровень физической активности и правильно питаться.
Питаться не только правильно, но вкусно и разнообразно вам поможет «Ботаника».
Готовые замороженные блюда «Ботаника» - низкоуглеводное готовое питание, с просчитанными гликемическим индексом и нагрузкой. Не содержит сахара и крахмала.
Наши блюда - не лекарства, не панацея и не считаются лечебными или диетическими. Они лишь призваны вам помочь с подсчетом уровня гликемической нагрузки для контроля сахара в крови. А за лечением - необходимо обратиться к врачу.
Мы используем только экологические, натуральные ингредиенты, а удивительно вкусные рецепты составлены по рекомендациям врача-диетолога. Правильное и сбалансированное питание «Ботаника» – залог Вашего здоровья и хорошего самочувствия.
Список литературы:
1. Туровская Н. Эрнест Хемингуэй: на спинах форелей // Интервью
2. Басинский П. Басинский: Как Эрнест Хемингуэй победил судьбу // Российская Газета (05.07.2021)
4. Датнова А. Алкогений: Эрнест Хемингуэй // Maxim (24.02.2020)
5. Писатели и алкоголь // Хемингуэй позвонит
7. Задорожный Е. В Варадеро появилась копия любимого гаванского бара Хемингуэя // ТАСС (06.05.2022)