количество зарегистрированных пользователей: 66696

Rumedo Медицинский образовательный портал

МЕДИЦИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Академия инновационного образования

Новости

Оториноларингология: обзор отечественных публикаций. Сентябрь

Приветствую всех коллег в нашем блоге. Сегодня предлагаю вам ознакомиться с небольшим обзором отечественных публикаций за последние месяцы.

1. Роль золотистого стафилококка в течении полипозного синусита (Туровский А.Б., Бондарева Г.П., Мусаев К.М.)

Первая в сегодняшнем обзоре статья посвящена обсуждению участия Stарhуlососсus аurеus (S. аurеus) в возникновении полипозного синусита.

Цель. Повысить эффективность лечения полипозного синусита на основе исследования влияния персистирующей стафилококковой инфекции на возникновение и течение заболевания.

Материалы и методы. Авторами было обследовано 105 пациентов с рецидивирующим полипозным синуситом в возрасте от 20 до 65 лет. Всем пациентам при первичном обращении проводили FЕSS – операции по поводу рецидива полипозного синусита. В послеоперационном периоде все больные получали лечение по одной из двух схем: в первой присутствовали антигистаминные средства и топические стероиды, во вторую дополнительно включали кларитромицин.

Пациентам были проведены: бактериологическое, микологическое исследования мазков на флору и грибы из полости; цитологическое исследование мазков-отпечатков со слизистой оболочки полости носа (выполняли подсчет нейтрофилов, эозинофилов и лимфоцитов в препарате); иммунологическое и аллергологическое обследования (кожные тесты, уровни специфического IgЕ сыворотки).

Результаты и обсуждение. Установлено, что наличие у пациента носительства S. аurеus и сенсибилизации к нему, особенно в сочетании с атопией, имеет своим следствием более тяжелое течение полипозного синусита (выраженная назальная обструкция: 91% против 69,5% соответственно). Он характеризуется более выраженным эозинофильным воспалением, чем полипозный синусит, ассоциированный с инфицированием прочими микроорганизмами (количество эозинофилов в крови: 7,5 и 4,3% соответственно, уровень эозинофилов в мазках со слизистой оболочки полости носа: 13 и 4,8% соответственно; средний уровень эндотелиальных клеток-предшественников (ЭКП) 17,6 и 8,1 мкг/мл соответственно).

Выводы. Ведущим методом профилактики рецидивов полипозного синусита по-прежнему остается применение топических глюкокортикостероидов, однако при колонизации в полости носа S. аurеus, помимо базисной терапии топическими глюкокортикостероидами и антигистаминными препаратами, целесообразно применение курса антибактериальной терапии.

2. Усовершенствование методов профилактики и диагностики тимпаносклероза (обзор литературы) (Камола А.И., Хабибулло Н.А., Мирсултон М.Я.)

В данной статье проведен обзор современных методов профилактики, диагностики и лечения тимпаносклероза (ТСК).

На основании проведенного анализа литературы авторы выделили несколько проблем: несмотря на достигнутые успехи в исследовании ТСК до сих пор не существует удобной клинической классификации ТСК, нет единодушия в вопросе необходимого количества этапов хирургической реабилитации больных с ТСК, не предложена адекватная тактика хирурга в стандартных ситуациях. Они также отмечают, что до сих пор остаются без ответа многие вопросы, касающиеся ТСК. Какие факторы являются доминирующими в развитии ТСК? Как влияет на процесс формирования ТСК микробная флора и характер воспаления в среднем ухе? Какова роль местного иммунитета слизистой оболочки среднего уха больного? Влияют ли на процесс сроки обращения пациента к отоларингологу, раннее использование системных антибиотиков и ушных капель?

В качестве одной из мер профилактики ТСК авторы предлагают контроль больных с длительным течением заболевания уха с целью своевременного выявления предикторов или ранних признаков ТСК. С этой целью авторы предлагают использовать такие диагностические методы как отомикроскопия (или эндоскопия), камертональное и аудиологическое обследование, компьютерная томография височных костей, а также применение функциональных проб.

Основное лечение тимпаносклероза, по мнению авторов, заключается в проведении оперативного вмешательства, а некоторые авторы считают, что консервативные методы лечения можно использовать только при незначительной площади склерозирования. Более специфическим лечением является хирургическое, включающее удаление склеротических участков и последующее восстановление цепочки слуховых косточек.

3. Скрининговый способ диагностики фаринголарингеального рефлюкса (Рябова М.А., Шумилова Н.А., Георгиева Л.В., Тишков А.В.)

Авторы следующей статьи отмечают, что фаринголарингеальный рефлюкс (ФЛР) может вести к развитию патологии верхних дыхательных путей. Диагностировать ФЛР на основании жалоб достаточно сложно в связи с отсутствием в ряде случаев заболевания типичных проявлений рефлюкс-синдрома. Применение суточного импеданс-рН-мониторирования пищевода не всегда возможно в связи с инвазивным характером исследования и труднодоступностью метода.

В связи с вышесказанным, целью исследования стала разработка доступного неинвазивного способа диагностики ФЛР.

Материалы и методы. Группу исследования составили 48 пациентов с доказанным по результатам суточной импеданс-рН-метрии ФЛР. Контрольную группу составили 20 здоровых пациентов. На основании анализа жалоб пациентов сформирован опросник «Индекс ФЛР», включающий 9 вопросов. Данные опросника включают следующие клинические симптомы: першение в горле, стекание слизи по задней стенке глотки, ком в горле или желание «прочистить горло», дискомфорт в глотке при глотании, кашель, осиплость, привкус кислого во рту, изжога или отрыжка, а также данные о том, как часто пациент принимает горизонтальное положение после еды.

Результаты. Пациенты, набравшие по результатам заполнения опросника 5,5 балла, с вероятностью 93,2% имеют ФЛР.

Заключение. Разработан способ диагностики ФЛР, включающий одновременное сопоставление ларингоскопических признаков ФЛР с наибольшей диагностической чувствительностью (гиперемия, отечность, мацерация и складчатость межчерпаловидного пространства) и результатов заполнения опросника «Индекс ФЛР», который позволяет диагностировать наличие или отсутствие у пациента ФЛР.

4. Кинкинг внутренней сонной артерии в практике врача-оториноларинголога (Зелёва О.В., Зельтер П.М., Цой А.В., Мякотных М.Н.)

Аномалии внутренней сонной артерии могут встречаться не только в практике врача сосудистого хирурга, но и в других специальностях. В данной статье рассматривается клинический случай в практике врача-оториноларинголога кинкинга внутренней сонной артерии, который симулировал патологию глотки.

В отделение оториноларингологии поступил мужчина в возрасте 71 года с жалобами на дискомфорт в горле, боль при глотании периодически усиливающуюся с иррадиацией в левую верхнечелюстную область и лицо.

В результате клинико-инструментального обследования на уровне тела подъязычной кости слева была выявлена патологическая извитость внутренней сонной артерии, близко прилегающей к стенке глотки. Клинико-рентгенологических признаков компрессии физиологически важных структур, дисциркуляции в каротидном бассейне выявлено не было. Сделано заключение о конституционально-обусловленной извитости внутренней сонной артерии слева, не требующей реконструктивной операции.

По мнению автора, данное клиническое наблюдение подтверждает широту специальности врача-оториноларинголога, необходимость междисциплинарного взаимодействия и изучения анатомических вариантов.

Список литературы:

1. Туровский А.Б., Бондарева Г.П., Мусаев К.М. Роль золотистого стафилококка в течении полипозного синусита. Медицинский совет. 2021;(6):44–48

2. Камола А.И., Хабибулло Н.А., Мирсултон М.Я. Усовершенствование методов профилактики и диагностики тимпаносклероза (обзор литературы). Re-Health Journal. 2021; 2(10): 1001-108

3. Рябова М.А., Шумилова Н.А., Георгиева Л.В., Тишков А.В. Скрининговый способ диагностики фаринголарингеального рефлюкса. Consilium Medicum. 2021; 23 (3): 236–239

4. Зелёва О.В., Зельтер П.М., Цой А.В., Мякотных М.Н. Кинкинг внутренней сонной артерии в практике врача-оториноларинголога. Вестник медицинского института «Реавиз». Реабилитация, Врач и Здоровье. 2021;3(51):51-55.

Вернуться к новостям