Онкология: обзор зарубежных новостей. Май-2023

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается краткий обзор зарубежных новостей онкологии за май.

1. RNA sampling via tape strips may rule out melanoma in suspicious lesions (Capaldo G.)

Согласно результатам недавно проведенного исследования, получение образцов РНК из подозрительных поражений с помощью специальной клейкой ленты оказалось эффективным методом выявления злокачественной меланомы кожи (ЗМК). Авторы отмечают, что практикующие врачи с опытом проведения дерматоскопии и врачи первичной медико-санитарной помощи удаляют от 8 до более чем 20 доброкачественных образований, чтобы обнаружить один ЗМК.

“Был предложен неинвазивный тест для повышения клинической точности обнаружения ЗМК с использованием профилей РНК, полученных с помощью клейких полосок с поверхности поражения”, - написали исследователи, добавив, что чувствительность этих тестов вызвала опасения по поводу риска пропустить ЗМК при подозрительных поражениях.

В этом исследовании авторы оценили достоверность профилей РНК, полученных с помощью клейких полосок, для исключения ЗМК при клинически подозрительных поражениях. Они оценили 200 поражений с помощью полосок, после чего изучали уровни экспрессии 11 генов с использованием измерения РНК. В целом авторы проанализировали 73 образца ЗМК и 127 не-ЗМК.

Результаты показали, что тестирование РНК, полученной с помощью полоски, позволило идентифицировать все случаи ЗМК, т.е. чувствительность составила 100%. Эти результаты были получены из-за повышенных уровней экспрессии двух онкогенов, PRAME и KIT, по сравнению с геном RPL18.

Методика также правильно исключила ЗМК в 32% поражений, не связанных с ЗМК, продемонстрировав 32%-ную специфичность. Это указывает на то, что, по мнению исследователей, РНК, отобранная методом клейкой ленты, может уменьшить количество повреждений, удаляемых без необходимости, почти на треть без пропуска ЗМК.

Исследователи также отметили, что для того, чтобы этот метод тестирования был эффективным, время хранения образцов должно быть не более 14 дней, так как более длительное время может привести к разрушению РНК.

“Образец РНК, взятый с помощью клейкой ленты, является полезным неинвазивным методом для отличия ЗМК от других поражений”, - заключили они.

2. Minimally Invasive vs Open Surgery in Pancreatic Cancer (Davenport L.)

Пациентам с резектабельным раком поджелудочной железы на ранней стадии можно безопасно проводить минимально инвазивную дистальную панкреатэктомию (МИДП) в качестве альтернативы традиционной открытой операции, свидетельствуют результаты международного исследования.

В ходе этого исследования 254 пациента из 35 центров в 12 странах были случайным образом распределены для проведения либо открытой операции (125), либо малоинвазивного лапароскопического или роботизированного вмешательства (129). Пациенты, медсестры и патологоанатомы не знали о распределении. Ни один из пациентов не проходил адъювантную или неоадъювантную химиотерапию. После процедуры пациенты находились под наблюдением в течение 2 недель, а также через 1, 3, 6 и 12 месяцев они осматривались врачом. При каждом посещении проводился ряд оценок, включая показатели качества жизни. Кроме того, через 12 месяцев была проведена компьютерная томография.

Показатели полного удаления опухоли были сопоставимы между группами: частота радикальной резекции R0 (определяемая как расстояние ≥1 мм между опухолью и краем операции) составила 73% против 69% (Р = 0,039). Частота серьезных побочных эффектов, таких как кровотечение или повреждение органов, была одинаковой между двумя процедурами и составила 18% при минимально инвазивной хирургии против 22% при открытой процедуре.

Частота внутрибрюшинных рецидивов при МИДП составила 41% по сравнению с 38% у пациентов, перенесших открытую операцию.

Кроме того, показатели безрецидивной и общей выживаемости через 3 года были почти идентичны. При сравнении МИДП с открытой операцией соотношение рисков составило 0,99 (Р = 0,94) для общей выживаемости и 0,97 (Р = 0,88) для безрецидивной выживаемости.

Однако, исследование не смогло показать преимущества в плане сокращения сроков пребывания в больнице или более быстрого функционального восстановления при минимально инвазивном подходе. Время до функционального восстановления было одинаковым – 5 дней для обеих групп (Р = 0.22). По мнению авторов, это может быть связано с различиями в послеоперационных процедурах в медицинских центрах, которые принимали участие в исследовании.

Ведущий автор также подчеркнул, что "наилучшие результаты достигаются в крупных центрах, где хирурги выполняют более 50 резекций поджелудочной железы в год", поскольку малоинвазивный подход сложнее, чем открытая хирургия.

Исследователи продолжат наблюдение за пациентами в течение 3-5 лет и проанализируют извлеченные лимфатические узлы, чтобы определить, необходимо ли удаление селезенки.

3. Gas-releasing adjuvant improves efficacy of photothermal therapy for cancer (Wiley)

Сероводород обычно является высокотоксичным газом. Однако при тщательной подготовке его можно использовать для поддержки фототермической терапии (ФTT) при лечении рака, как недавно обнаружила группа исследователей, опубликовавшая отчет в журнале Angewandte Chemie International Edition. Как сообщает команда, адъювант, выделяющий сероводород, приводит к тому, что опухолевые клетки теряют свою естественную теплозащиту и, таким образом, становятся значительно более чувствительными к ФTT.

По сути, цель фототермической терапии состоит в том, чтобы "выварить" раковые клетки изнутри. Чтобы достичь требуемых температур, фотосенсибилизатор, введенный в клетки, преобразует поступающий лазерный свет в тепло. Однако опухолевые клетки реагируют на эту тепловую атаку увеличением выработки белков теплового шока (БТШ), снижая эффективность лечения. Однако для выработки БТШ клетке необходимы энергетические эквиваленты, вырабатываемые в дыхательной цепи митохондрий, и именно в эту часть процесса вмешались исследователи. Они обнаружили, что сероводород, попадая в опухолевые клетки в соответствующих количествах, нарушает митохондриальное дыхание, подавляет выработку БТШ и затрудняет защиту опухолевых клеток. В качестве донора сероводорода команда выбрала одобренный FDA анетолтритион - препарат, первоначально использовавшийся для лечения сухости во рту и стимуляции секреции желчи, но также известный своей способностью постоянно выделять сероводород при расщеплении в клетке.

Чтобы завершить фототермическую терапию, команда соединила производное тритиона анетола с нанодисками сульфида меди, которые используются в ФTT в качестве фотосенсибилизатора для эффективного преобразования ближнего инфракрасного света в тепло. Лечение однократной дозой привело к уничтожению опухолей у лабораторных мышей, которым ранее были имплантированы опухоли молочной железы, всего за несколько дней. Авторы также обнаружили, что они могут проводить ФТТ при более низких температурах, используя комбинацию адъюванта и фотосенсибилизатора, ограничивая повреждение окружающих здоровых тканей.

Исследователи предлагают использовать этот подход к энергетическому ремоделированию с использованием адъювантов-доноров сероводорода в качестве общего подхода к эффективной ФТТ.

4. Cemiplimab plus chemotherapy prolongs life and improves QoL in patients with advanced lung cancer (Kohli K.K.)

Анализ результатов исследования EMPOWER-Lung 3 фазы 3 показал, что химиотерапия цемиплимабом в сочетании с химиотерапией платиной может улучшить выживаемость, а также влияет на качество жизни пациентов с запущенным раком легких по сравнению с плацебо в сочетании с химиотерапией платиной. Результаты были опубликованы онлайн в журнале CANCER, рецензируемом журнале Американского онкологического общества.

Многонациональное исследование EMPOWER-Lung 3 фазы 3 показало, что добавление цемиплимаба к химиотерапии на основе платины было связано с улучшением выживаемости пациентов с немелкоклеточным раком легких (НМРЛ) на поздней стадии по сравнению с только химиотерапией. Поскольку качество жизни также является важным параметром эффективности лечения, исследователи изучили, как семиплимаб плюс платина влияли на симптомы по сравнению с только химиотерапией у пациентов, включенных в это исследование, используя опросники EORTC QLQ-C30 и QLQ-LC13.

312 пациентам была назначена химиотерапия цемиплимабом плюс платиновый дублет, а 154 - плацебо плюс химиотерапия; 83,9% были мужчинами, средний возраст составил 63,0 года.

Пациенты, получавшие цемиплимаб в сочетании с химиотерапией, отмечали значительное уменьшение боли, одышки, запоров, тошноты и рвоты по сравнению с теми, кто получал плацебо в сочетании с химиотерапией. В группе комбинированной химиотерапии также наблюдалась значительно более позднее ухудшение состояния пациентов, включая кашель, кровохарканье и дисфагию.

Значительное общее улучшение показателей качества жизни по сравнению с исходным уровнем наблюдалось при химиотерапии препаратом семиплимаб плюс платина по сравнению с незначительным общим изменением по сравнению с исходным уровнем при химиотерапии плацебо плюс платина (1,69 против 1,08 в разных группах).

На этом обзор завершаю. До новых встреч.

1. Capaldo G. RNA sampling via tape strips may rule out melanoma in suspicious lesions // Healio (26.05.2023)