Новости
Онкология: обзор зарубежных новостей. Декабрь-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 28.12.2023
- 1539
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаем вашему вниманию обзор зарубежных новостей за декабрь.
Согласно результатам исследования фазы 2b, адъювантное лечение матричной РНК в комбинации с Кейтрудой привело к значительному улучшению состояния пациентов с резецированной меланомой высокого риска.
В продолжающемся рандомизированном открытом исследовании KEYNOTE-942/mRNA-4157-P201 157 пациентам с меланомами высокого риска 3-й и 4-й стадий, перенесшим полную резекцию, было назначено адъювантное лечение в соотношении 2:1 — девять доз по 1 мг mRNA-4157 (V940) каждые 3 недели в комбинации с 18 циклами приема 200 мг Кейтруды каждые 3 недели — или только 200 мг Кейтруды в течение 1 года до возникновения рецидива заболевания или неприемлемой токсичности.
После медианы наблюдения в 3 года комбинированная терапия снизила риск рецидива или смерти на 49% (ОР = 0,51; 95% ДИ 0,288-0,906) по сравнению с приемом только Кейтруды. Комбинация также продемонстрировала значимое улучшение выживаемости без отдаленных метастазов по сравнению с приемом только Кейтруды, при этом риск отдаленных метастазов или смерти был снижен на 62% (ОР = 0,384; 95% ДИ 0,172-0,858).
Профиль безопасности остался таким же, как сообщалось ранее. Наиболее частыми нежелательными явлениями были усталость (60,6%), боль в месте инъекции (56,7%) и озноб (49%).
Основываясь на этих данных, FDA присвоило этой комбинированной терапии статус прорывной терапии, а Европейское агентство по лекарственным средствам предоставило схему приоритетных лекарственных средств для лечения пациентов с меланомой высокого риска.
2. The Latest Findings on Major Breast Cancer Trials (Otto A.M.)
Медицинский портал Medscape Medical News представляет обзор пяти исследований, представленных на симпозиуме по раку молочной железы в Сан-Антонио в 2023 году (SABCS), которые могут представлять особый интерес для онкологов.
NATALEE (рибоциклиб)
В SABCS были представлены окончательные результаты безрецидивной выживаемости по результатам исследования рибоциклиба NATALEE.
NATALEE рандомизировала 1748 пациенток с ранними стадиями рака молочной железы II и III с положительным по гормональным рецепторам, HER2-отрицательным раком молочной железы на прием адъювантного ингибитора ароматазы (летрозол или анастрозол) в течение 60 месяцев или более и 2549 пациенток на режим приема ингибиторов ароматазы плюс 3 года рибоциклиба, ингибитора CDK 4/6.
В промежуточном анализе комбинация рибоциклиба и ингибитора ароматазы продемонстрировала значительное преимущество в выживаемости без инвазивных заболеваний по сравнению с одним только ингибитором ароматазы (отношение рисков [ОР] 0,748; Р = 0,0014). Через 3 года окончательный анализ подтвердил преимущество добавления рибоциклиба. 3-летняя выживаемость без инвазивных заболеваний составила 90,7% с добавлением рибоциклиба против 87,6% без него (ОР 0,749).
Трехлетняя выживамость без рецидивов (92,1% против 89,1%) и общая выживаемость (97% против 96,1%; ОР 0,892) также были в пользу пациентов в группе рибоциклиба, но результаты общей выживаемости не были статистически значимыми.
Пациенты получали рибоциклиб в дозе 400 мг в течение 3 недель каждый месяц с перерывом на 1 неделю — более низкая доза, чем 600 мг, одобренная для лечения метастатических заболеваний. Эта доза в 400 мг привела к снижению частоты нежелательных явлений. Тем не менее, у 44,3% пациентов развилась нейтропения 3-й степени или выше в группе рибоциклиба, среди прочих проблем.
KATHERINE (T-DM1)
Окончательные результаты оценки инвазивной безрецидивной выживаемости в исследовании KATHERINE фазы 3 подтвердили преимущество адъювантного приема адо-трастузумаба эмтансина (T-DM1) по сравнению со стандартным трастузумабом при остаточном инвазивном HER2-позитивном раке молочной железы после операции.
В исследовании были рандомизированы 1486 пациентов (в соотношении 1:1), получавших либо T-DM1, либо трастузумаб после операции.
Окончательный анализ показал, что 7-летняя выживаемость без инвазивных заболеваний составила 80,8% при T–DM1 против 67,1% при применении трастузумаба. Общая выживаемость через 7 лет составила 89,1% при T-DM1 против 84,4% при применении трастузумаба, при этом преимущества от сохранения T-DM1 были в разных подгруппах.
Нежелательные явления 3-й степени или выше имели место у 0,4% пациентов в каждой группе, при этом новых проблем с безопасностью не возникало, а сердечная токсичность оставалась редкой в обеих группах.
APHINITY (пертузумаб)
Исследование APHINITY показало, что пациенты с ранним HER2-положительным раком молочной железы получают пользу от добавления пертузумаба к адъювантной химиотерапии трастузумабом независимо от уровней экспрессии ER и HER2.
В ходе исследовательского анализа было рандомизировано 4804 пациента (в соотношении 1:1), получавших пертузумаб или плацебо с адъювантным трастузумабом и химиотерапией, которая чаще всего проводилась на основе антрациклина. Медиана наблюдения составила 73,6 месяца. Пациенты были классифицированы по статусу HER2 — коэффициент гибридизации флуоресценции in situ (FISH) от 2 до 5 указывал на низкий уровень HER2, в то время как коэффициент FISH, равный 5 или выше, указывал на высокий уровень HER2.
Пациенты с HER2-низким, ER-положительным заболеванием продемонстрировали наибольшую пользу – у них риск рецидива заболевания снизился на 30%, в то время как пациенты с HER2-высоким, ER-отрицательным заболеванием получили наименьшую пользу (ОР 0,85; 95% ДИ 0,59-1,25).
3. Fighting brain tumors with the help of viruses and molecules (Pultarova T.)
Проект, получивший название Lumiblast, продолжался более шести лет, до конца января 2023 года, и вселил надежду на прорыв в области лечения глиобластомы.
Команда авторов исследовала способность светочувствительных соединений, таких как протопорфирин IX, который естественным образом вырабатывается в клетках человека, разрушать опухоли головного мозга изнутри и избегать необходимости хирургического вмешательства. Исследователи сосредоточились на глиобластоме, на долю которой приходится от 35% до 40% всех случаев раковых опухолей головного мозга.
Протопорфирин IX накапливается преимущественно в клетках глиобластомы. Нейрохирурги в настоящее время используют его способность светиться при освещении светом, чтобы определять границы опухолей во время операции. При воздействии света протопорфирин IX производит побочные продукты, называемые "активными формами кислорода", которые разрушают раковые клетки, по словам ведущего автора. Теоретически эти молекулы могли бы разрушать опухоль изнутри — если бы каким-то образом можно было обеспечить достаточное количество света. "Проблема в том, что свет не так легко проникает в ткани", - сказал автор. "Проникновение, вероятно, ограничено несколькими миллиметрами". В результате, даже при проведении операции на открытом черепе, необходимой для проникновения света, невозможно достичь всех частей опухоли.
Поэтому исследователи Lumiblast пошли другим путем к той же цели: они искали соединения, способные вызвать химическую реакцию, которая заставила бы их светиться и тем самым активировать протопорфирин IX без прямого воздействия внешнего света. Эти соединения могут вводиться в кровоток пациента.
Команда протестировала несколько многообещающих соединений. Некоторые из них в результате хемилюминесцентных реакций помогли уничтожить культивируемые клетки глиобластомы в лаборатории, а также в небольших опухолях, имплантированных под кожу мышей. Исследователи планируют уже в 2024 году протестировать этот метод на опухолях в мозге животных.
Ведущий автор считает, что первоначальные исследования с участием пациентов-людей могут начаться уже через два-три года.
4. Carrot Intake Reduces Cancer Risk By 10 To 20 Per Cent, Meta-Analysis Reveals (Baranwal M.)
Недавнее исследование, опубликованное в журнале Critical Reviews in Food Science and Nutrition, выявило устойчивую связь между потреблением моркови и снижением риска развития рака; авторы рекомендуют поощрять потребление моркови и дальнейшее изучение причинно-следственных механизмов в рандомизированных клинических испытаниях.
Метаанализ 80 проспективных когортных исследований показал, что потребление моркови снижает риск развития рака на 10-20%. Результаты применимы к широкому спектру типов воздействия, географических регионов и видов рака.
"Потребление моркови в 50 проспективных когортах с 52 000 случаев рака выявило относительное снижение риска на 10% (относительный риск 0,90) по сравнению с контрольной группой", - сообщили исследователи.
Морковь является основным диетическим источником потенциальных противораковых соединений, включая полиацетилены, в то время как β-каротин не показал никаких преимуществ в контролируемых исследованиях рака.
Метаанализ был проведен для количественной оценки связи между потреблением моркови и заболеваемостью раком при всех типах рака, с акцентом на высококачественные (проспективные) данные. Во-вторых, исследователи стремились оценить дозозависимость, чтобы облегчить разработку количественных рекомендаций, а также обеспечить возможность сравнения отдельных наборов данных для оценки надежности результатов.
В частности, целью анализа было "предоставить доказательства зависимости доза–эффект и согласованности ассоциации между исследованиями", как того требует Европейское управление по безопасности пищевых продуктов (EFSA) в качестве одного из предварительных условий для утверждения о пользе моркови для снижения риска развития рака.
С этой целью авторы провели мета-анализ 50 проспективных когортных исследований, охватывающих широкий спектр типов рака (колоректальный, молочной железы, предстательной железы, легких и других типов), географических регионов (Азия, Европа, США, другие регионы) и типов воздействия (потребление альфа-каротина и потребление моркови из опросника частоты употребления разных видов пищи). Потребление бета-каротина (еще одного соединения, содержащегося в моркови) не оценивалось, поскольку предыдущие рандомизированные клинические испытания показали его ограниченную пользу в борьбе с раком.
Исследователи сообщили о следующих ключевых выводах:
- По сравнению с контрольной группой, потребление моркови в 50 проспективных когортах с 52 000 случаев рака привело к относительному снижению риска на 10% (относительный риск 0,90).
- Уровни потребления альфа-каротина в плазме крови, оцененные в 30 проспективных когортах с 9331 случаем рака, показали относительное снижение риска на 20% (относительный риск 0,80).
- Исследования обоих типов воздействия (уровень потребления моркови и альфа-каротина в плазме крови) показали значительную линейную зависимость доза-эффект, согласно которой одна порция в неделю снижает риск на 4±2%, а пять порций в неделю снижают риск на 20±10%.
"Эти результаты обеспечивают расширенную поддержку экономически эффективным и безопасным рекомендациям общественного здравоохранения и вмешательствам по увеличению потребления моркови как части общего потребления овощей и фруктов, чтобы снизить риск развития рака и других заболеваний, связанных с питанием", - пишут исследователи. "Результаты также подчеркивают необходимость определения роли более широкого спектра растительных фитохимических веществ, в частности изокумаринов и полиацетиленов, в доклинических исследованиях, касающихся эффектов, связанных с раком", - заключили они.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.
Список литературы:
2. Otto A.M. The Latest Findings on Major Breast Cancer Trials // Medscape (21.12.2023)