Новости
Онкология: обзор отечественных публикаций. Октябрь-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 22.10.2023
- 549
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаем вашему вниманию обзор публикаций отечественных авторов за последние месяцы.
Введение. Плоскоклеточный рак анального канала (ПРАК) является редкой локализацией в структуре заболеваемости злокачественными новообразованиями во всем мире. Современным стандартом лечения ПРАК является сочетание лучевой терапии (ЛТ) с химиотерапией митомицином или цисплатином с препаратами фторпиримидинового ряда. Один из эффективных лекарственных режимов с меньшим профилем токсичности – сочетание оксалиплатина и капецитабина в комбинации с ЛТ.
Цель исследования – ретроспективная оценка результатов комбинированного лечения 74 пациентов с ПРАК с использованием препаратов оксалиплатин и капецитабин.
Методы. В исследование включены 74 пациента (мужчины – 12,2%, женщины – 87,8%) с ПРАК I–III стадии. Всем больным проводили мегавольтную конвенциональную ЛТ до СОД 50 Гр (2×25) и бустом 10 Гр на зону анального канала. С 1 по 14-й и с 22 по 36-й дни облучения назначали пероральный прием капецитабина в дозе 825 мг/м2 дважды в день в сочетании с внутривенным введением оксалиплатина 50 мг/м2 в 1, 8, 22, 29-й дни ЛТ. При наличии остаточной опухоли через 6 мес после завершения ХЛТ выполняли хирургические вмешательства.
Результаты. ЛТ во всех случаях завершена в полном объеме, завершенность химиотерапии составила 78,4% больных. Лучевые реакции отмечены у всех пациентов, однако реакции III–IV степени – у 11 (14,9%) больных. В группу динамического наблюдения включены 64 (86,5%) пациента с полным клиническим ответом. Оценка поздних лучевых повреждений по шкале RTOG (LENT SOMA) проведена у 49 пациентов. У 48 (98,0%) больных было отмечено хотя бы одно лучевое повреждение, в том числе осложнения III–IV степени зарегистрированы у 12 (24,5%) пациентов. Постлучевые изменения костной ткани отмечены у 19 (38,8%) пациентов, 7 больным потребовалось эндопротезирование тазобедренных суставов. При медиане наблюдения 40 мес (3–82) кумулятивная 3-летняя частота местных рецидивов, общая и безрецидивная 3-летняя выживаемость составили 15,3 ± 4,5; 73,7 ± 5,7 и 53,5 ± 6,4% соответственно.
Заключение. Комбинированное лечение ПРАК, основанное на сочетании ЛТ с химиотерапией препаратами оксалиплатин и капецитабин, удовлетворительно переносится пациентами. Необходимы дополнительные клинические исследования с использованием данного режима химиотерапии в сочетании с современными методиками ЛТ.
Введение. Частота послеоперационных инфекционных осложнений (ИО), связанных с хирургическим вмешательством, при лечении рака прямой кишки остается высокой. Одним из способов снижения ИО при выполнении резекции прямой кишки является использование предоперационной подготовки кишки, оптимальный способ которой остается предметом дискуссии.
Целью данной работы является сравнение непосредственных результатов хирургического лечения рака прямой кишки при использовании комбинации механической подготовки кишки (МПК) и пероральных антибиотиков (ПА) или при использовании МПК без ПА.
Материалы и методы. В настоящем одноцентровом рандомизированном исследовании оценивались результаты лечения пациентов (n = 98), подписавших информированное добровольное согласие и проходивших лечение в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России. Удовлетворяющие критериям включения и не имеющие критериев исключения пациенты рандомизированы в отношении 1:1 в группу МПК+ПА и в группу МПК. 51 пациент рандомизирован в группу МПК+ПА, 47 пациентов — в группу МПК. После предоперационной подготовки кишки пациентам выполнено хирургическое лечение в объеме передней или низкой передней резекции прямой кишки, послеоперационное лечение и наблюдение в течение 30 дней. В качестве первичной конечной точки оценивалась частота связанных с хирургическим вмешательством ИО.
Результаты. Частота ИО, связанных с хирургическим вмешательством, составила 13,7% против 34,0% соответственно в группах МПК+ПА и МПК (отношение рисков — 0,403, 95% CI: 0,182−0,893, p = 0,018). Частота несостоятельности анастомоза составила 3,9% против 23,4 % соответственно в исследуемой и контрольных группах (отношение рисков — 0,168, 95% CI: 0,039−0,717, p = 0,005). Значимых различий в частоте раневых инфекций, внутрибрюшных/тазовых абсцессов, частоте других послеоперационных осложнений не обнаружено.
Выводы. Предоперационная подготовка кишки с использованием комбинации МПК и ПА в сравнении с применением исключительно МПК снижает частоту инфекционных осложнений, связанных с хирургическим вмешательством, и, в частности, несостоятельности анастомоза.
Цель исследования. Разработка методики хирургического лечения пациентов с метастатическим поражением краниовертебральной области.
Пациенты и методы. В исследование включено 7 больных c метастатическим поражением краниовертебральной области, оперированных по поводу выраженной нестабильности, болевого синдрома, неврологического дефицита в период с 01.01.2014 по 30.09.2022 гг. Для оценки неврологического статуса и состояния пациентов использовали шкалы Frankel и Karnofsky в день поступления и выписки пациентов из стационара. Интенсивность болевого синдрома оценивали по визуально аналоговой шкале боли (ВАШ). Для оценки нестабильности в пораженном позвоночно-двигательном сегменте пользовались шкалой SINS. Всем пациентам выполнено паллиативное хирургическое лечение в объеме окципитоспондилодеза с биопсией новообразования из заднего доступа.
Результаты. Средний возраст больных составил 60 [44; 66] лет. У всех пациентов до операции отмечался выраженный болевой синдром, средняя интенсивность боли по визуально аналоговой шкале боли составиляла 8 баллов. В предоперационном периоде 6 (85%) больных по шкале Frankel отнесены к группе Е, 1 (14%) – к группе С. После операции у 6 (85%) больных динамика неврологического статуса отсутствовала, однако по шкале Karnofsky отмечалось улучшение до 10 баллов вследствие регресса болевого синдрома до 1 балла по визуально аналоговой шкале боли. У 1 (14%) больного вследствие мальпозиции ламинарного крючка в послеоперационном периоде развился гемипарез. Cредняя продолжительность выполненных оперативных вмешательств составила 337,5 [315; 345] мин, средняя интраоперационная кровопотеря – 300 [300; 800] мл. У 6 из 7 больных (85%) динамика неврологического статуса после операции отсутствовала, а по шкале Karnofsky отмечалось улучшение до 10 баллов вследствие регресса болевого синдрома до среднего значения 1 [1; 2] балл по ВАШ.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о возможностях клинического применения минимальных по травматичности технологий в хирургическом лечении метастатических опухолей краниовертебральной зоны.
Введение. Наиболее часто лимфома Ходжкина регистрируется в молодом возрасте от 20 до 40 лет, и до появления современных препаратов химиотерапии лучевая терапия оставалась предпочтительной опцией выбора. В дальнейшем риск появления радиоиндуцированного рака молочной железы после проведения радиотерапии СОД от 38 Гр увеличивался в 4,5 раза.
Материалы и методы. В публикации представлен клинический случай, демонстрирующий агрессивно протекавший рак молочной железы, развившийся через 43 года после проведенной лучевой терапии по поводу лимфомы Ходжкина (ЛХ).
Результаты и обсуждение. В клиническом наблюдении у пациентки рак молочной железы развился спустя 43 года после лечения ЛХ. Опухоль верифицирована как люминальный тип В, который характеризуется высоким метастатическим потенциалом. Получить полноценную адъювантную химиотерапию пациентке не удалось по причине выраженных нежелательных явлений, поэтому получала антиэстрогенную терапию тамоксифеном. Время от постановки первичного диагноза РМЖ до времени появления рецидива составило 8 месяцев. На фоне ухудшения состояния пациентка госпитализирована в паллиативное отделение на симптоматическое лечение. После стабилизации состояния произведена смена режима химиотерапии на схему гемцитабин + карбоплатин AUC 3, проведен 1 курс в октябре 2022 года. После курса ХТ у пациентки наступило ухудшение состояния в виде нарастания слабости, очаговой неврологической симптоматики, и пациентка скончалась.
Заключение. На сегодня с помощью современных методов химиотерапии и/или лучевой терапии удается вылечить до 75% пациентов с лимфомой Ходжкина. В дальнейшем диспансерном наблюдении необходимо учитывать высокий риск развития вторичных злокачественных новообразований, особенно рака легкого и молочной железы.
Наш обзор завершен. До новых встреч.