Новости
Гематология: обзор зарубежных новостей. Июнь-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 01.07.2023
- 467
Приветствуем всех коллег-гематологов (и не только) в нашем блоге. Ознакомьтесь пожалуйста с небольшим обзором зарубежных новостей за июнь.
1. Risk for bacteremia low among children with sickle cell disease, fever (Weldon R.)
Согласно результатам крупного исследования, опубликованного в JAMA Network Open, риск бактериемии был низким — чуть более 1% — среди детей и молодых взрослых с серповидноклеточной анемией, которые обратились в отделение неотложной помощи с лихорадкой.
Исследование включало более 35 000 встреч с более чем 11 000 пациентами в 36 больницах педиатрического профиля в США. “Насколько нам известно, это одно из крупнейших исследований на сегодняшний день, описывающее риск бактериемии в этой популяции”, - пишут авторы.
“Бактериемия и инвазивные бактериальные инфекции являются важными причинами смерти у детей с [серповидно-клеточной анемией], особенно в возрасте до 5 лет, из-за функциональной асплении, дефектов иммунной системы и анатомической предрасположенности к остеомиелиту, присущей основному заболеванию”, - пишут авторы. “До разработки конъюгированной пневмококковой вакцины и лечения гидроксимочевиной, бактериемия была обычным явлением, и вероятность смерти от эпизода бактериемии составляла от 15% до 20%”. “Учитывая исторически высокий риск смертности из-за бактериемии, руководящие документы в США рекомендуют обследование в отделении неотложной помощи при температуре выше 38,5 °C и стандартизированный уход за этой группой высокого риска, включая сбор лабораторных исследований, посев крови и назначение антибиотиков”, - продолжили они.
Используя базу данных информационных систем здравоохранения в педиатрии, исследователи проанализировали данные о 35 548 встречах с 11 181 ребенком и молодыми взрослыми с серповидно-клеточной анемией и лихорадкой в период с 2016 по 2021 год.
Только в 405 случаях из общего числа обращений — 1,1% — был поставлен диагноз бактериемии в течение 3 дней после контрольного визита.
Исследователи обнаружили, что предшествующая бактериемия в анамнезе, инфекция кровотока, связанная с постановкой центрального венозного катетера или аферез, были связаны с с диагнозом бактериемия.
2. FDA Approves First Gene Therapy for Hemophilia A (Otto M.A.)
Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) одобрило генную терапию валоктокогеном роксапарвовек (Roctavian, BioMarin) для взрослых с тяжелой формой гемофилии А.
Валоктокоген роксапарвовек, однократная внутривенная инфузия, является первой генной терапией, одобренной в Соединенных Штатах для лечения тяжелой формы гемофилии А, и обойдется примерно в 2,9 миллиона долларов. Компания BioMarin заявила, что ценник отражает "возможность освобождения от многолетнего лечения", стоимость которых составляет около 800 000 долларов в год. Однако степень, в которой генная терапия обеспечит свободу от инфузий, на какой срок и у каких пациентов, до конца не изучена.
"Взрослые с тяжелой формой гемофилии А сталкиваются с пожизненным бременем, связанным с частыми инфузиями и высоким риском осложнений со здоровьем, включая неконтролируемое кровотечение и необратимое повреждение суставов", - Стивен Пайп, профессор педиатрии и патологии Мичиганского университета и участник 3-й фазы исследования, которое привело к одобрению, сказано в заявлении. Одобрение валоктокогена роксапарвовек "потенциально может изменить наши методы лечения взрослых, основанные на многолетнем контроле кровотечения после однократной инфузии".
Показания к применению в США ограничены пациентами, не принимавшими в анамнезе ингибиторы фактора VIII и не имеющими обнаруживаемых антител к аденоассоциированному вирусу серотипа 5.
В августе прошлого года Европейское агентство по лекарственным средствам разрешило генную терапию для использования в Европе, но, по данным Forbes и PharmaPhorum, внедрение в Европе было отложено из-за проблем с возмещением затрат на лечение, учитывая стоимость лечения и клиническую неопределенность результата.
Однако данные, полученные на сегодняшний день, являются многообещающими для большинства пациентов. Одобрение было основано на открытом исследовании BioMarin GENEr8-1 с участием 134 мужчин с тяжелой врожденной гемофилией А. Пациенты получали однократную инфузию 6х1013 векторных геномов на килограмм.
Среди 132 пациентов, доступных для двухлетнего обследования, медиана активности фактора VIII была в пределах легкой степени гемофилии (от 6% до 39% от нормы) при снижении частоты кровотечений на 84,5% по сравнению с исходным уровнем. Более чем у 80% участников не было кровотечений, требующих лечения, и средняя частота использования экзогенного фактора VIII снизилось на 98% по сравнению с исходным уровнем.
В целом, через 2 года только у 4,5% пациентов активность фактора VIII соответствовала тяжелой форме гемофилии А; у 9,1% активность соответствовала заболеванию средней степени тяжести; у 59,8% активность соответствовала заболеванию легкой степени тяжести и у 26,5% активность была в пределах нормы - выше 40 МЕ/дл.
Авторы, проводившие исследование, подсчитали, что типичный период полураспада системы продуцирования фактора VIII, полученного из трансгена, составляет 123 недели.
Среди шести мужчин, которые возобновили профилактику, у большинства было меньше кровотечений, чем когда они проходили профилактику до инфузии. У всех пациентов выработались антитела к переносчику вируса, что исключало повторное лечение.
Повышенный уровень аланинаминотрансферазы был наиболее распространенным побочным эффектом, наблюдавшимся у 88,8% пациентов, которые получали иммунодепрессанты в среднем в течение 33 недель. Повышение сохранялось в течение 2 лет у 29% пациентов. Другими наиболее частыми побочными явлениями были головная боль (38,1%), тошнота (37,3%) и повышение уровня аспартатаминотрансферазы (35,1%).
Химическое вещество, связанное с повышенным риском лейкемии и других видов рака крови, проникает в миллионы домов всякий раз, когда жители зажигают свои газовые плиты. Новый анализ, проведенный под руководством специалистов из Стэнфордского университета, показывает, что одна газовая конфорка на высокой мощности или газовая духовка, разогретая до 350 градусов по Фаренгейту, могут повысить уровень канцерогена бензола в помещении выше, чем в пассивно вдыхаемом табачном дыме. Согласно статье, опубликованной в журнале Environmental Science & Technology, бензол также разносится по всему дому и задерживается в воздухе на несколько часов.
"Бензол образуется в пламени и других средах с высокой температурой, таких как факельные установки на нефтяных месторождениях и нефтеперерабатывающих заводах. Теперь мы знаем, что бензол также образуется в пламени газовых плит в наших домах", - сказал старший автор исследования. "Хорошая вентиляция помогает снизить концентрацию загрязняющих веществ, но мы обнаружили, что вытяжные системы часто неэффективны для устранения воздействия бензола".
В целом, исследователи обнаружили, что концентрация бензола, образующегося в пламени газовых плит, в помещении может быть ниже, чем средняя концентрация при пассивном курении, что бензол может мигрировать в другие помещения, удаленные от кухни, и что концентрации, измеренные в спальнях, могут превышать национальные и международные нормативы в области здравоохранения. Они также обнаружили, что бытовые вытяжки не всегда эффективны в снижении концентрации бензола и других загрязняющих веществ, даже если вытяжка идет наружу.
Исследователи также обнаружили, что газовые и пропановые горелки и духовые шкафы выделяют в 10-50 раз больше бензола, чем электрические плиты. Индукционные варочные панели вообще не выделяют бензола, который можно было бы обнаружить. Уровни выбросов бензола при горении были в сотни раз выше, чем уровни выбросов бензола, выявленные в других недавних исследованиях при утечке несгоревшего газа в дома.
Исследователи также проверили, выделяют ли приготовленные продукты бензол, и обнаружили нулевые выбросы бензола при обжаривании лосося или бекона на сковороде. Все выбросы бензола, которые измерили исследователи, были связаны с использованным топливом, а не с приготовленной пищей.
Авторы также дают рекомендации по уменьшению воздействия загрязняющих веществ от газовых плит. Помимо обеспечения надлежащей вентиляции с помощью вытяжки или открытого окна, относительно недорогие подходы к снижению воздействия загрязняющих веществ от газовых плит включают:
- Используйте портативные индукционные варочные панели.
- Используйте электрическую кухонную утварь, такую как чайники, тостеры и мультиварки.
Исследование CAPTIVATE показало, что глубокие, длительные ответы и устойчивая выживаемость, наблюдаемые при лечении ибрутинибом фиксированной продолжительности в сочетании с венетоклаксом, сохраняются у пациентов с хроническим лимфолейкозом (ХЛЛ) с геномными особенностями высокого риска. При этом выживаемость без прогрессирования и общая выживаемость у них сопоставимы с пациентами без признаков высокого риска.
Результаты исследования второй фазы были опубликованы в журнале Clinical Cancer Research Американской ассоциации исследований рака (AACR).
Авторы ранее сообщали о результатах исследования CAPTIVATE II фазы, которое показало, что у пациентов с ХЛЛ наблюдался стойкий ответ на фиксированную терапию первой линии ингибитором тирозинкиназы Брутона ибрутинибом в комбинации с венетоклаксом. В отличие от непрерывного лечения, лечение фиксированной продолжительности проводится в течение ограниченного промежутка времени, чтобы снизить риск токсичности или резистентности к лечению. Хотя результаты исследования показали, что такой подход может быть эффективным методом лечения ХЛЛ первой линии, польза этого режима для пациентов с ХЛЛ высокого риска оставалась неясной.
“Поскольку генетические особенности высокого риска влияют на выбор лечения, понимание эффективности ибрутиниба фиксированной продолжительности в сочетании с венетоклаксом у пациентов с ХЛЛ высокого риска важно для определения того, как этот режим вписывается в алгоритм лечения заболевания первой линии”, - пояснил ведущий автор.
В последней публикации сообщается об исходах подгруппы пациентов в исследовании CAPTIVATE, которые получали ибрутиниб фиксированной продолжительности в сочетании с венетоклаксом и у которых были известны исходные генетические особенности риска. Из 195 пациентов, включенных в эту подгруппу, у 129 был ХЛЛ высокого риска и у 66 - ХЛЛ низкого риска.
Ответ на комбинированную терапию был зафиксирован более, чем у 95% этих пациентов, независимо от того, были ли у них ХЛЛ с генетическими особенностями высокого риска. Полный ответ был получен у 61% и 53% пациентов с заболеванием высокого риска и без него, соответственно.
У 88% пациентов с ХЛЛ высокого риска и у 92% пациентов без ХЛЛ высокого риска наблюдалась выживаемость без прогрессирования (ВБП) в течение не менее 36 месяцев. Более того, более 95% пациентов с ХЛЛ высокого риска и без него были живы через 36 месяцев после начала лечения.
“Ранее опубликованные результаты исследования CAPTIVATE продемонстрировали глубокие и стойкие ответы с сохранением ВБП после длительной терапии ибрутинибом плюс венетоклакс для лечения ХЛЛ в первой линии”, - сказал ведущий автор. “Текущий анализ основывается на этих результатах, демонстрируя, что эти клинические исходы сохраняются на этих ранних этапах у пациентов с ХЛЛ, имеющих геномные особенности высокого риска. Хотя для понимания долгосрочных результатов требуется дальнейшее наблюдение, эти результаты подтверждают применение ибрутиниба фиксированной продолжительности в сочетании с венетоклаксом в качестве подхода к лечению данной популяции пациентов”.
Он добавил, что ибрутиниб фиксированной продолжительности и венетоклакс приводили к аналогичным нежелательным явлениям независимо от наличия генетических особенностей высокого риска. Наиболее частыми нежелательными явлениями были диарея, нейтропения, тошнота и артралгия в обеих группах. Серьезные побочные эффекты наблюдались у 22% и 21% пациентов с ХЛЛ высокого риска и без него.
Ограничением исследования является то, что оно носило исследовательский характер и не позволяло проводить статистические сравнения между пациентами с признаками ХЛЛ высокого риска и без них.
Наш обзор завершен. До новых встреч.
Список литературы:
2. Otto M.A. FDA Approves First Gene Therapy for Hemophilia A // Medscape (29.06.2023)