Новости
Функциональная диагностика: обзор отечественных публикаций. Февраль-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 26.02.2023
- 591
Приветствуем всех коллег в нашем блоге. Сегодня предлагаем вам ознакомиться с небольшим обзором отечественных публикаций за последние месяцы.
Актуальность: Комплексное лечение местнораспространенного рака шейки матки (РШМ) требует применения информативных методов диагностики для оценки размеров, распространенности опухолевого процесса и других факторов, что определяет прогноз заболевания.
Цель: Определение диагностических возможностей мультипараметрической магнитно-резонансной томографии (мпМРТ) в визуализации резидуальной опухоли и оценке основных прогностических факторов у больных РШМ IB2-IIB (FIGO) стадий после неоадъювантной химиотерапии (НАХТ).
Материал и методы: Проспективно в исследование включено 120 больных РШМ IB2-IIB стадий, получивших НАХТ с последующим хирургическим лечением или химиолучевой терапией (ХЛТ). Пациентам выполнялась мпМРТ перед началом НАХТ и не позднее чем через 14 дней после 3-го курса НАХТ. Для определения диагностических возможностей мпМРТ проводилось сопоставление МРТ-данных с результатами патоморфологического исследования.
В сравнительный анализ были включены следующие факторы: размер резидуальной опухоли (максимальный диаметр), глубина стромальной инвазии (мм), наличие параметральной инвазии. Также были оценены потенциальные МРТ-признаки, предполагающие наличие лимфоваскулярной инвазии (ЛВИ) параметрия.
Результаты: Полученные МРТ-данные о размерах остаточной опухоли и глубине стромальной инвазии показали статистически значимую корреляцию с результатами патоморфологического исследования (p < 0,0001) — R2 = 0,77 и 0,69 соответственно. Величина расхождения результатов измерений максимального диаметра резидуальной опухоли по данным МРТ и патоморфологических исследований составила в среднем 2,52±6,76 мм. При оценке параметральной инвазии чувствительность метода составила 71,4%, специфичность — 95,1%, точность — 88,9%, ПЦПР — 71,4%, ПЦОР — 95,1%. Были определены потенциальные предикторы, значимо связанные с ЛВИ параметрия: отек параметральной клетчатки (ОПК) (p = 0,001) и расширение калибра сосудов параметрия (более 3 мм) (РКСП) (p = 0,015). На их основе разработана математическая модель прогнозирования риска наличия ЛВИ параметрия на дооперационном этапе у больных после НАХТ.
Выводы: Мультипараметрическая МРТ является эффективной методикой в оценке размеров резидуальной опухоли, глубины стромальной инвазии и параметральной инвазии у больных РШМ IB2-IIB стадий после НАХТ. МпМРТ позволяет оценить признаки, потенциально связанные с ЛВИ параметрия у больных местнораспространенным РШМ.
Введение: Рак предстательной железы (РПЖ) является наиболее распространенным злокачественным новообразованием у мужчин во всем мире и занимает третье место по смертности. Улучшение результатов стадирования впервые выявленного РПЖ по праву связано с активным использованием в клинической практике позитронно-эмиссионной томографии, совмещенной с компьютерной томографией (ПЭТ/КТ) с радиотрейсерами на основе лигандов простатспецифического мембранного антигена (ПСМА).
Цель: Определить возможности ПЭТ/КТ с 68Ga-ПСМА в оценке распространенности впервые выявленного РПЖ по сравнению с традиционными методами лучевой визуализации (компьютерной томографией, магнитно-резонансной томографией и остеосцинтиграфией) и установить роль этой технологии в выборе алгоритма лечения.
Материалы и методы: 120 больным в возрасте от 46 до 74 лет (медиана 62,5 года) с гистологически верифицированным РПЖ была выполнена ПЭТ/КТ с 68Ga-ПСМА с целью оценки распространенности заболевания. Критериями отбора для выполнения исследования являлись: уровень простатспецифического антигена (ПСА) от 5 нг/мл, наличие впервые выявленного, гистологически верифицированного РПЖ, отсутствие лечения, подозрение на метастатическое поражение лимфатических узлов таза и скелета по данным КТ, МРТ и остеосцинтиграфии (ОСГ). Все больные подразделялись на группы по уровню ПСА и сумме баллов Глисона.
Результаты: При анализе ПЭТ/КТ-изображений дополнительно к данным МРТ, КТ и ОСГ у 63 из 120 пациентов (52,3%) была изменена стадия TNM вследствие выявления дополнительных очагов метастатического поражения. Изменение данных о местном распространении опухоли с повышением стадии по критерию Т за счет выявления патологического накопления радиофармпрепарата в семенных пузырьках у 10 из 120 пациентов (8,3%), без структурных изменений при традиционных методах лучевой визуализации.
У 20 из 64 пациентов (31,3%) по данным ПЭТ/КТ было выявлено поражение регионарных лимфоузлов (N), не визуализируемое с помощью традиционных методов лучевой диагностики вследствие их малых размеров. Метастатическое поражение отдаленных лимфоузлов (M1а) и костей (М1b), не обнаруженное при КТ, МРТ и ОСГ, определялось у 27 (22,5%), и 32 (26,7%) из 120 пациентов соответственно. При этом очаги патологического накопления 68Ga-ПСМА в костях без структурных изменений по данным КТ были обнаружены у 7 и 32 пациентов (21,8%).
Заключение: Использование ПЭТ/КТ 68Ga-ПСМА при стадировании впервые выявленного и не подвергавшегося лечению РПЖ за одно исследование позволяет получить исчерпывающую информацию о местной, регионарной и отдаленной распространенности заболевания, а в некоторых случаях способствует изменению стадии TNM болезни. Применение данного метода перед планируемым хирургическим лечением РПЖ позволяет выявить значимые риски раннего послеоперационного рецидива, особенно у больных с индексом Глисона более 7 баллов.
Всегда ли выявленные очаги в легких у больных с отягощенным онкологическим анамнезом (рак молочной железы) будут являться метастатическими? Отвечая на поставленный вопрос, авторы представляют клинический случай саркоидоза легких, имитирующего метастатическое поражение при метапластическом раке молочной железы.
Пациентка К., 1960 г.р., в течение 13 лет (2002–2015 гг.) находилась на динамическом наблюдении в ФГБУ «РНЦРР» с диагнозом «фиброаденоз молочных желез». С 2015 по 2018 гг. пациентка на контрольные обследования не приходила. В 2018 г. вновь обратилась в ФГБУ «РНЦРР» в связи с появлением жалоб на наличие пальпируемого образования в правой молочной железе, которое за последние 3–4 мес резко увеличилось в размерах.
По результатам клинического, лабораторного и инструментального обследования был выставлен диагноз «Рак правой молочной железы T2N0M0 (pT1N0M0)».
Пациентка была прооперирована, получала неоадъювантную и адъювантную полиихимиотерапию. После проведенного лечения пациентка в период с 2019 по 2021 гг. проходила контрольные обследования: маммографию, рентгенографию органов грудной клетки, УЗИ регионарных лимфоузлов, УЗИ брюшной полости и остеосцинтиграфию. Признаков прогрессирования заболевания выявлено не было.
На контрольном обследовании в ноябре 2021 г. на рентгенограмме органов грудной клетки в проекции нижней доли правого легкого выявлена группа очагов размерами от 5 до 10 мм, которые ранее не визуализировались. Учитывая данные анамнеза, заподозрено прогрессирование онкопроцесса в виде появления метастазов РМЖ в правом легком.
По данным КТ очаги в правом легком расценены как туберкулезные. С целью морфологической верификации очагов в правом легком проведена видеоторакоскопическая биопсия. Гистологическое заключение: гистологическая картина характерна для саркоидоза легкого.
В заключении авторы напоминают о необходимости проведения дифференциального диагноза несмотря на онкологический анамнез пациента и данные лучевой диагностики.
Введение. Своевременная диагностика такой редкой патологии, как гигрома лобкового симфиза, представляет собой актуальную проблему, так как данное заболевание характеризуется не всегда типичной клинической симптоматикой и может протекать под маской многих урологических и гинекологических патологий.
Цель исследования: изучить возможность лучевых методов диагностики гигромы лобкового симфиза на примере клинического наблюдения.
Материал и методы. Под наблюдением находилась пациентка Б., 63 года, с диагнозом: гигрома лобкового симфиза. Ультразвуковое исследование выполнялось на ультразвуковом сканере GE Voluson E10 трансвагинальным 3D-датчиком RIC5-9-D (5–10 МГц). Магнитно-резонансную томографию выполняли на томографе Siemens Magnetom Aera.
Результаты. По данным ультразвукового исследования уретры между симфизом и передней стенкой уретры определялось объемное образование с ровным четким контуром, размерами 43 × 33 × 40 мм; уретра без очаговой патологии.
На серии МР-томограмм малого таза в позадилобковой клетчатке между задненижним краем симфиза и передней стенкой уретры определялось не отделяющееся от них неоднородное аваскулярное кистозно-солидное объемное образование размерами 3,0 × 2,8 см; солидный компонент по типу множественных фиброзных перегородок; кистозный компонент образования связан с нерасширенной полостью суставной щели симфиза, содержащий жидкость. Применение ультразвукового исследования уретры с использованием 3D-реконструкции в сочетании с магнитно-резонансной томографией малого таза помогло постановке диагноза и определению дальнейшей тактики ведения пациентки.
Заключение. Приведенное клиническое наблюдение продемонстрировало, что комплексное применение различных методов лучевой диагностики помогает точно определить органопринадлежность объемного образования. Это позволяет в кратчайшие сроки выбрать правильную тактику ведения пациентов.
Наш обзор завершен. До новых встреч.