Новости
Функциональная диагностика: обзор отечественных публикаций. Апрель-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 17.04.2023
- 585
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня предлагаем вашему вниманию небольшой обзор отечественных публикаций за последние месяцы.
Цель: Повысить качество дифференциальной диагностики глиом высокой степени злокачественности и солитарных метастазов в головном мозге с помощью внедрения в протокол МР-сканирования методики диффузионно-куртозисной магнитно-резонансной томографии (ДК МРТ).
Материал и методы: В исследование были включены 43 наблюдения пациентов, проходивших обследование и лечение в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России с октября 2019 по март 2022 гг., у которых по данным магнитно-резонансной томографии были выявлены солитарные образования в веществе головного мозга. В общей сложности было обнаружено 43 новообразования в веществе головного мозга, из которых: 17 глиобластом у 17 пациентов (40%), 25 солитарных метастатических образования рака легкого, молочной железы, меланомы и рака почки (60%). Нами были оценены размеры опухоли, параметры диффузии и куртозиса, такие как средний куртозис (СК), аксиальный куртозис (АК), радиальный куртозис (РК), куртозисная анизотропия (КА), радиальная диффузия (РД), фракционная анизотропия (ФА), относительная анизотропия (ОА), извилистость траектории (ИТ).
Результаты: Такие показатели диффузии и куртозиса в зоне опухолевой ткани, как куртозисная анизотропия (КА), фракционная анизотропия (ФА) и извилистость траектории (ИТ) имели более высокие значения в глиальных опухолях высокой степени злокачественности по сравнению с солитарными метастазами (р=0,0168, р=0,0085 и 0,0067, соответственно). Значимых различий в данных группах по результатам таких значений диффузии и куртозиса, как средний куртозис (СК), аксиальный куртозис (АК), радиальный куртозис (РК), радиальная диффузия (РД) и относительная анизотропия (ОА), не было выявлено.
Заключение. ДК МРТ является перспективной методикой, позволяющей получить дополнительную дифференциальную информацию при злокачественных новообразованиях головного мозга, в частности различить глиальные опухоли высокой степени злокачественности и солитарные метастазы в головном мозге, и требует дополнительного изучения с привязкой полученных данных к гистологическим особенностям каждой нозологической группы опухолей.
Цель исследования — оценить критерии метастатического поражения лимфатических узлов (ЛУ) при раке шейки матки (РШМ) по данным магнитно-резонансного исследования (МРТ) и выявить наиболее прогностически значимые.
Материалы и методы. Данные МРТ 159 удаленных ЛУ сопоставляли с результатами морфологического исследования резецированных препаратов. Диагностическую эффективность определяли на основе ROC-анализа (Receiver Operating Characteristic curve) пороговых значений. Характеристику теста оценивали по площади под ROC-кривой — параметр AUC (Area Under Curve). С целью оценки прогностической значимости МРТ-критериев метастатических ЛУ (МТЛУ) были проведены моно- и мультивариантный регрессионные логистические анализы.
Результаты. В результате проведенного исследования разработаны МРТ-критерии, отражающие патофизиологические процессы, происходящие в МТЛУ, такие как:
— размер ЛУ по короткой оси, соотношение размера ЛУ по длинной и короткой оси (индекс конфигурации);
— отсутствие сигнала от жировой ткани ворот ЛУ;
— наличие шиповатости контура ЛУ;
— наличие перинодулярного отека, субкапсулярного отека, центрального отека ЛУ;
— неоднородность МР-сигнала от ЛУ, значение коэффициента интенсивности сигнала ЛУ и ИКД, которые являются клинически и статистически значимыми факторами метастатического поражения тазовых ЛУ (р < 0,05) для всех значений.
По данным мультивариантного анализа было определено, что статистически значимо увеличивают риск метастатического поражения ЛУ следующие критерии: отсутствие сигнала от жировой ткани ворот ЛУ, перинодулярный отек и индекс конфигурации меньше или равный 1,65 (р < 0,05).
Введение: Несмотря на широкую доступность применения ультразвуковой эластографии для оценки фиброза у пациентов с диффузными заболеваниями печени, данный метод не обладает высокой специфичностью диагностики промежуточных стадий фиброза.
Цель: Оценка диагностической эффективности перфузионной компьютерной томографии (ПКТ) для выявления промежуточных стадий фиброза у пациентов с диффузными заболеваниями печени.
Материалы и методы: В исследование включены 73 пациента (37 мужчин и 36 женщин, 47,2±4,4 года), всем были проведены клинико-лабораторные исследования, ультразвуковая эластография и ПКТ. На основании полученных клинико-лабораторных и инструментальных данных обследованные пациенты были распределены на три группы в зависимости от диффузного заболевания печени: гепатит (n=25), цирроз (n=26), неалкогольная жировая болезнь печени (n=22).
Результаты: BV коррелировал во всех трех группах заболеваний с показателем эластографии у пациентов с вирусным гепатитом (r=–0,5; p<0,04), с алкогольным циррозом (r=0,66; p<0,02), у пациентов с неалкогольной жировой болезнью печени (r=–0,55; p<0,02). У пациентов с алкогольным гепатитом отмечалась корреляция между HAF и показателем эластографии (r=0,98; p<0,001), с вирусным гепатитом — корреляция между HAF и показателем эластографии (r=0,66; p<0,01). Показатель MTT статистически коррелировал с данными эластографии у пациентов в группе с алкогольным циррозом (r=0,78; p<0,006). Наибольшей диагностической эффективностью обладает показатель BF для дифференциации фиброза F1 и F2 у больных диффузными заболеваниями печени (р<0,0001).
Обсуждение: ПКТ способна дифференцировать минимальный и промежуточный фиброз, которые сопровождают не только гепатиты, но и неалкогольную жировую болезнь печени, диагностика которой весьма актуальна, а применение ультразвуковой эластографии ограничено.
Заключение: Показатель BF способствует дифференциации промежуточных стадий фиброза и в сочетании с ультразвуковой эластографией может обеспечить перспективное направление динамического наблюдения паренхимы у больных диффузными заболеваниями печени.
Цель. Изучить наличие и характер взаимосвязей между эхокардиографическими параметрами функции миокарда левого желудочка (ЛЖ) и показателями углеводного обмена, а также оценить возможность применения метода спекл-трекинговой эхокардиографии (СТЭ) в ранней диагностике субклинической дисфункции миокарда ЛЖ при сахарном диабете (СД) 2 типа у лиц без клинических проявлений сердечно-сосудистых заболеваний.
Материал и методы. В исследование было включено 120 человек обоего пола в возрасте от 45 до 75 лет. Пациенты были разделены на три группы: 1 — с СД 2 типа (n=53), 2 — с предиабетом (n=20), 3 — контрольная, без нарушений углеводного обмена (n=47). Всем участникам была проведена трансторакальная двухмерная эхокардиография с оценкой стандартных показателей систолической и диастолической функции сердца, а также количественных параметров СТЭ. Кроме того, всем участникам проводилась лабораторная диагностика нарушений углеводного обмена, включавшая определение в крови уровня глюкозы натощак, гликированного гемоглобина (HbA1с), инсулина, С-пептида и расчет индекса инсулинорезистентности.
Результаты. У пациентов с СД 2 типа в сравнении с контрольной группой статистически значимо отличались показатели диастолической функции миокарда: меньшее значение отношения соотношения скорости трансмитрального потока в раннюю и позднюю диастолу (E/А), отношение скорости трансмитрального потока в раннюю диастолу к скорости движения митрального кольца (Е/е’), скорости движения митрального кольца (е’) и более высокое время изоволюмического расслабления (IVRT), а также время замедления ранне-диастолического потока (DT). По результатам многофакторного анализа, независимым предиктором развития диастолической дисфункции оказался не только СД 2 типа, но и предиабет.
Фракция выброса ЛЖ (по Simpson) у всех участников исследования сохранена. У пациентов с СД 2 типа в сравнении с контролем, по данным СТЭ, выявлено снижение глобальной продольной деформации (ГПД), увеличение апикальной ротации, а также скручивания миокарда ЛЖ.
В многомерном регрессионном анализе уровень HbA1с имел обратную связь с ГПД и явился независимым предиктором снижения ГПД, а достоверным предиктором изменения скручивания, апикальной и базальной ротации была длительность СД. При этом ГПД и скручивание ЛЖ имели высокую чувствительность в определении снижения Е/А, е’/а’, е’, повышения IVRT.
Заключение. У пациентов с СД 2 типа без клинических проявлений сердечно-сосудистых заболеваний выявлены субклинические признаки диастолической дисфункции по типу замедленной релаксации ЛЖ; систолическая дисфункция при сохраненной фракции выброса ЛЖ проявилась снижением ГПД, а также увеличением апикальной ротации и скручивания миокарда ЛЖ, выявленных с помощью СТЭ. Выраженность бессимптомной систоло-диастолической дисфункции ЛЖ была ассоциирована со степенью тяжести нарушения обмена глюкозы и длительностью СД.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.