Новости
Анестезиология и реаниматология: обзор отечественных публикаций. Август-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 23.08.2023
- 460
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Ознакомьтесь пожалуйста с обзором отечественных публикаций за последние месяцы.
Актуальность. Частота развития дыхательной недостаточности после кардиохирургических вмешательств составляет 17–22%. Методы неинвазивной респираторной поддержки: неинвазивная масочная вентиляция легких (НИМВЛ), высокопоточная назальная оксигенотерапия (ВНО) и неинвазивная вентиляция с помощью шлема (НИВЛШ) находят все более широкое применение в терапии дыхательной недостаточности у этих пациентов.
Цель исследования. Сравнение эффективности методов респираторной поддержки в зависимости от их влияния на газообмен у пациентов с легкой степенью тяжести дыхательной недостаточности в раннем периоде после кардиохирургических вмешательств.
Материалы и методы. В работу включены 42 кардиохирургических пациента с 200 < P/F < 300, которые были разделены на 3 группы в зависимости от применяемого метода респираторной поддержки (НИМВЛ, ВНО или НИВЛШ). Основная точка исследования — оценка динамики пока[1]зателей газообмена до, во время и после их применения.
Результаты. Все три метода НИВЛ способствуют статистически достоверному улучшению показателей газообмена во время проведения НИВЛ, которое сохранялось и после завершения терапии (SpO2, PaO2, P/F, Qsp/Qt). В группе с применением НИМВЛ и ВНО отмечен прирост фракции оксигемоглобина. Значения PaCO2 в группах сравнения не различались. Наибольший прирост SpO2 наблюдаем в группах с использованием маски и шлема, но по завершении сеанса НИВЛ статистически значимых различий между группами не было. Доля пациентов с P/F < 300 после однократного сеанса в группе НИМВЛ снизилась в 2 раза, в группе ВНО — в 1,6 раза, в группе НИВЛШ — в 3,5 раза.
Выводы. Проведение неинвазивной респираторной поддержки значительно улучшает показатели оксигенирующей функции легких в раннем послеоперационном периоде у кардиохирургических больных. НИВЛШ и НИМВЛ более эффективны по сравнению с ВНО. При использовании шлема требуется более высокий уровень респираторной поддержки.
Актуальность. Ацетилцистеин (АЦЦ) является эффективным антидотом при отравлении парацетамолом. Существуют различные схемы его применения – при этом в настоящее время отсутствуют сведения о наиболее приоритетной из них при данной патологии. Немногочисленные исследования указывают на эффективность 12-часового протокола введения АЦЦ при отравлениях парацетамолом. Однако для внедрения в мировую практику модифицированной 12-часовой схемы не хватило обоснований.
Цель – сравнение эффективности применения 12-часового и 21-часового протоколов введения ацетилцистеина при отравлениях парацетамолом.
Материалы и методы. Обследованы 43 пациента с острым отравлением парацетамолом. Исследуемую группу (проспективную) составили 23 больных, которым проводили 12-часовой протокол АЦЦ, в группу сравнения (ретроспективную) с использованием 21-часового протокола АЦЦ вошли 20 пациентов. Группы были сопоставимы. Конечными точками являлись: уровень АЛТ в крови, частота аллергических реакций, длительность лечения в реанимации, срок нахождения в стационаре.
Результаты. 12-часовой и 21-часовой протоколы внутривенного введения АЦЦ при отравлении парацетамолом одинаково эффективны в отношении профилактики поражения печени, о чем свидетельствовали результаты исследования: в обеих группах при раннем начале введения антидота (в первые 8 часов) повышения уровня АЛТ не было отмечено. Применение 12-часового протокола внутривенного введения АЦЦ приводит к сокращению срока пребывания в реанимационном отделении в 1,5 раза (р=0,001), длительности лечения в стационаре в 1,3 раза (р=0,034) по сравнению 21-часовым протоколом. Частота возникновения аллергических реакций при проведении 21-часового протокола введения АЦЦ составляла 10%, при 12-часовой схеме АЦЦ аллергических реакций отмечено не было.
Выводы. Полученные данные показывают, что оба протокола введения АЦЦ при раннем их применении одинаково эффективны в профилактике токсического поражения печени, при этом введение АЦЦ по 12-часовому протоколу приводит к меньшему числу нежелательных реакций, сокращению срока пребывания в реанимации и длительности госпитализации.
Цель исследования. Оценить эффективность продленной блокады фасциальной плоскости мышцы, выпрямляющей спину, у пациентов с множественными переломами ребер.
Материал и методы. В исследование включили 40 больных с множественными переломами ребер. В зависимости от способа обезболивания переломов ребер больных разделили на 2 группы, где в контрольной группе (n=20) обезболивание проводили системными анальгетиками, а в основной группе (n=20), помимо системных анальгетиков, обезболивание дополняли продленной блокадой мышцы, выпрямляющей спину, в фасциальной плоскости. Измеряли выраженность боли по цифровой рейтинговой шкале боли (ЦРШ) в покое и при кашле, форсированную жизненную емкость легких, потребность в инъекционных наркотических анальгетиках.
Результаты. Показатель ЦРШ в покое в основной группе был статистически значимо выше по сравнению с контрольной группой: на II этапе — 1,5 балла (IQR: 1,0–3,0) против 3,0 баллов (IQR: 3,0–4,0); на III этапе — 2,0 балла (IQR: 1,0–2,0) против 4,0 баллов (IQR: 3,0–5,0); на IV этапе — 1,5 балла (IQR: 0,8–2,2) против 4,5 баллов (IQR: 4,0–5,0); на V этапе — 1 балл (IQR: 0–2,0) против 3,0 баллов (IQR: 2,8–4,0), соответственно (p 0,001).
Показатель ФЖЕЛ в контрольной группе в процентном соотношении, в зависимости от должной по полу, возрасту, росту и весу пациента, составил на II этапе — 38±8% (95%CI: 34–41); III этапе — 44±8% (95%CI: 40–47); IV этапе — 41±10% (95%CI: 36–45) и V этапе — 49±10 % (95%CI: 45–53). В основной группе ФЖЕЛ составил на II этапе — 49±15% (95%CI: 42–56), III этапе — 50±13% (95%CI: 44–57), IV этапе 53±13% (95%CI: 47–59) и V этапе 57±11% (95%CI: 52–63), что, соответственно, было на 22%, 14%, 24% и 15% статистически значимо меньше, чем в основной группе (p 0,05).
Потребление наркотических анальгетиков в 1-е и 2-е сутки после начала исследования в основной группе составило 5,0 мг (IQR: 5–10) и 5,0 мг (IQR: 0–5,0) против 10,0 мг (IQR: 5,0–15,0) и 7,5 мг (IQR: 5,0–10,0) в контрольной группе, соответственно (p 0,05).
Заключение. Продленная блокада фасциальной плоскости мышцы, выпрямляющей спину, улучшает качество обезболивания и увеличивает показатели ФЖЕЛ у больных с множественными переломами ребер.
Введение. Острая боль после операции является распространенным осложнением, но часто остается без адекватного лечения. Современные методы лечения послеоперационной боли основаны на мультимодальной анальгезии. Немедикаментозная терапия боли с использованием виртуальной реальности (ВР-терапия) — это развивающаяся технология, которая погружает пациента в синтетическое трехмерное пространство, создаваемое с помощью специальной гарнитуры. Эффективность связывают со снижением психоэмоционального и сенсорного восприятия боли вследствие активного отвлечения внимания.
Цель исследования. Оценить возможность снижения уровня послеоперационной боли путем применения сеансов терапии виртуальной реальности после абдоминальных хирургических вмешательств.
Материал и методы. Проведено проспективное клиническое исследование эффективности применения ВР-терапии в комплексе с принятой в клинике схемой послеоперационного обезболивания у 36 пациентов (основная группа), поступивших для выполнения плановых абдоминальных операций. Контрольную группу из 34 человек составили пациенты, которым обезболивание после аналогичных операций осуществляли с использованием только медикаментозных методов. ВР-терапия заключалась в выполнении сеансов продолжительностью 25 мин через 3 ч, 7 ч, 12 ч после операции с помощью очков виртуальной реальности Oculus Quest 2 (Facebook Technologist, LLC, США).
Результаты. Выявлено различие в эффективности медикаментозного послеоперационного обезболивания с применением ВР-терапии и без нее. Значения по шкале самооценки боли у пациентов основной группы оказались на 25% ниже, чем у пациентов контрольной группы. Изменение концентрации кортизола (∆Meкортизол) и адренокортикотропного гормона (∆MeАКТГ) в плазме у пациентов основной группы также свидетельствовало об эффективности ВР-терапии.
Заключение. Применение сеансов терапии с использованием виртуальной реальности приводит к снижению уровня послеоперационной боли и уменьшению выраженности эндокринно-метаболического ответа.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.