Новости
Анестезиология и реаниматология: обзор отечественных публикаций. Апрель-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 29.04.2023
- 635
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой обзор публикаций отечественных авторов за последние месяцы.
Введение. До 70% госпитализированных по поводу COVID-19 пациентов нуждаются в респираторной поддержке, до 10% — в проведении высокопоточной оксигенотерапии, неинвазивной и инвазивной вентиляции легких, у 0,4–0,5% стандартные способы респираторной поддержки неэффективны. В случае развития потенциально обратимой критической рефрактерной дыхательной недостаточности рекомендуется рассмотрение вопроса применения ЭКМО. Ведение пациентов с крайне тяжелым течением COVID-19 сопровождается большим количеством клинических трудностей: критическое состояние, мультиорганное поражение, нарушения системы гемостаза, необходимость длительного пребывания в ОРИТ, сопутствующая терапия (в том числе иммуносупрессивная). Лекарственное подавление иммунитета сопровождается значительным повышением риска развития вторичных инфекционных осложнений — в первую очередь бактериальных и грибковых. В настоящее время имеются ограниченные данные об эпидемиологии вторичных инфекций у пациентов с COVID-19, которым проводится ЭКМО.
Цель исследования. Изучение распространенности и этиологии вторичных инфекций, сопровождающихся выделением патогенов из крови, развившихся у пациентов с COVID-19 крайне тяжелого течения, требующих проведения ЭКМО.
Материалы и методы. Одноцентровое ретроспективное неинтервенционное эпидемиологическое исследование у 125 пациентов с COVID-19 крайне тяжелого течения, которым проводили ЭКМО в период с апреля 2020 года до декабря 2021 года.
Результаты. 125 пациентам провели 700 исследований крови на стерильность. Бактериемию/фунгемию выявили в 250 случаях. В зависимости от сроков ЭКМО менялась структура патогенов: в дебюте ведущими возбудителями выступали грамположительные патогены (в первую очередь — коагулазонегативные стафилококки), при увеличении продолжительности ЭКМО увеличивалась доля характерных для ОРИТ возбудителей (Klebsiella pneumoniae, Acinetobacter baumannii с фенотипами экстремальной резистентности и панрезистентности, ванкомицинрезистентный Enterococcus faecium). При продолжительности ЭКМО более 7–14 суток значимую роль играли оппортунистические патогены (Candida species, Stenotrophomonas maltophilia, Providencia stuartii, недифтерийные коринебактерии, Burkholderia species и другие).
Заключение. При увеличении сроков проведения ЭКМО прогрессивно нарастает частота инфекционных осложнений. При продолжительности ЭКМО более 14 суток микробиологический пейзаж у пациентов становится чрезвычайно разнообразным, что затрудняет выбор эмпирической антимикробной терапии. Вследствие того, что спектр возбудителей вторичных инфекций у пациентов во время ЭКМО становится труднопредсказуемым, быстрая идентификация редких оппортунистических патогенов и их профиля чувствительности, целенаправленное назначение антимикробных препаратов приносит наибольшую пользу.
Актуальность: Крайне уязвимой группой медицинских специалистов, в большей степени подверженных профессиональному стрессу в условиях пандемии COVID-19, являются врачи — анестезиологи-реаниматологи.
Цель исследования: Изучение степени выраженности синдрома профессионального выгорания (ПВ), особенностей качества жизни и психологических проблем у врачей — анестезиологов-реаниматологов, работающих в условиях современного стационара, а также определение факторов риска ПВ этих специалистов.
Материалы и методы: В рамках интернет-опроса врачи заполняли опросный лист, включающий анкету с вопросами, а также опросник оценки профессионального выгорания MBI, опросник оценки качества жизни WHOQOL-BREF и Госпитальную шкалу тревоги и депрессии HADS. В рамках анализа проводили парные или множественные сравнения, а также корреляционный и регрессионный анализ.
Результаты: В онлайн-опросе участвовал 101 врач (средний возраст 38,3 ± 9,8 года, 54,5% — женщины). Во время пандемии в «красной зоне» работали 68,3% специалистов. В результате исследования установлено, что сформированный синдром ПВ или его признаки наблюдались через 2 года после начала пандемии у 75% опрошенных специалистов: у 27% он был сформирован, а у 48% отмечались его признаки. Низкие показатели основных аспектов качества жизни — физического, психологического и социального благополучия — выявлены у 1/3 врачей, около трети специалистов имели пограничный или повышенный уровень тревоги/депрессии. Работа в «красной зоне» и повышенный уровень депрессии увеличивают вероятность ПВ, а хороший уровень социального благополучия ее понижает.
Выводы: Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем для разработки научно обоснованных практических рекомендаций по профилактике синдрома ПВ и нарушений в психосоциальной сфере у врачей — анестезиологов-реаниматологов. Для профилактики развития синдрома ПВ у специалистов этого профиля и своевременного выявления специалистов, относящихся к группе риска по формированию ПВ, рекомендовано проведение периодических скрининговых обследований.
Цель – оценить прогностическую ценность шкалы риска трудной интубации у больных ожирением.
Материалы и методы. Объектом исследования послужили 110 пациентов (90 женщин и 20 мужчин), оперированных в плановом порядке в 2022 г. Возраст пациентов – 42±11 лет. Медиана индекса массы тела (ИМТ) составила 43,7 кг/м2 (Q1–Q3: 37,9–49,1). Всем пациентам проводили стандартный предоперационный осмотр с выявлением риска трудных дыхательных путей по шкале оценки трудной интубации (ШОТИ): оценены открывание рта, подвижность шеи, способность к выдвижению нижней челюсти, класс по Маллампати, стерноментальная и тироментальная дистанции, а также анамнез предшествующих интубаций.
Результаты. Трудная интубация (3–4 степени по Cormack–Lehane) выявлена у 19 пациентов (17,3%). ROC-анализ выявил зависимость вероятности трудной интубации от суммы баллов по шкале оценки трудной интубации (площадь под ROC-кривой 0,809±0,063 с 95% ДИ: 0,685–0,9320, p < 0,001). Пороговое значение суммы баллов по ШОТИ в точке cut-off, которому соответствовало наивысшее значение индекса Юдена, составило 4. Чувствительность и специфичность модели составили 100,0% и 47,3%, соответственно. Установлены значимые различия (p < 0,001) при анализе риска трудной интубации в зависимости от суммы баллов по ШОТИ. Наиболее достоверные различия (p < 0,001) продемонстрировали показатели ширины открывания рта и подвижности шеи. Не выявлено различий (p = 0,547) при анализе анамнеза трудных дыхательных путей и ночного храпа.
Заключение. Шкала оценки трудной интубации продемонстрировала прогностическую ценность в отношении оценки рисков трудных дыхательных путей (р = 0,002, χ2 = 13,230). Наиболее достоверными показателями в отношении прогнозирования рисков трудной интубации оказались открывание рта менее 4 см (р < 0,001, χ2 = 11,185) и сгибание головы и шеи в атланто-окципитальном сочленении менее 90о (р < 0,001, χ2 = 10,858). Оценка тироментальной и стерноментальной дистанций, способности к выдвижению нижней челюсти и классу по Маллампати также показали статистическую значимость. Предшествующий анамнез трудной интубации и ночной храп не выявили статистически значимого риска в отношении прогнозирования трудных дыхательных путей (р = 0,547, χ2 = 0,363).
Цель исследования – оценить влияние интраоперационного применения пропофола с целью седации на когнитивный статус и уровень депрессивного симптомокомплекса пациентов геронтологического профиля.
Материалы и методы. Проспективное когортное исследование проведено у 62 пациентов урологического профиля (ДГПЖ 2-3 ст.) с разделением на две группы: пациенты без седации и пациенты с седацией пропофолом. Операция: биполярная трансуретральная резекция предстательной железы (БТУР). Оценка уровня седации проводилась по шкале седации Ramsey с непрерывным контролем по BIS-монитору. Оценка когнитивного статуса осуществлялась с использованием краткой шкалы оценки психического статуса – MMSE-теста и шкалы депрессии Гамильтона.
Результаты. Оценка когнитивных функций до операции (MMSE-тест) выявила легкие когнитивные нарушения в обеих группах. Больше 50 % пациентов групп исследования находились в состоянии легкого депрессивного расстройства (шкала депрессии Гамильтона). Пациенты группы с седацией показали достоверное уменьшение балльной оценки по шкале депрессии Гамильтона от исходной на вторые стуки после операции с 8,6 ± 1,4 до 7,2 ± 1,1 (р < 0,05), также достоверное различие между группами на вторые сутки после операции: 7,2 ± 1,1 баллов в группе с седацией и 8,4 ± 1,2 баллов в группе без седации (р < 0,05).
Заключение. Использование седации пропофолом под контролем BIS-мониторинга в интраоперационном периоде у пациентов геронтологического возраста с БТУР с применением регионарной анестезии оказывает благоприятный эффект на когнитивный статус и снижает выраженность депрессивного симптомокомплекса по данным шкалы психического статуса MMSE-теста и шкалы депрессии Гамильтона.
Наш обзор завершен. До новых встреч.