Новости
Тромбоз при COVID-19: эндотелий не виноват
- 17.02.2022
- 838
Как известно, у госпитализированных пациентов с инфекцией SARS-CoV-2 отмечается повышенный риск развития повреждения миокарда. Однако многочисленные исследования редко обнаруживали вирусный белок или РНК в сердцах пациентов, умерших от COVID-19, несмотря на свидетельства присутствия вируса в легких тех же пациентов. Чаще всего в сердцах людей, умерших от COVID-19, выявлялся тромбоз микро- и макро-коронарных сосудов, но основная причина его развития остается неизвестной.
Группа исследователей из Медицинской школы Йельского университета (США) изучила образцы тканей сердца пациентов, умерших в начале пандемии COVID-19. Как и ожидалось, они обнаружили многочисленные тромбы в сосудах сердца, но тип изменений в эндотелиальных клетках, выстилающих сердце, которые обычно наблюдаются при тромбозах, отсутствовал. Вместо этого данные указывали на то, что вероятным виновником является гиперкоагуляция крови, вызванная активированными нейтрофилами. Полученные исследователями результаты были опубликованы в The American Journal of Pathology, а также на медицинском портале Medical Xpress1.
"Сотрудники моей лаборатории в течение длительного времени занимаются изучением изменений эндотелиальных клеток, которые вызывают патологии, включая тромбоз, и мы ожидали найти подтверждение широко распространенному предположению о том, что локальные изменения эндотелиальных клеток ответственны за тромбоз сердечных сосудов у пациентов с COVID-19", - объяснил ведущий исследователь Джордан С. Побер, кандидат медицинских наук, кафедра иммунобиологии, Медицинская школа Йельского университета, США. "Вместо этого мы обнаружили, что сердечные тромбы содержали нейтрофилы, которые отражали изменения, способствующие свертыванию крови, включая изменения, связанные с гибелью клеток и воспалением".
Доктор Побер и его коллеги исследовали ткань сердца из семи вскрытий пациентов с COVID-19, проведенных в начале пандемии, т.е. до распространения практики лечения таких пациентов антикоагулянтами, и сравнили эти образцы с тканями, полученными после вскрытия 12 лиц с отрицательными тестами на COVID-19, с заболеваниями сердца и без них. Для анализа состава тромбов они использовали многопараметрическую флуоресцентную микроскопию. У всех пациентов в группе COVID-19 была тяжелая пневмония. У одного пациента произошла внезапная остановка сердца вне больницы, у двух пациентов развился сепсис, а у одного пациента был рецидивирующий острый лейкоз с тромбоцитопенией.
В группе COVID-19 наиболее распространенной патологической находкой был тромбоз со значительно повышенной частотой выявления микротромбов и общим количеством макротромбов по сравнению с контрольной группой. Несмотря на широко распространенные свидетельства тромбоза, в группе COVID-19 не было обнаружено никаких признаков гибели миоцитов или острого воспаления, обычно связанного с инфарктом миокарда.
Сосуды сердца были исследованы на наличие признаков повреждения эндотелиальных клеток, которые могут способствовать тромбозу за счет высвобождения микрочастиц, содержащих тканевой фактор прокоагуляции, или за счет отслоения эндотелиальных клеток, которые могут обнажать коллаген, активирующий тромбоциты. Исследователям не удалось обнаружить таких эндотелиальных изменений в местах тромбоза. Вместо этого они обнаруцжили, что сердечные тромбы у четырех из шести пациентов с COVID-19 содержали нейтрофилы, которые отражали прокоагулянтные изменения в крови, такие как цитруллинирование гистонов, связанное с образованием нейтрофильных внеклеточных ловушек (НВЛ). На некоторых изображениях видны НВЛ, которые, по-видимому, напрямую связаны с тромбоцитами. Богатые нейтрофильными макротромбы, состоящие из 30% или более нейтрофилов, были распространены в группе COVID-19, но не в контрольных образцах тканей.
Доктор Побер прокомментировал: "Наши данные опровергают мнение о том, что изменения в стенке сердечного сосуда являются основной причиной сердечного тромбоза при COVID-19. Современные методы лечения тяжелой формы COVID-19 включают антикоагулянты, но наилучшая стратегия все еще не ясна. В свете наших результатов, важной целью для терапевтического вмешательства может быть снижение реакции нейтрофилов…".