количество зарегистрированных пользователей: 68087

Rumedo Медицинский образовательный портал

МЕДИЦИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Академия инновационного образования

Новости

Тройная эпидемия становится реальностью. Главное о пандемии из зарубежных СМИ

Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)

Рост числа случаев простуды и гриппа вместе с COVID-19 нагружает системы здравоохранения, эксперты спорят из-за влияния пандемии на микробиомы детей и беспокоятся из-за низкого уровня вакцинации среди беременных. Об этом — в еженедельном обзоре зарубежных СМИ от ТАСС1.

В Европе, Северной и Южной Америке растет заболеваемость гриппом и ОРВИ (по данным санкт-петербургского НИИ гриппа, в России к 4 декабря эпидемический порог также превышен на 72,9%). Из-за этих вспышек и никуда не девшегося COVID-19 системы здравоохранения в некоторых странах близки к коллапсу. Об этом пишет The Guardian.

Европейский центр по контролю и профилактике заболеваний, Еврокомиссия и Всемирная организация здравоохранения недавно опубликовали совместное заявление, в котором сказано, что из-за одновременного распространения вирусов специалистам трудно спрогнозировать развитие событий этой зимой. Ранее об этом предупредила Панамериканская организация здравоохранения.

Среди возбудителей респираторных инфекций особенно беспокоит респираторно-синцитиальный вирус (RSV). В обычные годы ОРВИ, вызванная RSV, — первая после малярии причина смерти детей в возрасте до пяти лет. Даже в странах с высокими доходами один из 56 детей, рожденных в срок и не имеющих проблем со здоровьем, попадает в больницу с RSV в первый год жизни.

Как правило, RSV ведет себя предсказуемо: летом случаи редки, а зимой заболеваемость резко растет. Это позволяет подготовиться. Но в 2022 году подъем кое-где начался раньше, чем ожидалось. В США необычные вспышки были еще в прошлом году и минувшим летом, а сейчас число госпитализированных новорожденных в семь раз больше, чем в 2018-м.

В Европе вспышки начались в соседних странах, что осложняет распределение ограниченных ресурсов, как это делали раньше. Дополнительные трудности вызвало пришествие вирусов гриппа и метапневмовируса, которые обычно следуют друг за другом, а не появляются вместе. В Германии заканчиваются места в педиатрических отделениях и не хватает медсестер. Тяжелая ситуация сложилась во Франции и Швейцарии.

Почему RSV ведет себя не так, как в прежние годы, до конца не ясно. Возможно, дело в том, что из-за ограничительных мер во время пандемии дети редко болели и не выработали иммунитет, а теперь вирусу проще распространяться.

Неожиданные вспышки могут быть особенно опасными в странах со слабой системой здравоохранения. Но это половина беды. По некоторым данным, у детей, перенесших болезнь в тяжелой форме, потом чаще бывают другие проблемы со здоровьем, например пневмонии и астма. Также родителям трудно оправиться психологически после того, как их ребенок попал в палату интенсивной терапии.

Вряд ли заболеваемость останется аномальной надолго. Еще обнадеживает, что несколько лекарств и вакцин против RSV проходят последние стадии клинических испытаний. Сейчас таких средств нет, а терапия направлена на подавление симптомов и поддержку организма.

В Евросоюзе недавно одобрили профилактическое средство для младенцев нирсевимаб (в Великобритании, Франции и Германии скоро начнется исследование для того, чтобы оценить эффективность затрат), а Pfizer объявила об успешных результатах третьей фазы исследований вакцины для беременных: эффективность против госпитализации в первые шесть месяцев после рождения составила 69%.

Но пока вакцин и лекарств нет в широком доступе, лучшей стратегией остается осмотрительность: соблюдение правил гигиены, ограничение контактов при подозрении на болезнь и бдительность при появлении тревожных симптомов.

Как год без микробов сказался на детях?

Для нормальной работы органов и систем человеческого тела нужны контакты с микроорганизмами и вирусами, особенно в первые годы жизни. Поскольку дети, родившиеся незадолго до пандемии или после ее начала, оказались в необычных условиях, это может сказаться на их здоровье. Правда, среди ученых и врачей нет единого мнения о том, действительно ли существует опасность. Подробности — у The Atlantic.

Совокупность микроорганизмов, которые живут на поверхности и внутри нашего тела, называют микробиомом. По-видимому, микробиом влияет на самые разные процессы: от переваривания пищи до мышления. Особенно важными считаются первые три года жизни, когда микробы только колонизируют человека.

Если в это время что-то пойдет не так, то позже могут возникнуть проблемы: увеличивается риск развития аллергий, астмы, ожирения, других хронических заболеваний. Так, риски выше у лечившихся в младенчестве антибиотиками, родившихся с помощью кесарева сечения, питавшихся смесями, а не грудным молоком, росших вдали от природы.

В пандемию люди старались меньше контактировать с микробами: дезинфицировали вещи, чаще мыли руки, оставались дома. Из-за этого некоторые специалисты опасаются, что через несколько лет у подросших детей ухудшится здоровье. Другие отвечают, что пока это просто спекуляции.

Ученые до сих пор не понимают, как именно человеческое поведение влияет на состав микробиома. Микробиомы "ковидных" детей наверняка будут отличаться, но эти различия не обязательно предвещают проблемы. Нельзя даже полностью исключить, что перемены в образе жизни, обусловленные пандемией, на самом деле полезны (правда, это нераспространенное мнение).

Примером в статье служат трое сыновей опрошенной исследовательницы. Они родились в марте 2018-го, августе 2020-го и марте 2022 года. Все трое — естественным путем, в одной и той же больнице, роды принимала одна и та же акушерка, всех кормили грудью. Тем не менее состав микробиомов у мальчиков сильно отличается. Вероятно, между "ковидными" детьми тоже будут различия.

Одни специалисты больше всего беспокоятся за тех, у кого усердие родителей по части санитарии дополняло уже известные факторы риска, например кесарево сечение. Из-за пандемии эти факторы могли возникать чаще: не все могли получить консультацию насчет проблем с грудным вскармливанием, питаться сбалансированно и т.п. Проблема в том, что этим факторам непропорционально часто подвержены люди с низким достатком, у которых и раньше были менее разнообразные микробиомы.

Впрочем, несмотря на все меры предосторожности, люди все равно постоянно контактируют с микробами, а частое мытье рук не идет ни в какое сравнение с курсом антибиотиков (а в 2020 году антибиотики на дому как раз использовались реже обычного). Некоторые эксперты также надеются, что часть потерь можно компенсировать диетой, временем на свежем воздухе и общением с людьми, которые невольно передают свои микробы.

Если сложить все факторы вместе, то трудно подсчитать, что получится в итоге. Но ученые будут следить за сигналами, которые могут появиться в данных.

Беременные неохотно вакцинируются, и это тревожит экспертов

Женщины, которые ждут ребенка, чаще переносят COVID-19 в тяжелой форме. Вдобавок из-за болезни довольно часто бывают осложнения беременности. Но если судить по доле привитых среди них в США, беременные осведомлены об опасностях хуже других групп риска. Об этом пишет The New York Times.

Тревожные данные о COVID-19 во время беременности появились еще в первые месяцы пандемии. Исследование, опубликованное в июне 2020 года, показало, что ждущие ребенка женщины значительно чаще нуждаются в госпитализации, интенсивной терапии и механической вентиляции легких.

Раньше считалось, что из-за беременности подавляется иммунная система (якобы это нужно, чтобы организм не отторг плод) и защита против патогенов ослабевает. Сейчас понятно, что это упрощение. Но женщины делаются уязвимее по другим причинам: растущий плод сжимает легкие и мешает дышать, у беременных иногда развивается диабет и повышается кровяное давление, и то и другое — факторы риска при COVID-19.

Также инфекция может привести к поражению плаценты, через которую плод получает кислород и питательные вещества. На сроках от 30 недель это, как правило, не вредит ребенку. Тем не менее из-за COVID-19 выше риск выкидыша, преждевременных родов, мертворождения.

Рекомендации насчет вакцинации долго были невнятными. Только в сентябре 2021 года Центры по контролю и профилактике заболеваний США стали рекомендовать прививки беременным. К тому времени распространились домыслы об опасности вакцинации. Опрос, проведенный в октябре 2021 года, показал, что 70% беременных женщин хотя бы раз выслушали предостережения насчет вакцинации от друзей, родственников, а иногда и врачей.

Только семь из десяти женщин в США прошли первичную вакцинацию от COVID-19 до или во время беременности. С начала сентября 2022 года, когда началась ревакцинация препаратами, доработанными под вариант коронавируса "омикрон", таких набралось только 15%. Также намного снизилась доля привитых от гриппа: примерно с 60% в прошлом году до 37% к концу октября 2022-го.

Список литературы:

1. Кузаев М. Тройная эпидемия становится реальностью. Главное о пандемии из зарубежных СМИ // ТАСС (09.12.2022)

Вернуться к новостям