Новости
Терапия: обзор отечественных публикаций. Октябрь-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 02.11.2023
- 381
Приветствуем всех коллег в нашем блоге. Ознакомьтесь пожалуйста с обзором публикаций отечественных авторов за последние месяцы.
Цель исследования: оценить влияние коморбидных заболеваний на течение желчнокаменной болезни (ЖКБ) в сочетании с неалкогольной жировой болезнью печени (НАЖБП) или без нее, определить факторы, оказывающие наибольшее воздействие на эффективность терапии.
Дизайн: проспективное когортное исследование методом поперечного среза. Материалы и методы. В исследование включены114 пациентов с ЖКБ от 18 до 65 лет: 75 (65,8%) женщин и 39 (34,2%) мужчин (средний возраст — 48,4 ± 13,3 года). Пациенты разделены на две группы: в 1-ю вошли 65 больных с сочетанием ЖКБ и НАЖБП, во 2-ю — 49 человек только с ЖКБ, без НАЖБП. У всех пациентов выполнялись общеклинические, биохимические анализы крови, ультразвуковое исследование и мультиспиральная компьютерная томография брюшной полости, эластометрия печени, рассчитаны индекс фиброза (Fibrosis-4 и Aspartate Aminotransferase to Platelet Ratio Index) и индекс стеатоза (Fatty Liver Index). Все пациенты получали терапию урсодезоксихолевой кислотой (УДХК) в дозе15 мг/кг в течение 1 года.
Результаты. В 1-й группе статистически значимо чаще, чем во 2-й, встречались патология сердечно-сосудистой системы, ожирение, инсулинорезистентность, были выше индекс коморбидности Cumulative Illness Rating Scale for Geriatrics (CIRS-G) (p < 0,001), показатели общего холестерина, триглицеридов, липопротеинов низкой плотности, γ-глутамилтранспептидазы, аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, амилазы, индекс Homeostasis model assessment (HOMA), индекс массы тела, окружность талии, преобладали желчные камни большой плотности и размеров. На фоне терапии УДХК эффективного литолиза удалось достигнуть у 34 (69,4%) человек во 2-й группе, тогда как в 1-й — только у 22 (33,8%). Среди 57 пациентов без коморбидности эффективный литолиз произошел у 41 (70,2%), а среди 57 больных с высокой коморбидностью — только у 16 (28,1%) человек (критерий χ2 Пирсона, р < 0,001). Регресса стеатоза достигли 40 (62%) пациентов с меньшим индексом коморбидности. На регресс стеатоза и литолиз желчных камней наибольшее влияние оказали индексы HOMA и CIRS-G, степень стеатоза, параметры желчного камня, ожирение.
Заключение. В амбулаторной практике есть возможности для своевременного консервативного лечения НАЖБП и ЖКБ при условии их ранней диагностики. Наличие отягощающих факторов и коморбидной патологии является препятствием для проведения литолиза желчных камней и регресса стеатоза. Воздействие на модифицируемые факторы риска помогает добиться успеха в терапии НАЖБП и ЖКБ.
Введение. Артериальная гипертензия (АГ) и дислипидемии являются ведущими по распространенности факторами сердечно-сосудистого риска, приводящими к формированию атеросклероз-ассоциированных сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), а их сочетание не только в 8 раз потенцирует риск ишемического инсульта, но и в 11 раз повышает риск развития сердечно[1]сосудистой смерти. Внедрение в практику фиксирoванных комбинаций антигипертензивных и липидснижающих препаратов в рамках первичной и вторичной профилактики позволяет значительно улучшить не только приверженность пациентов к медикаментозной терапии, но и расширить спектр ее направленности.
Основная часть. Патофизиологическая общность формирования осложнений при АГ и дислипидемии объясняет преемственность и эффективность фиксированных комбинаций гипотензивного средства со статином, в частности амлодипина и аторвастатина. Результаты 10 масштабных исследований клинического потенциала данной комбинации сопоставимы между собой. Например, в исследованиях GEMINI и GEMINI-AAL, на фоне приема сочетания аторвастатин/амлодипин средние величины снижения артериального давления составили 17,1/9,4 мм рт. ст. и 20,2/11,4 мм рт. ст. соответственно, а содержание ХС ЛПНП понизилось на 32,7% и 28,6%, соответственно. По результатам CRUCIAL, по окончании 52 дневного курса фиксированной медикаментозной терапии из 1481 человек 58% достигли целевых значений АД и 83% – плазменного уровня ХС ЛПНП
Заключение. Широкий спектр дозировок, составляющих фиксированную комбинацию амлодипина, аторвастатина и периндоприла, определяет возможность применения препарата у широкого круга пациентов с различными уровнями АД и ХС ЛПНП как в плане первичной, так и вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Введение. Среди тяжёлых заболеваний с прогностически неблагоприятным исходом описывают редкий синдром Гудпасчера. Причины развития заболевания остаются неизвестными, обсуждаемые возможные вирусные или бактериальные влияния не находят подтверждения, несмотря на то что первые два случая, описанные самим Гудпасчером, зафиксированы после пандемии вирусной инфекции. В связи с этим каждый случай заболевания, подтверждённый иммунологическим тестированием, представляет интерес в накоплении знаний о возможных причинах развития данной патологии.
Основная часть. В представленном случае наблюдения за пациенткой с типичным течением синдрома Гудпасчера заболевание развилось после длительных сеансов аппаратного массажа и выполнения процедуры липолифтинга. Наличие антител к базальной мембране клубочков почек подтверждено при лабораторном исследовании. Первичное поражение почек на фоне терапии восстановить не удалось, пациентка находится на системной заместительной почечной терапии.
Заключение. авторы считают, что описанный ими случай типичного течения синдрома Гудпасчера, начало которого ассоциировано с невирусными воздействиями, поможет врачам первичного звена в быстром принятии решения о диагностических исследованиях с определением АТ к гломерулярной базальной мембране.
Введение. Нарушения ритма сердца встречаются как в остром периоде новой коронавирусной инфекции (COVID-19), так и в послеостром периоде, что может быть связано с длительной персистенцией вируса SARS-CoV-2 в организме человека.
Основная часть. В клиническом случае представлены данные о пациенте с первичной дилатационной кардиомиопатией, имплантированным кардиовертером-дефибриллятором, рецидивирующими желудочковыми нарушениями ритма и электрическим штормом. Пациент неоднократно госпитализировался в городской стационар, где выполнялась электрическая кардиоверсия, подбор антиаритмической терапии, радиочастотная аблация зон рецидивирующих желудочковых тахикардий, в т.ч. экстренная ("жизнеспасающая") комбинированная катетерная радиочастотная деструкция субстрата электрического шторма. На фоне проводимой терапии в послеоперационном периоде внезапно развились тромбоэмболические осложнения по типу массивной тромбоэмболии легочной артерии, повлёкшей за собой смерть больного. При проведении патологоанатомического вскрытия установлено, что причиной смерти пациента стала массивная тромбоэмболия легочной артерии; в миокарде выявлена персистенция вируса SARS-CoV-2 и энтеровируса. На основании аутопсийного исследования пациенту был выставлен диагноз первичной дилатационной кардиомиопатии со вторичным активным хроническим лимфоцитарным миокардитом.
Заключение. Авторы отмечают, что экстренная ("жизнеспасающая") комбинированная катетерная радиочастотная деструкция субстрата электрического шторма является эффективной и безопасной процедурой, однако на фоне перенесённой ранее COVID-19 повышен риск тромбоэмболических осложнений. Тромбоэмболические осложнения могут развиться у пациентов с COVID-19, несмотря на проводимую антитромботическую/антикоагулянтную профилактику. Необходимо более точно и своевременно проводить диагностику и лечение ДКМП с компрометированной ФВ, имплантированным КД и развившимися рецидивирующими ЖТ, у пациентов с COVID-19 в анамнезе. Важно также своевременно и точно диагностировать и в последующем лечить миокардит на фоне COVID-19.
Наш обзор завершен. До новых встреч.