Новости
Революционные изменения в системе НМО: чего следует ожидать?
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 04.06.2022
- 1042
Статья посвящена проблемам системы НМО и новому законопроекту, который разработан Минздравом России и призван искоренить основные недостатки дополнительного медицинского и фармацевтического образования. В этой области грядут серьёзные перемены. Постараемся разобраться, в чём они заключаются.
В настоящее время, медицинское сообщество и представители органов власти озабочены некоторыми недостатками системы дополнительного профессионального образования (ДПО). Существует мнение, что концепция развития такого образования, отчасти, должна быть пересмотрена6, 7.
Как известно, в России, реализуется система непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков медицинских работников. Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации № 926 от 21 ноября 2017 года, непрерывное медицинское образование (НМО) осуществляется тремя путями: посредством взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность (формальное образование); через образовательные мероприятия профессиональных некоммерческих организаций (неформальное образование); в рамках индивидуальной познавательной деятельности (самообразование)2, 4.
Рекомендуемый ежегодный объём обучения – примерно, 50 зачётных единиц трудоёмкости (ЗЕТ или баллы НМО), из которых: на долю формального образования приходится 36 ЗЕТ; оставшиеся 14 ЗЕТ – распределяются между неформальным образованием и самообразованием. 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. Каждые пять лет, врачи должны проходить аккредитацию, набрав 250 ЗЕТ2.
Эксперты отмечают три проблемы. В случае формального образования, когда слушатель проходит обучение по дополнительным профессиональным программам ВУЗов и частных компаний – такие программы имеют негибкий, часто, архаичный характер. В случае других видов образования – интернет-площадки, не имея лицензии, нередко предоставляют сомнительный образовательный контент низкого качества (который никем не регулируется, и не соответствует стандартам ДПО). При этом, обучающиеся медики, вместо реального повышения квалификации, любой ценой стремятся формально получить необходимое количество баллов НМО, что, также, негативно сказывается на уровне профессиональных компетенций1,6, 7.
В связи с вышеописанной ситуацией, в целях повышения качества образовательных услуг в области дополнительного медицинского и фармацевтического образования, а, также, исключения возможности предоставления указанных услуг недобросовестными поставщиками – в Министерстве здравоохранения Российской Федерации разработан Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – законопроект; дата создания – 12 мая 2022 г.)3, 5.
Законопроект распространяет правило типовых программ на области дополнительного медицинского и фармацевтического образования, что, на сегодняшний день, в России не существует3.
Что происходит сейчас? Правило о типовых программах применяется в отношении социально-значимых областей (международные автоперевозки, промышленная и пожарная безопасность, противодействие коррупции, и др.). В этом списке – обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан отсутствует. Между тем, постоянное повышение профессионального уровня медицинских работников является одной из основных задач по обеспечению такой безопасности3.
Законопроект восполняет ещё один существенный пробел, при котором создается возможность реализации программ ДПО без соблюдения установленных лицензионных требований, в том числе, в части наличия условий для практической подготовки обучающихся. На данный момент, лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования, при этом, государственная аккредитация по дополнительным профессиональным программам Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрена3.
Таким образом, законопроект предлагает внесение изменений в статьи №№ 76, 82 и 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»6, 8.
Минздраву России будут предоставлены полномочия по разработке типовых дополнительных профессиональных программ в области медицинского и фармацевтического образования. Внедрение таких программ, помимо прочего, позволит унифицировать требования к обучению медицинских кадров и обеспечит преемственность в их подготовке. Возможно, новая форма обучения заменит балльную систему НМО1, 3, 6.
Появится требование об указании в приложении к лицензии на право осуществления образовательной деятельности сведений об области реализации подвидов дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования. Возможно, ужесточатся требования к любым интернет-площадкам, предоставляющим образовательный контент1, 3, 6, 7.
Вступление в силу законопроекта запланировано по истечении 365 дней после дня его официального опубликования. Законопроект находится на этапе публичного обсуждения6, 9.
Остаётся надеяться, что в результате принятых решений – недостатки системы НМО исчезнут, и дополнительное профессиональное образование в России выйдет на качественно иной уровень развития.
Список литературы:
1. Гонка за баллами прекратится? // Медицинская газета, 06.2022
2. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 года № 926
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»