Новости
Пульмонология: обзор зарубежных новостей. Апрель-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 24.04.2023
- 605
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается обзор зарубежных новостей пульмонологи за апрель.
1. Sleep Disturbances Linked to Post-COVID Dyspnea (McCall B.)
Согласно данным британского исследования CIRCOVID, некачественный и нерегулярный сон может быть важной причиной одышки у пациентов, которые ранее были госпитализированы по поводу COVID-19.
Исследователи, возглавляемые Джоном Блейкли, доктором философии, пульмонологом и ученым-клиницистом из Манчестерского университета, Великобритания, обнаружили, что нарушение сна является распространенной проблемой после госпитализации по поводу COVID-19 и может длиться не менее 1 года.
Исследование также показало, что нарушение сна после госпитализации с COVID было связано с одышкой и снижением функции легких. Дальнейший углубленный анализ показал, что влияние нарушения сна на одышку было частично опосредовано как беспокойством, так и мышечной слабостью; однако "это не полностью объясняет связь, предполагая, что задействованы другие пути", - сказал Блейкли.
Целью многоцентрового когортного исследования CIRCOVID было пролить свет на распространенность и характер нарушений сна после выписки пациентов из больницы по поводу COVID-19 и оценить, было ли они связаны с одышкой. В исследовании приняли участие в общей сложности 2320 участников, которые были частью более крупного исследования PHOSP-COVID. После раннего контрольного визита (в среднем через 5 месяцев после выписки из больницы) 638 участников предоставили данные для анализа, измеренные с помощью Питтсбургского индекса качества сна (субъективный показатель качества сна); 729 участников предоставили данные для анализа, измеренные с помощью актиграфии (объективного измерения качества сна с помощью носимого на запястье устройства) в среднем за 7 месяцев.
Одышка, первичный результат, оценивалась с помощью валидированного вопросника "Одышка-12".
Данные были собраны в два временных периода после выписки из больницы: через 2-7 месяцев (ранний) и через 10-14 месяцев (поздний). На раннем этапе у участников оценивалась тревожность, мышечная функция, одышка и функции легких.
Было обнаружено, что регулярность сна была на 19% ниже у ранее госпитализированных пациентов с постковидным синдромом по сравнению с аналогичной контрольной группой, которые были госпитализированы по другим причинам.
После выписки из больницы большинство (62%) участников после COVID-19 сообщили о плохом качестве сна. "Сопоставимая" доля (53%) сочла, что после выписки из больницы качество их сна ухудшилось. Кроме того, было обнаружено, что нарушения сна, вероятно, сохранятся по меньшей мере в течение 12 месяцев, поскольку субъективное качество сна практически не изменилось между ранним и поздним сроками после выписки из больницы.
Было обнаружено, что у пациентов с постковидным синдромом как субъективные показатели (качество сна и ухудшение его качества после выписки из больницы), так и объективные показатели, основанные на использовании устройств (регулярность сна), связаны с одышкой и снижением функции легких.
При этом участники после госпитализации с COVID-19 на самом деле спали дольше [65 мин; 95% ДИ 59-71], чем участники, госпитализированные по поводу не COVID; однако их время отхода ко сну было нерегулярным, и именно эта нерегулярность была связана с одышкой. По сравнению с негоспитализированной контрольной группой, участники основной группы с меньшей регулярностью сна имели более высокие показатели одышки по опроснику (оценка нескорректированного эффекта 4,38; 95%: ДИ 2,10 – 6,65). У лиц с плохим качеством сна в целом также были более высокие показатели одышки (оценка нескорректированного эффекта 3,94; 95% ДИ 2,78 – 5,10), а у тех, кто сообщил об ухудшении качества сна, были еще более высокие показатели одышки (оценка нескорректированного эффекта 3,00; 95% ДИ 1,82 – 4,28).
По сравнению с госпитализированной контрольной группой, участники CIRCOVID имели более низкий индекс регулярности сна (-19%) и более низкую эффективность сна (3,83 процентных пункта).
Нарушение сна после госпитализации с COVID также было связано со снижением функции легких, снижением прогнозируемой форсированной жизненной емкости от -7% до -14%, в зависимости от используемого показателя сна.
При анализе опосредующих факторов, действующих во взаимосвязи между нарушением сна и одышкой / снижением функции легких, исследователи обнаружили, что снижение мышечной функции и беспокойство, которые оба являются признанными причинами одышки, могут частично способствовать этой связи.
Согласно результатам исследования, опубликованным в журнале CHEST, у пациентов с рефрактерными обострениями астмы с дыхательной недостаточностью, получавших экстракорпоральную мембранную оксигенацию (ЭКМО), были снижены шансы на летальный исход по сравнению со стандартным лечением.
В ретроспективном, эпидемиологическом и обсервационном когортном исследовании авторы оценили данные 13 714 взрослых с рефрактерной дыхательной недостаточностью вследствие обострения астмы в больницах, оснащенных ЭКМО, в период с 2010 по 2020 год, чтобы определить, существует ли связь между ЭКМО и снижением шансов на смертность. Помимо смертности, исследователи изучали различия в продолжительности пребывания в отделении интенсивной терапии, продолжительности пребывания в стационаре, продолжительности инвазивной вентиляции легких, общих расходах на госпитализацию и результатах безопасности между двумя группами лечения.
Из общей когорты 127 пациентов (средний возраст 38 лет; 54,3% женщин) получали лечение ЭКМО, в то время как 13 587 (средний возраст 46 лет; 64,2% женщин) не получали ЭКМО. Большинство пациентов, получавших ЭКМО, получали веновенозную ЭКМО (n = 105), меньшее количество пациентов получали веноартериальную ЭКМО (n = 8) или их комбинацию (n = 14). Средний срок начала ЭКМО составил 2,5 дня (диапазон 1-19 дней), а средняя продолжительность лечения составила 4 дня (диапазон 1-49 дней).
За период исследования умерло 1540 пациентов (11,2%).
В каждой из трех моделей статистической обработки данных исследователи наблюдали значительную взаимосвязь между снижением шансов на смертность у тех, кто получал ЭКМО, по сравнению с теми, кто получал стандартное лечение: с поправкой на ковариацию (OR = 0,33; 95% ДИ 0,17-0,64), с поправкой на оценку склонности (OR = 0,36; 95% ДИ 0,16-0,81) и модели, соответствующие шкале склонности (OR = 0,48; 95% ДИ 0,24-0,98).
Что касается вторичных исходов, исследователи не обнаружили связи между ЭКМО и более коротким пребыванием в отделении интенсивной терапии, стационаре или длительностью инвазивной вентиляции легких. Однако каждая из моделей показала значительное увеличение средних расходов на госпитализацию с ЭКМО по сравнению с группой без ЭКМО.
При оценке нежелательных явлений в группах исследования авторы заметили только два основных различия. У большего числа пациентов, получавших ЭКМО, было кровоизлияние, чем у пациентов, не получавших ЭКМО (9 пациентов против 2 пациентов), но у большего числа пациентов, не получавших ЭКМО, произошла смерть головного мозга (8 пациентов против 0 пациентов).
3. Using machine learning applications to predict patients' risk of developing COPD (Yirka B.)
Команда медицинских исследователей, инженеров и IT-специалистов, связанных с многочисленными учреждениями по всей территории США, обнаружила, что технология машинного обучения может помочь врачам предсказать, какие пациенты подвержены риску развития ХОБЛ. В своем исследовании, опубликованном в журнале Nature Genetics, группа обучила сеть глубокого обучения, используя данные спирограммы пациента, прогнозированию развития ХОБЛ.
Исследователи обучили глубокую сверхточную нейронную сеть распознавать разницу между людьми с ХОБЛ и теми, у кого ее нет. Данные для обучения системы поступали из медицинских карт пациентов, систем классификации потенциальных диагнозов и спирограмм.
Как только система смогла отличить здоровые легкие от легких с ХОБЛ, команда добавила данные оценки ответственности, которые собирались в течение многих лет, чтобы помочь выявить ХОБЛ на ранних стадиях у пациентов. Затем они запустили систему на основе данных 325 000 пациентов из британского биобанка, которые включали спирограммы. Они обнаружили, что им удалось обучить систему обнаруживать у пациентов очень ранние признаки ХОБЛ.
В заключение команда предполагает, что их систему вскоре можно будет использовать для скрининга пациентов на ХОБЛ путем передачи в нее данных спирограммы. Они также отмечают, что этот подход можно использовать в новых исследованиях, направленных на более полное понимание механизмов развития и прогрессирования ХОБЛ.
Первичные нейроэндокринные опухоли легких - очень редкие опухоли, которые составляют около 1-2% всех случаев рака легких. Распространенным методом их лечения на ранних стадиях является хирургическое вмешательство, но этот вариант подходит не для всех пациентов. Исследователи из онкологического центра Моффитта изучают новые подходы к лечению этой категории пациентов. В статье, опубликованной в Международном журнале радиационной онкологии, биологии и физики, команда врачей показала, что стереотаксическая лучевая терапия тела, или SBRT, является эффективным методом лечения пациентов с нейроэндокринными опухолями легких на ранней стадии.
SBRT - это подход к лечению, который доставляет высокие дозы радиации в определенные участки опухоли, сводя к минимуму повреждение окружающих нормальных клеток. У пациентов, получающих SBRT, побочные эффекты отмечаются реже по сравнению с лечением обычной лучевой терапией, которая проводится в меньших дозах каждый день в течение нескольких недель.
“SBRT обычно используется для лечения немелкоклеточного рака легких на ранней стадии, но наши результаты показывают достижение контроля над нейроэндокринными опухолями легких”, - сказал один из авторов исследования. “На самом деле, SBRT все чаще используется в клинической практике для лечения нейроэндокринных опухолей легких на ранних стадиях, несмотря на отсутствие согласованных рекомендаций по этому подходу и очень ограниченные данные о его эффективности и токсичности у пациентов с таким опухолями”.
Авторы провели ретроспективный анализ эффективности лечения 48 нейроэндокринных опухолей легких у 46 пациентов, получавших SBRT из 11 учреждений по всей территории США.
Исследователи обнаружили, что SBRT обеспечивает сильный локальный / регионарный контроль опухоли. Показатели местного контроля за 3, 6 и 9 лет при SBRT составили 97%, 91% и 91% соответственно, и произошел только один региональный рецидив. Лечение также хорошо переносилось, и сообщалось только об одном случае токсичности, связанной с SBRT.
Поскольку нейроэндокринные опухоли легких встречаются очень редко, проводить клинические испытания у таких пациентов трудно. Поэтому рандомизированное исследование для сравнения эффективности SBRT с хирургическим вмешательством, скорее всего, никогда не будет проведено Несмотря на это, результаты данного исследования, по мнению авторов, сопоставимы с историческими популяциями пациентов с нейроэндокринными опухолями легких, которые лечились хирургическим путем, что особенно примечательно, учитывая, что многие пациенты, получавшие SBRT, обычно имеют сопутствующие заболевания, которые могут затруднить лечение и привести к худшим результатам.
“Текущее исследование является крупнейшей и первой многоинституциональной серией, оценивающей местный контроль, токсичность и дозиметрические результаты SBRT при нейроэндокринных опухолях легких на ранних стадиях. Наши результаты показывают, что, хотя хирургическое вмешательство обеспечивает отличные результаты, SBRT следует рассматривать как еще один вариант лечения для этой группы пациентов”, - сказал старший автор исследования.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.
Список литературы:
1. McCall B. Sleep Disturbances Linked to Post-COVID Dyspnea // Medscape (17.04.2023)