Новости
Пульмонология: обзор отечественных публикаций. Сентябрь
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 14.10.2021
- 868
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня предлагаем вам небольшой обзор отечественных публикаций за последние месяцы.
1. «Трудная» пневмония (Зайцев А.А., Синопальников А.И.)
Впервой статье сегодняшнего обзора рассматриваются проблемы терапевтического ведения больных с так называемой «трудной» пневмонией, а именно – случаев заболевания у пациентов с диагностированным синдромом медленно разрешающейся/неразрешающейся пневмонии, у которых отсутствует реакция на проводимое лечение.
Авторы проанализировали причины и значимые факторы риска, потенциально влияющие на эффективность проводимой терапии, и выделили причины неэффективности лечения внебольничной пневмонии (ВП):
1.Прогрессирование заболевания в первые 72 часа от начала лечения:
- Исходно тяжелое течение заболевания
- Антибиотикорезистентность возбудителей ВП
- Осложнения ВП (парапневмонический плеврит/ эмпиема плевры) и внелегочные очаги инфекции (эндокардит, менингит, артрит)
- Ошибочный диагноз (ТЭЛА, эндокардит трикуспидального клапана аспирация, острый респираторный дистресс-синдром, васкулит).
2.Отсутствие улучшения спустя 72 часа от начала лечения:
- Антибиотикорезистентность возбудителей ВП
- Нозокомиальная суперинфекция
- Осложнения ВП (парапневмонический плеврит/эмпиема плевры)
- Неинфекционные и иные причины: облитерирующий бронхиолит с организующейся пневмонией, ТЭЛА, системные васкулиты, сердечная недостаточность, лекарственная лихорадка.
3.Прогрессирование заболевания спустя 72 часа от начала лечения:
- Нозокомиальная суперинфекция (нозокомальная пневмония, внелегочная инфекция)
- Обострение сопутствующих заболеваний
- Неинфекционные причины: ТЭЛА, инфаркт миокарда, почечная недостаточность.
В статье также рассматривается терапевтическая тактика ведения пациентов с отсутствием «ответа на лечение», актуализирован перечень необходимых методов диагностики и направления антибактериальной терапии. Проведен анализ тактики ведения пациентов с пневмонией во время пандемии инфекции, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2. Представлены направления диагностики с приоритетным обсуждением биологических маркеров воспалительного ответа и стратегия антимикробной терапии.
Авторы следующей статьи во введении напоминают, что коморбидный пациент с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) в сочетании с ишемической болезнью сердца (ИБС) имеет неблагоприятный прогноз вследствие раннего развития легочной гипертензии (ЛГ). В исследовании изучалась возможность выявления ЛГ с использованием стратегии активной ее верификации у амбулаторных пациентов с ХОБЛ и стабильной стенокардией.
Цель. Оценить частоту ЛГ у больных ХОБЛ легкой и средней степени тяжести течения в сочетании с ИБС и возможность использования эхокардиографического критерия «площадь правого предсердия» для доказательства ЛГ.
Материалы и методы. В исследование включены 52 амбулаторных пациента со средним возрастом 62,8 ± 8,14 года. Проводилась комплексная оценка шкалы одышки Борга, эхокардиографии, пульсоксиметрии в покое и после теста 6-минутной ходьбы (Т6МХ). Подвергнуты сравнительному анализу 2 группы пациентов в зависимости от развития ЛГ после Т6МХ.
Результаты и обсуждение. Показано, что у пациентов c ХОБЛ (GOLD I-II) и стенокардией исходно ЛГ выявлялась в 3,3% случаев, а после Т6МХ у 63,3% больных. В данной группе после Т6МХ определялось повышение давления в легочной артерии с 18,5 ± 10,6 мм рт. ст. до 41,2 ± 12,5 мм рт. ст. (р < 0,05). После физической нагрузки с повышением давления в легочной артерии отмечалось достоверное увеличение площади правого предсердия. Только у 1/3 больных с ЛГ определялась гипоксемия после Т6МХ.
Выводы. Проба Т6М дает возможность выявить ЛГ более чем у половины больных ХОБЛ (GOLD I-II) и ИБС в условиях поликлиники. Увеличение площади правого предсердия по данным эхокардиографии, наряду с другими показателями морфофункциональных изменений правых отделов сердца, может быть дополнительным диагностическим критерием ЛГ у коморбидных пациентов ХОБЛ и ИБС.
Актуальность следующей работы обусловлена тем, что увеличение количества больных пожилого и старческого возраста в некардиальной хирургии сопровождается возрастанием числа послеоперационных легочных осложнений (ПОЛО). ПОЛО в значительной степени влияют на результаты хирургического лечения и долговременный прогноз жизни пациента.
По мнению авторов, определение факторов риска и проведение профилактических мероприятий ПОЛО является важной стратегией оказания хирургической помощи. Они разделили факторы риска ПОЛО разделить на три основные группы:
1) предоперационные факторы, связанные с состоянием пациента – возраст, физический статус по ASA, курение в течение 1 года и более до операции, инфекция дыхательных путей в предшествующий мес., ХОБЛ, синдром сонных апноэ, ожирение, хроническая сердечная и почечная недостаточность и др.;
2) интраоперационные факторы, обусловленные хирургическим вмешательством и анестезиологическим пособием – продолжительность операции более 3 ч, вмешательства на брюшной полости (верхние отделы), сосудистые операции, нейрохирургические вмешательства, общая анестезия и ИВЛ, инфузионная терапия, использование нейромышечных релаксантов;
3) послеоперационные факторы – назначение опиоидных анальгетиков для послеоперационного обезболивания, назогастральная интубация, саркопения.
Для оценки риска ПОЛО авторы рекомендуют шкалу ARISCAT
Основные стратегии снижения ПОЛО в периоперационном периоде включают:
- до операции: преабилитация, отказ от курения, лечение сопутствующих заболеваний.
- интраоперационно: минимально инвазивная хирургия, протективная вентиляция легких, цельориентированная инфузионная терапия, мониторинг НМБ и использование сугаммадекса
- после операции: адекватная анальгезия, ранняя мобилизация с привлечением врача-реабилитолога.
В заключении статьи авторы подчеркивают, что в каждом стационаре должен быть разработан протокол для уменьшения числа ПОЛО на основе стратегии периоперационного снижения осложнений.
В последней статье обзора представлен редкий случай тромбоза ветвей (ТВ) легочных артерий (ЛА), развившийся у пациента через 2 мес. после инфицирования вирусом SARS-CoV-2, вызвавшим двустороннюю полисегментарную пневмонию.
Диагноз тромбоз верифицирован при проведении компьютерной томографии органов грудной клетки с контрастным усилением. Предиктором тромбоза являлся повышенный уровень плазменной концентрации D-димера. Ввиду отсутствия тромбов в венах нижних конечностей и таза сделано заключение, что у пациента не тромбоэмболия, а именно ТВ ЛА in situ. На основании отрицательных тестов на онкомаркеры и маркеры аутоиммунных заболеваний исключены такие возможные причины венозно-тромбоэмболических осложнений, как опухоли, системные заболевания соединительной ткани и антифосфолипидный синдром.
В заключении авторы подчеркивают, что ТВ ЛА является потенциальным осложнением у пациентов с COVID-19-ассоциированной пневмонией и может возникнуть на поздних стадиях заболевания, когда присутствие вируса SARS-CoV-2 уже не выявляется, но сохраняется активность воспалительного процесса. Повышенный уровень плазменной концентрации D-димера является достоверным предиктором тромбоза, который успешно диагностируется с помощью КТ органов грудной клетки с контрастным усилением.
На этом обзор завершен. До новых встреч.