Новости
Педиатрия: обзор отечественных публикаций. Август-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 29.08.2022
- 722
Приветствуем всех коллег-педиатров в нашем блоге. Сегодня предлагаем вам ознакомиться с обзором отечественных публикаций за последние месяцы.
1. Коронавирусная инфекция COVID-19 у детей: обзор литературы (Долгополов И.С., Рыков М.Ю.)
Введение. В конце 2019 г. новый подтип коронавируса, названный коронавирусом тяжелого острого респираторного синдрома 2 (SARS-CoV-2), быстро распространился по миру, вызвав глобальную пандемию. Изначально доля подтвержденных случаев среди детей была относительно небольшой, и считалось, что они заражаются редко. Последующие наблюдения показали, что у детей и подростков инфекция протекает либо бессимптомно, либо сопровождается минимальной клинической симптоматикой, в связи с чем истинная заболеваемость недооценивается из-за низкого уровня тестирования.
Цель исследования — обобщить и систематизировать результаты исследований, посвященных распространенности, диагностике, клинической картине, вакцинации и лечению детей с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Материалы и методы. В PubMed проведен поиск статей, опубликованных до 15 января 2022 г., с использованием комбинаций следующих слов: COVID-19, SARS-CoV-2, дети, педиатрия, подростки, младенцы и школа. Авторы проанализировали 89 статей.
Результаты. Частота положительных результатов тестирования на SARS-CoV-2 на протяжении всего пика пандемии у детей была низкой по сравнению со взрослыми, в том числе у тех, у кого была острая респираторная инфекция. Дети не только реже заражаются вирусом, но и переносят инфекцию легче, чем взрослые. Уровень летальности у детей с COVID-19 составлял < 0,5%. У большинства детей заражение протекает либо бессимптомно, либо сопровождается стертой клинической картиной.
Вакцинация детей и подростков рекомендуется в основном для достижения коллективного иммунитета во всех возрастных группах. Однако отсутствуют убедительные данные о длительности иммунного ответа, уровне необходимого защитного титра антител, а также об отдаленных побочных эффектах вакцинации в связи с недостаточным сроком наблюдения и неопределенностью критериев иммунного ответа.
Заключение. По мере накопления информации о вирусной нагрузке детей и подростков, их роли в передаче вируса оптимизированы подходы к диагностике в этой возрастной группе. Эффективность лечения протестирована на пациентах, госпитализированных в стационар, и разработаны рекомендации по лечению. В настоящее время глобальные исследовательские усилия сосредоточены на защите особенно уязвимых детей, перспективах тотальной вакцинации детей, ее эффективности и безопасности.
В статье представлен опыт ведения 6 пациентов с экссудативным перикардитом (ЭП), развившимся после перенесенной новой коронавирусной инфекции COVID-19. Показаны важность своевременного выявления экссудативного перикардита, принципы его диагностики, лечения и диспансерного наблюдения на поликлиническом этапе в условиях пандемии.
По мнению авторов, развитие симптомов ЭП через 2–4 нед после инфицирования SARS-CoV-2 свидетельствует о том, что ЭП может являться осложнением постковидного синдрома.
Классические жалобы в виде одышки при физической нагрузке выявлены у 4 детей. Неспецифические симптомы, включающие кашель, слабость, отсутствие аппетита, сердцебиения, — у 3. У 3 пациентов была отмечена перикардитическая боль, характеризующаяся как ретростернальная боль в грудной клетке, усиливающаяся в положении на спине, при глубоком вдохе, кашле.
При осмотре у 1 пациента отмечены отечность лица и набухание шейных вен. В связи с отсутствием нарушений гемодинамики у наблюдаемых детей перикардиальный шум, патогномоничный для перикардита, не выявлен. У 2 детей при аускультации отмечено ослабление тонов сердца.
Лечение ЭП осуществляли в соответствии с федеральными клиническими рекомендациями: диета, противовоспалительная и симптоматическая терапия. Препаратом выбора был ибупрофен в дозе 30–50 мг/кг/сут в 3 приема в течение 4 нед. На основании решения врачебного консилиума одному ребенку 16 лет с персистирующим ЭП был назначен колхицин как препарат второй линии (при неэффективности лечения нестероидными противовоспалительными средствами (НПВС) в течение 7 дней) по 0,5 мг 2 раза в день длительностью 1 мес на фоне терапии НПВС.
Во всех случаях зафиксировано полное излечение. Все дети находятся на диспансерном учете кардиолога поликлиники в соответствии с федеральными клиническими рекомендациями с проведением ЭхоКГ 2 раза в год в течение года после реконвалесценции. После острого перикардита в течение первых 6 мес дети наблюдались как пациенты IV группы здоровья, затем — в III группе здоровья.
Введение. Шейная родовая травма часто проходит незамеченной педиатрами, если неврологические симптомы выражены не резко. В результате у ребенка сохраняется болевой синдром, развиваются кривошея, деформация черепа. Рефлекторная активность формируется асимметрично.
Цель – анализ особенностей сбора анамнеза первых недель и месяцев жизни для ранней диагностики шейной родовой травмы.
Материал и методы. Однократно обследовали доношенных младенцев, находящихся на грудном вскармливании. Проводили сбор жалоб и анамнеза, наблюдение за поведением младенца у груди матери, клиническое обследование, спондилографию с функциональными пробами. Рандомизацию проводили по признаку: предпочтение ребенком одной груди. Этот признак отмечен у 194 младенцев. Они составили основную группу, 151 ребенок, без беспокойства во время кормления, вошли в группу сравнения. Для оценки связи предпочтения питания из одной груди с наличием шейной родовой травмы применялся логистический регрессионный анализ.
Результаты. У детей основной группы наблюдали упорный поворот головы в одну сторону, снижение мышечного тонуса в верхней конечности, снижение рефлексов на не предпочитаемой стороне, уплощение затылочной кости со стороны предпочтительного поворота. Диагностировали блок шейного отдела позвоночника, который подтверждали рентгенологически. Дети группы сравнения свободно поворачивали голову в обе стороны, тонус, физиологические рефлексы в норме, симметричные. Результаты статистического анализа показали, что признаки «Предпочтение ребенком одной груди», «Категорический отказ сосать с беспокойством младенца при прикладывании к не предпочитаемой груди» и «Быстрое возвращение в прежнее положение и плач младенца при повороте головы к не предпочитаемой груди» в 100 % случаев сопровождались шейным блоком. Признак «Уплощение затылочной кости со стороны предпочтительного поворота» увеличивал эту вероятность в 16,9 раз, а признак «Асимметрия физиологических рефлексов» – в 211,7 раз.
Заключение. Акцент при сборе жалоб и анамнеза на предпочтение младенцем одной груди позволяет предположить наличие шейной родовой травмы.
Прогерия, или синдром Хатчинсона – Гилфорда — редкое заболевание из группы ламинопатий, характеризующееся преждевременным старением с поражением кожи, костей и сердечно-сосудистой системы. В основе патогенеза лежат патогенные варианты в гене LMNA, приводящие к аномалии морфологии ядерной мембраны, нарушению экспрессии генов, изменению структуры хроматина, дисфункции митохондрий, дефектам репарации ДНК и альтернативного сплайсинга, ускорению укорочения теломер.
Основные проявления болезни — поражения кожи (склеродермоподобный синдром и нарушение пигментации), липодистрофия, позднее прорезывание и скученность зубов, алопеция, дистрофия ногтей, явления остеолизиса концевых фаланг, вальгусная деформация тазобедренных суставов и контрактуры суставов, атеросклероз, тугоухость, ранние инфаркты и инсульты. Склеродермоподобные изменения кожи, остеопороз, сгибательные контрактуры межфаланговых суставов кистей, остеоартрит тазобедренных суставов требуют дифференциальной диагностики с ревматическими заболеваниями.
Основой ведения больных с прогерией являются профилактика и лечение сердечно-сосудистых проявлений заболевания (ранних инсультов и инфарктов, артериальной гипертензии и атеросклероза), повышение качества жизни и ежедневной активности пациентов. Изучается эффективность терапии больных с прогерией с применением ингибиторов фарнезилтрансферазы (монотерапия; комбинация с бисфосфонатами или статинами), ретиноидов и 1,25(OH)2 — витамина D3.
Настоящий литературный обзор дополнен описанием клинического случая прогерии у девочки. Диагноз подтвержден секвенированием гена LMNA (по Сэнгеру), выявлен ранее описанный патогенный вариант гена в экзоне 11 (c.1824C>T, rs58596362) в гетерозиготном состоянии (p.Gly608Gly, NM_170707.3). Описанный случай интересен тем, что изначально ребенку был поставлен ошибочный диагноз, что позволило получить информацию об эффективности системной стероидной и иммуносупрессивной терапии и выявил необходимость рассмотрения других подходов к терапии уже известной нозологии.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.