Новости
Педиатрия: обзор отечественных публикаций. Апрель-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 26.04.2022
- 732
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня предлагаем вам ознакомиться с небольшим обзором отечественных публикаций за последние месяцы.
Начнем, как обычно, с публикаций, посвященных новой коронавирусной инфекции.
1. Постковидный синдром у детей и взрослых: обзор литературы (Поскотинова А.И., Ундозерова А.С.)
Обзор литературы, проведенный авторами, преследовали 2 цели: 1. Установить вероятные причины постковидного синдрома (ПКС). 2. Выявить наиболее частые проявления ПКС у детей и взрослых.
Результаты. Авторы установили, что ПКС подразумевает жалобы и симптомы, которые развиваются во время или после COVID-19, длятся более 12 нед и не служат проявлениями других заболеваний. К возможным причинам ПКС относят персистенцию вируса в организме, пролонгирование системного воспаления, остаточные повреждения после острой фазы инфекции и ухудшение течения сопутствующих заболеваний.
Во всех возрастных группах описаны длительное искажение обоняния, а также проявления посттравматического стрессового расстройства из-за ограничения социальных контактов. У пациентов старше 18 лет описаны различные варианты поражения периферической нервной системы, эпилептические приступы, нейропатическая боль. Вероятно, подобные проявления можно выявить и у подростков.
Для детей характерна церебрастения, которая проявляется вегетативными нарушениями (вертиго, цефалгии, кардиалгии, субфебрилитет и др.), снижением когнитивных функций и эмоциональной лабильностью, что существенно влияет на качество жизни.
Повреждение митохондрий и дисфункция ренинангиотензин-альдостероновой системы ведут к метаболическим изменениям миокарда, а развивающийся эндотелит — к тромбозам, что позволяет предполагать в будущем «омоложение» ишемической болезни сердца. После перенесенного заболевания у некоторых детей отмечается кишечная дисфункция, а у взрослых описаны случаи дебюта воспалительных заболеваний кишечника.
Заключение. ПКС затрагивает различные системы органов, однако для оценки полного объема отдаленных последствий коронавирусной инфекции понадобятся многолетние исследования.
Практические рекомендации. Реконвалесценты COVID-19 требуют диспансерного наблюдения с лабораторно-инструментальным исследованием функционального состояния нервной и сердечно-сосудистой систем, а при наличии показаний — и других систем органов.
Перейдем к публикациям, посвященным другим проблемам педиатрии.
В обзоре анализируются опубликованные данные о профилактических мерах по борьбе с развитием метаболического синдрома (МС) у детей.
В частности, авторы указывают, что повышение осведомленности о факторах риска возникновения избыточной массы тела и негативных последствиях ожирения среди детей поможет снизить риск возникновения МС, сахарного диабета 2-го типа и сердечно-сосудистых заболеваний во взрослом возрасте. Также они приводят доказательства, что групповые профилактические занятия по пропаганде здорового питания, направленные на мать, могут изменить пищевые привычки дома и быть дополнительным ресурсом медицинских учреждений в управлении детским ожирением.
При этом авторы отмечают, что достоверность диагноза МС у детей для прогнозирования будущих негативных последствий для здоровья является довольно низкой. Отчасти это можно объяснить связанными с периодом пубертата изменениями гормонального статуса и массы тела. Возникает необходимость формирования определения МС, которое было бы специфичным по гендерному признаку и географическому региону.
Статья представляет собой перевод работы зарубежных авторов, обобщающей сведения о различных нетрадиционны перинатальных практиках: роды в воде, обсеменение новорожденных бактериальной микрофлорой влагалища, «лотосовые роды» (оставление пуповины прикрепленной к плаценте до тех пор, пока пуповина естественным образом не отделится сама по себе), плацентофагия, отсроченная вакцинация против гепатита В, отсроченная профилактика гонобленнореи и отсроченное первое купание. В статье обсуждаются достоинства и недостатки каждой практики – в частности, внимание авторов сосредоточено на риске инфекционных заболеваний новорожденного.
Например, по мнению авторов, «лотосовые роды» не имеют явных преимуществ и, вероятно, могут увеличить риск неонатального сепсиса. Если у ребенка с сохраненной пуповиной и плацентой имеют место признаки инфекции, то некротизированная пупочная или плацентарная ткань должна быть сразу же удалена, а ребенок должен быть подвергнут стандартному обследованию на наличие сепсиса. Рекомендован также посев с плаценты на стерильность, поскольку выделение одних и тех же возбудителей из плацентарной и пупочной ткани, а также из крови младенца поможет установить патогенез заболевания. Учитывая, что в нескольких клинических случаях был выявлен рост численности коагулазонегативных стафилококков, в первую схему антибактериальной терапии целесообразно включить ванкомицин.
Относительно плацентофагии авторы указывают, что ее предполагаемые преимущества для матери (снижение риска послеродовой депрессии, усиление лактации, повышение уровня железа, снижение риска маточного кровотечения и др.) не были подтверждены ни в одном исследовании. В связи с этим авторы рекомендуют избегать плацентофагии. Кроме того, описан клинический случай, в котором плацентофагия связана с рецидивирующим сепсисом, вызванным бета-гемолитическим стрептококком группы В у новорожденного. Младенцы с лихорадкой и признаками инфекции, чьи матери практиковали плацентофагию, должны быть обследованы на наличие сепсиса.
Завершаем наш обзор описанием редкого клинического случая.
Настоящий клинический случай представляет практический интерес ввиду недостаточности эпидемио логических и клинических данных в России и мире, трудностей диагностики на начальном этапе болезни, а также малого опыта ферментозаместительной терапии мукополисахаридоза IVА типа (МПС IVА).
В статье описан случай диагностики МПС IV (синдром Моркио) в возрасте 11 лет. Диагностика основывалась на характерных внешних проявлениях прогрессирующего характера, таких как грудопоясничный кифосколиоз, коксартроз с ограничением как активных, так и пассивных движений. При проведении энзимодиагностики в высушенных пятнах крови выявлено резкое снижение активности N-ацетилгалактозамин-6-сульфатазы — 0,01 мкМ/л/ч, что характерно для МПС IVA. При проведении прямого автоматического секвенирования в гене GALNS были выявлены патогенные нуклеотидные варианты в компаунд-гетерозиготном состоянии: c.143T>G; p.(Val48Gly) и c.697G>A; p.(Asp233Asn), что позволило установить диагноз МПС IVА.
Начата ферментозаместительная терапия элосульфазой альфа согласно протоколу. Учитывая значительные изменения в опорно-двигательном аппарате, ожидаемый терапевтический эффект — стабилизация и отсутствие прогрессирования болезни — может быть достоверно зафиксирован не ранее чем через 8–12 мес.
Заключение. Своевременная диагностика МПС позволяет использовать ферментозаместительную терапию в возможно более ранние сроки и тем самым избежать необратимых осложнений заболевания.
На этом обзор завершен. До новых встреч.