Новости
Онкология: обзор зарубежных новостей. Октябрь-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 04.11.2022
- 564
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой обзор зарубежных новостей онкологии за октябрь.
1. Radiotherapy Improves Survival in Difficult Liver Cancer Cases (Kling J.)
У пациентов с прогрессирующей гепатоцеллюлярной карциномой (ГЦК), и особенно у пациентов с макрососудистой инвазией, стереотаксическая лучевая терапия тела (СТЛТТ), по-видимому, обеспечивает преимущество в выживаемости при добавлении к системной терапии. Это был вывод из клинического испытания фазы 3, результаты которого были представлены на ежегодном собрании Американского общества радиационной онкологии.
Для неоперабельной ГЦК или случаев, которые не поддаются лечению с помощью термической абляции или регионарной терапии, текущим стандартом лечения является системная терапия. Когда проводилось исследование, рекомендуемой терапией был сорафениб, ингибитор тирозинкиназы. Но с публикацией исследования IMbrave 150 в 2021 году некоторые онкологи все чаще отдают предпочтение атезолизумабу в сочетании с бевацизумабом.
Чтобы определить эффективность комбинированной СТЛТТ и сорафениба, исследователи рандомизировали 177 пациентов с местно-распространенной ГЦК на 2 группы: в первой группе пациенты получали 400 мг сорафениба каждые 12 часов, а во второй – СТЛТТ 27,5-50 Гр в пяти фракциях, затем 200 мг сорафениба каждые 12 часов в течение 4 недель, затем 400 мг сорафениба каждые 12 часов. В исследование были включены пациенты с местнораспространенными опухолями суммарного диаметра до 20 см или конгломератной опухолью до 20 см, а также с метастазами размером 3 см или меньше. Средний возраст пациентов составил 66 лет, 85% пациентов были мужчинами, у 74% была макрососудистая инвазия.
После медианы наблюдения 13,2 месяца, медиана общей выживаемости составила 15,8 месяца в группе комбинированной терапии по сравнению с 12,3 месяцами в группе сорафениба (Р = 0,055). С помощью многофакторного анализа была выявлена взаимосвязь между применением комбинированного лечения и лучшей общей выживаемостью.
Медиана выживаемости без прогрессирования составила 9,2 месяца в комбинированной группе по сравнению с 5,5 месяцами в группе, принимавшей только сорафениб (Р = 0,0001). Через 24 месяца у 17% пациентов из группы комбинированной терапии, у 7% из группы сорафениба не наблюдалось прогрессирования.
Медиана времени до прогрессирования составила 18,5 месяцев в группе комбинированной терапии и 9,5 месяцев в группе сорафениба (Р = 0,034).
Частота нежелательных явлений была одинаковой в обеих группах.
Добавление локальной лучевой терапии к прерывистой гормональной терапии увеличило выживаемость без прогрессирования (ВБП) у мужчин с олигометастатическим раком предстательной железы, показали данные рандомизированного исследования фазы 2 EXTEND.
В исследование EXTEND были включены пациенты с множественными солидными опухолями, чтобы оценить, продлевает ли направленная на метастазы лучевая терапия ВБП при добавлении к прерывистой гормональной терапии.
В исследовании приняли участие 87 мужчин с олигометастатическим раком предстательной железы, определяемым как пять или менее метастазов, которые были случайным образом распределены на комбинированную направленную на метастазы лучевую терапию плюс прерывистую гормональную терапию (n = 43) или только прерывистую гормональную терапию (n = 44).
Участники первоначально получали гормональную терапию не менее 2 месяцев и продолжали получать гормональную терапию после включения в исследование. Гормональная терапия включала агонист или антагонист рилизинг-гормона лютеинизирующего гормона с агентом, нацеленным на андрогенные рецепторы второго поколения, или без него.
Запланированный перерыв в гормональной терапии произошел через 6 месяцев после включения в исследование. В исследовании не проводилась гормональная терапия до тех пор, пока не произошло прогрессирование заболевания.
Первичной конечной точкой исследования служила ВБП. Вторичная конечная точка включала время, в течение которого у пациентов, принимающих терапию, сохранялся нормальный уровень тестостерона, определяемый как более 150 нг/дл, до прогрессирования заболевания.
Ключевые выводы:
- Медиана ВБП значительно увеличилась при добавлении направленной на метастазы лучевой терапии к гормональной терапии по сравнению только с гормональной терапией (не достигнута по сравнению с 15,8 месяцами; ОР =0,25; 95% ДИ 0,12-0,55).
- Комбинированная терапия также значительно увеличила медиану времени, в течение которого у пациентов с эугонадой сохранялся нормальный уровень тестостерона до прогрессирования заболевания, по сравнению с одной гормональной терапией (не достигнуто по сравнению с 6,1 месяцами; Р= 0,03).
- Дальнейший анализ показал, что время до появления новых поражений значительно увеличилось в группе комбинированной терапии, с показателем за 2 года 33% по сравнению с 41% среди тех, кто получал гормональную монотерапию (Р = 0,04).
В обеих группах лечения имели место три случая токсичности 3-й степени, связанные с лечением.
3. A stem cell protein facilitates relapse of pediatric brain tumors (Swedish Research Council).
Медуллобластома - наиболее распространенная форма злокачественной опухоли головного мозга у детей, которую можно вылечить с помощью операции, лучевой терапии и химиотерапии. Но особый тип медуллобластомы имеет повышенный риск развития резистентности к лечению. Это вызовет рецидив, который тесно связан с увеличением смертности.
Тот факт, что определенные раковые клетки могут избегать влияния проводимой терапии, предполагает, что внутри раковых клеток существуют биологические факторы, которые могут повысить их устойчивость, например, к радиации. В настоящем исследовании авторы показали, что определенные клетки внутри опухоли делились не так часто, как другие раковые клетки, что делало их менее чувствительными к облучению. Они также обнаружили накопление специфического белка SOX9 в образцах от пациентов с рецидивом. Это привело их к предположению, что SOX9 может играть роль в процесс рецидивирования.
"Мы обнаружили, что белок стволовых клеток, называемый SOX9, был высоко активен в некоторых клетках опухолей, и что клетки с высокой активностью SOX9 находились в состоянии покоя. SOX9 защищал покоящиеся раковые клетки от радиации, временно ингибируя другой белок, который в противном случае способствует делению клеток. В экспериментах, где мы подавляли SOX9 с помощью технологии CRISPR / Cas9, опухолевые клетки потеряли способность к рецидиву, что говорит о том, что SOX9 важен для этого процесса", - говорит руководитель исследования.
В моделях на животных, которые имитировали рецидив у человека, SOX9 приводил к усиленной миграции и метастазированию раковых клеток в областях спинного мозга. Раковые клетки также были перепрограммированы, чтобы избежать распознавания иммунной системой. Это способствующие факторы, которые могут способствовать рецидиву.
Исследователи далее изучили, как вещества, ингибирующие SOX9, влияли на развитие рецидивов на животных моделях. Они обнаружили несколько препаратов, которые используются для лечения других заболеваний, которые неожиданно оказали подавляющее действие на SOX9 при рецидивах.
"Мы надеемся, что наше открытие может привести к более специфическим методам лечения этих SOX9-позитивных, медленно делящихся раковых клеток. В конечном счете, это может улучшить возможности лечения детей с медуллобластомой, которые имеют самый высокий риск развития рецидивов", - говорит один из исследователей.
4. Metabolic syndrome linked with elevated risk of bladder cancer (BaranwalM.)
Недавнее исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Oncology, показало, что метаболический синдром (МС) связан с повышенным риском развития рака мочевого пузыря у населения в целом. Полученные результаты подчеркивают важность профилактики и лечения компонентов МС для профилактики рака мочевого пузыря.
Метаболический синдром - это группа метаболических нарушений, включая гипертонию, центральное ожирение, резистентность к инсулину, дислипидемию и диабет. Было показано, что компоненты МС являются факторами риска различных солидных видов рака. Однако в настоящее время имеются ограниченные эпидемиологические данные о значимости МС и риске развития рака мочевого пузыря.
Учитывая вышесказанное, Шуо Фанг из Университета Сунь Ятсена, Шэньчжэнь, Китай, и его коллеги стремились изучить, связаны ли компоненты МС, по отдельности или в совокупности, с последующим возникновением рака мочевого пузыря.
Авторы провели проспективное когортное исследование, в котором приняли участие 476 986 участников с недиагностированным раком мочевого пузыря. Исследователи определили метаболический синдром как наличие минимум 3 из 5 компонентов: центральное ожирение, гипертония, снижение уровня холестерина ЛПВП, повышение уровня триглицеридов и повышение уровня глюкозы в плазме натощак.
Исследование продемонстрировало следующие результаты:
- за время наблюдения в 3 112 566 человеко-лет было выявлено 487 случаев рака мочевого пузыря.
- МС (ОР = 1,32), центральное ожирение (ОР = 1,39), дислипидемия со снижением холестерина ЛПВП (ОР = 1,31) и гипергликемия (ОР = 1,44) были связаны с повышенным риском рака мочевого пузыря.
- риск развития рака мочевого пузыря увеличивался с увеличением количества компонентов МС.
- этот риск не зависел от пола, возраста, употребления сигарет и алкоголя, физической активности и диетических факторов.
- более высокие показатели окружности талии, ИМТ, уровня глюкозы в крови натощак и гликозилированного гемоглобина были независимо связаны с повышенным риском рака мочевого пузыря.
"Полученные данные свидетельствуют о том, что метаболический синдром может быть независимым фактором риска развития рака мочевого пузыря в общей популяции", - пишут исследователи. При этом они считают необходимым првоедение более обширных проспективных исследований, чтобы подтвердить вывод и изучить достоверность полученных результатов.
Это была последняя новость сегодняшнего обзора. До новых встреч.