Новости
Онкология: обзор зарубежных новостей. Март
- 29.03.2021
- 986
Приветствую всех онкологов в нашем блоге. Сегодня вашему вниманию предлагается краткий обзор зарубежных мартовских новостей онкологии.
1. Patterns of seroconversion for SARS-CoV-2 IgG in patients with malignant disease and association with anticancer therapy (Thakkar A., Pradhan K., Jindal S. et al.).
Начнем, как обычно, с новостей COVID-19. Авторы первой в сегодняшнем обзоре статьи напоминают, что в нескольких ранее проведенных исследованиях было выявлено, что пациенты с раком подвергаются высокому риску развития тяжелого COVID-19; однако частота сероконверсии IgG SARS-CoV-2 и ее связь с типами рака и противоопухолевой терапией остаются неясными1.
Они провели ретроспективное когортное исследование среди пациентов с онкологическими заболеваниями, прошедших тестирование на IgG SARS-CoV-2. В целом 261 пациент с диагнозом рака прошел тестирование на IgG SARS-CoV-2, причем был выявлен высокий уровень сероконверсии (92%). При этом достоверно более низкая сероконверсия наблюдалась у пациентов с гематологическими злокачественными новообразованиями (82%), пациентов, получавших терапию анти-CD-20 антителами (59%) и трансплантацию стволовых клеток (60%). Примечательно, что у всех 17 пациентов, получавших иммунотерапию, в том числе у 16, получавших моноклональные антитела против PD-1/PD-L1, развились антитела IgG к SARS-CoV-2 (100% сероконверсия).
По мнению авторов, эти данные показывают дифференцированные показатели сероконверсии в конкретных группах пациентов и имеют важное значение для клинического мониторинга и стратегий вакцинации, которые разрабатываются в настоящее время.
2. Levonorgestrel intrauterine device induces response in early endometrial cancer, precancer (Lawrence R.)
Следующая статья посвящена новым возможностям лечения рака эндометрия. На медицинском портале Healio опубликованы результаты исследования эффективности лечения аденокарциномы эндометрия I стадии и гиперплазии эндометрия с атипией с помощью внутриматочной спирали с дозированным выделением левоноргестрела2. Во введении авторы отмечают, что внутриматочная спираль с левоноргестрелом (LNG-ВМС) в настоящее время применяется в качестве контрацептива, а ее использование с целью лечения рака эндометрия является экспериментальным. Однако, по мнению исследователей, оно может быть вариантом выбора для молодых женщин, которые хотят сохранить фертильность, или как альтернатива хирургическому вмешательству для пожилых пациентов.
Целью исследования была оценка эффективности применения внутриматочная спираль с левоноргестрелом самостоятельно или в комбинации с метформином, который обычно используется для лечения диабета, или снижения веса, у женщин с аденокарциномой эндометрия и гиперплазией эндометрия с атипией.
Авторы провели рандомизированное исследование фазы 2 с участием 165 женщин (средний возраст 53 года; средний индекс массы тела (ИМТ) 47,7 кг/м2) с декабря 2012 года по октябрь 2019 года. При этом у 96 женщин была выявлена I стадия аденокарциномы эндометрия, а у 69 женщин – гиперплазия эндометрия с атипией. Критерии участия включали ИМТ более 30 кг/м2, глубину инвазии миометрия менее 50% на МРТ и уровень CA125 в сыворотке крови не менее 30 Ед/мл.
Всем женщинам была введена внутриматочная спираль с левоноргестрелом, которая содержала 52 мг левоноргестрела, высвобождаемого из расчета 20 мкг в сутки. Женщины были рандомизированы в 3 группы: получавшие только левоноргестрел в форме ВМС (n = 35), дополнительно получавших 250 мг метформина два раза в день (n = 47) или следовавших программе снижения веса (n = 36), нацеленную на потерю 7% массы тела к 6 месяцам.
Результаты исследования показали, что большинство женщин прошли полный 6-месячный цикл наблюдения, а отторжение ВМС произошло только у 3 пациенток. При этом через 6 месяцев после введения внутриматочной спирали у 2/3 женщин признаки рака или предрака в биоптатах не выявлялись. Так, патологический полный ответ был достигнут в 61% случаев (95% ДИ, 42-77) в группе наблюдения, 57% (95% ДИ, 41-72) в группе метформина и 67% (95% ДИ, 48-82) в группе программы снижения веса. При этом авторы отметили, что в группе с программой снижения веса частоту полного патологического ответа была достоверно выше по сравнению с двумя другими группами.
Кроме того, патологический полный ответ достоверно чаще выявлялся у женщин с гиперплазией эндометрия с атипией (82%). тогда как у пациенток с аденокарциномой эндометрия его частота составила лишь 43%.
Однако, исследователи отметили, что, поскольку это было испытание фазы 2, полученные результаты нельзя рассматривать как окончательное доказательства эффективности подобных вмешательств. Они считают необходимым продолжить исследования, изучающие долгосрочные результаты, такие как частота рецидивов и гистерэктомии, оценка фертильности, а также сравнение эффективности 6-месячной и 12-месячной продолжительности лечения (поскольку прогнозируют улучшение результатов по мере увеличения продолжительности курса лечения).
3. Chronic adverse events more common than thought after adjuvant immunotherapy for melanoma (Southall J.).
Следующая статья посвящена проблеме лечения меланомы. На медицинском портале Healio опубликован обзор статьи, напечатанной недавно в журнале JAMA Oncology, авторы которой полагают, что хронические иммуно-опосредованные побочные эффекты у пациентов с меланомой III-IV стадии, получавших адъювантную анти-PD-1 терапию, оказались более распространенными, чем считалось ранее3.
Авторы провели ретроспективное многоцентровое когортное исследование для изучения частоты, течения и спектра хронических иммунных побочных эффектов, связанных с адъювантной анти-PD-1 терапией. В исследовании приняли участие 387 пациентов с меланомой III-IV стадии, получающих лечение в восьми академических медицинских центрах США и Австралии. У большинства из них (74,9%) имелись фоновые сопутствующие заболевания, а у 7,8% - аутоиммунные заболевания. Большинство (84,2%) пациентов получали ниволумаб, а 15,8% - пембролизумаб. Средняя продолжительность лечения составила 306 дней.
В результате, было установлено, что только половина пациентов завершила курс лечения, 25,3% прекратили лечение из-за побочных эффектов, связанных с иммунитетом, и 20,9% прекратили лечение из-за прогрессирования заболевания. Почти у 70% пациентов рецидив заболевания не наблюдался, тогда как у 17,8% наблюдался метастатический рецидив и у 12,9% - регионарный.
Большинство пациентов (93%) были живы при медиане наблюдения 529 дней, причем у пациентов с побочными иммуно-опосредованными эффектами период безрецидивной выживаемости был больше, чем у пациентов без них.
В целом, острые иммуно-опосредованные побочные эффекты были выявлены у 69% пациентов. Среди них было отмечено 2 летальных исхода – один от миокардита, а другой от нейротоксичности. Хронические иммуно-опосредованные побочные эффекты, которые сохранялись более 12 недель после отмены анти-PD-1, наблюдались у 43,2% пациентов. Из них у 85,6% пациентов они сохранялись до завершения периода наблюдения.
Исследователи также отметили, что побочные эффекты, которые поражали висцеральные органы, по-видимому, характеризовались меньшей склонностью к хронизации, чем эндокринопатии (73 из 88 случаев; 83%), нейротоксичность (11 из 15 случаев; 73,3%), заболевания глаз (5 из 8 случаев; 62,5%), ксеростомия (9 из 17 случаев; 52,9%) и артрит (22 из 45 случаев; 48,9%). Колит стал хроническим только в 13,6% случаев (6 из 44), и 66,7% этих хронических случаев разрешились при длительном наблюдении.
Исследователи не наблюдали никакой связи развития хронических иммуно-опосредованных побочных эффектов с возрастом, полом, временем начала заболевания или потребностью в стероидах.
4. Study Supports 30-Minute Infusion of Ramucirumab (Clinical Oncology News Staff).
На медицинском портале Clinical Oncology News недавно были опубликованы результаты исследования, посвященного изучению возможности сокращения продолжительности инфузий рамуцирумаба у пациентов с раком органов пищеварительного тракта и легкого4.
Рамуцирумаб, моноклональное антитело, нацеленное на рецептор сосудистого эндотелиального фактора роста-2, используемое при лечении колоректального, желудочного, гепатоцеллюлярного и немелкоклеточного рака легких, в основном в дозах 8 мг/кг каждые две недели или 10 мг/кг каждые три недели, вводимых внутривенно в течение 60 минут после премедикации. Однако, исследователи отметили, что такие длительные инфузии неудобны для пациентов и увеличивают рабочую нагрузку медперсонала, в то время как более короткие инфузии могут сократить расходование ресурсов здравоохранения в виде экономии время медицинского персонала, потенциально позволяя лечить больше пациентов в день. Соответственно, целью их исследования стала оценка влияния более короткой продолжительности инфузии на фармакокинетический профиль рамуцирумаба и частоту реакций на инфузию (РИ), происходящих в день введения.
Исследователи создали популяционную фармакокинетическую модель у пациентов, получавших различные схемы лечения рамуцирумабом, в 17 клинических исследованиях. Она использовалась для моделирования профилей концентрации–времени и параметров экспозиции после инфузии рамуцирумаба в течение 30 и 60 минут. Основываясь на данных клинических исследований, они оценили связь между скоростью инфузии рамуцирумаба и частотой немедленных РИ с помощью многомерного логистического регрессионного анализа.
В результате было выявлено, что немедленные РИ любой степени тяжести в фазе 2/3 клинических испытаний были редки и встречались у 254 пациентов из 3216 (7,9%). РИ 3-й степени наблюдались только у 17 пациентов (0,5%). При этом авторы установили, что увеличение скорости инфузии достоверно не увеличивала риск развития РИ (отношение рисков 1,014; Р=0,071). Применение премедикации (ОР 0,52; Р<0,001) ассоциировалось со снижением риска, а сопутствующее применение химиотерапии-с повышением риска (ОР 1,4; Р=0,032).
Инфузии Рамуцирумаба длительностью 30 и 60 минут приводили к эквивалентным профилям концентрация-время и, следовательно, эквивалентному системному воздействию рамуцирумаба.
Однако, авторы признают, что это был ретроспективный анализ, который не был предназначен для подтверждения безопасности 30-минутной инфузии. Соответственно, необходимо дальнейшее изучение этого вопроса.
На этом сегодняшний обзор завершен. До новой встречи в апреле.