Новости
Онкология: обзор отечественных публикаций. Сентябрь
- 18.10.2021
- 851
Приветствую всех коллег-онкологов в нашем блоге. Сегодня предлагаю вам небольшой обзор публикаций отечественных авторов за последние месяцы.
Открытие ингибирования иммунных контрольных точек произвело революцию в лечении многих солидных злокачественных новообразований, включая немелкоклеточный рак легкого (НМРЛ). Ингибиторы иммунных контрольных точек (ИИКТ) обладают способностью восстанавливать противоопухолевый иммунный ответ, блокируя торможение активации Т-лимфоцитов.
Anti-programmed death-ligand 1, трансмембранный белок, лиганд к рецептору PD‑1(PD-L1) в настоящее время является основным биомаркером эффективности анти-PD‑1/ PD-L1 препаратов лечении НМРЛ без драйверных мутаций. Высокая мутационная нагрузка опухоли, предполагающая повышенную продукцию неоантигенов, также ассоциируется с эффективностью иммунотерапии.
Микросателлитная нестабильность – другой биомаркер, одобренный для иммунотерапии при солидных опухолях,– редко наблюдается при НМРЛ.
В настоящее время рассмотренные биомаркеры изучаются для определения взаимосвязи иммунотерапии с отдаленными результатами. Так высокая экспрессия PD-L1, высокая мутационная нагрузка опухоли и интенсивная инфильтрация опухоли CD8+Т-лимфоцитами ассоциируются с клинической эффективностью блокады иммунных контрольных точек. Экспрессия PD-L1 в свою очередь коррелирует с выраженностью инфильтрации Т-лимфоцитами и общей выживаемостью. Изучение композиции 3 биомаркеров предполагает высокий потенциал мультиомической модели для прогнозирования отдаленных результатов лечения больных, получающих иммунотерапию.
Растворимые PD-L1 и TMB в крови тестируются в качестве биомаркеров для отбора кандидатов, которым показана иммунотерапия. Ещё более необходима идентификация биомаркеров приобретенной резистентности НМРЛ к блокаде ИИТ с целью выявления больных, нуждающихся в коррекции лечения для достижения наилучших результатов
К злокачественным трофобластическим опухолям (ТО) относят инвазивный и метастатический пузырный занос, хориокациному, ТО плацентарного ложа и эпителиоидную ТО. Встречаются редко, преимущественно у женщин репродуктивного возраста, а главное – всегда ассоциированы с беременностью.
В статье описывается обобщенный в литературе опыт в диагностике и лечении больных с различными формами злокачественных ТО. Авторы отмечают, что обязательным этапом обследования является ультразвуковая диагностика органов малого таза. Кроме того, выполнение ультразвукового исследования в период лечения наряду с мониторингом уровня хорионического гонадотропина позволяет оценить эффективность лечения, диагностировать резистентность опухоли и констатировать наступление ремиссии.
Во введении к следующей статье авторы напоминают, что у больных раком прямой кишки (РПК) неоадъювантная химиотерапия (НАХТ) является потенциальной альтернативой химиолучевой терапии (ХЛТ) и позволяет провести раннюю профилактику отдаленного метастазирования.
Цель исследования – изучить безопасность и эффективность НАХТ у больных раком верхне- и среднеампулярного отделов прямой кишки без поражения мезоректальной фасции.
Материал и методы. В период с 2016 по 2019 г. в пилотное проспективное исследование было включено 136 больных раком верхнеампулярного (сmrT2-T4aN+M0, cmrT4aN0M0) и среднеампулярного (cmrT3сN0M0, cmrT2N+M0) отделов прямой кишки. Всем пациентам проводилось 4 курса НАХТ по схеме СарОх. Эффект оценивался на основании МРТ малого таза: при наличии регрессии или стабилизации выполняли хирургическое лечение, при прогрессировании – ХЛТ, затем операцию. После операции всем пациентам планировалось проведение адъювантной химиотерапии до суммарной продолжительности 6 мес. Первичной конечной точкой являлась частота полного лечебного патоморфоза (Mandard TRG 1). Вторичные конечные точки включали частоту прогрессирования заболевания, токсичность (NCI-CTC v.5.0), послеоперационные осложнения (Clavien-Dindo), соблюдение режима химиотерапии и отдаленные результаты лечения.
Результаты. У 15 из 130 (11%) пациентов, которым до операции проводилась только НАХТ, диагностирован полный лечебный патоморфоз TRG 1. Полный курс химиотерапии суммарной продолжительностью 6 мес (НАХТ + адъювантная полихимиотерапия (ПХТ)) получили 99 (72,8%) пациентов. После неоадъювантной химиотерапии 6 (4,3 %) пациентов были направлены на ХЛТ, из них 5 (3,67%) в связи с локальным прогрессированием по данным МРТ, 1 (0,7%) в связи с токсичностью III степени на фоне 1 курса ПХТ и невозможностью продолжения химиотерапевтического лечения в запланированном объеме. Лучевая терапия у всех пациентов привела к частичной регрессии опухоли. Системного прогрессирования на фоне ПХТ не отмечено ни у одного пациента.
Токсичность III–IV степени была у 7 (5,1 %) пациентов и включала бронхоспазм (n=2, 1,4 %), тромбоцитопению (n=1, 0,7%), нейтропению (n=1, 0,7%), периферическую нейропатию (n=1, 0,7%), кардиотоксичность (n=1, 0,7%), диарею (n=1, 0,7%). У 1 (0,7 %) пациентки отмечена токсичность V степени (острый инфаркт миокарда).
Резекция R0 выполнена во всех случаях. Послеоперационные осложнения IIIA степени встречались у 6 (4,4%) пациентов, IIIB – у 5 (3,7%), V степени (смерть) – у 1 (0,7%) пациента из-за сепсиса на фоне послеоперационной пневмонии. Частота несостоятельности анастомоза составила 3,6% (n=5). Медиана наблюдения – 31,4 мес, общая выживаемость и безрецидивная выживаемость – 94 и 92,8% соответственно.
Заключение. Неоадъювантная химиотерапия является перспективным вариантом лечения больных раком прямой кишки с негативными прогностическими факторами.
Введение. Рак молочной железы (РМЖ) относится к гетерогенным заболеваниям. В последние годы стало очевидным, что РМЖ является иммуногенной опухолью. В достаточном числе случаев обнаруживается выраженная инфильтрация опухолевой ткани иммунными клетками, присутствие которых может влиять на клиническое течение заболевания. Иммуногенность РМЖ варьирует в зависимости от молекулярного подтипа.
Цель исследования – изучение основных показателей системного и локального иммунитета у больных РМЖ до лечения и определение их взаимосвязи с непосредственными результатами неоадъювантной химиотерапии.
Материалы и методы. В исследование были включены пациентки со II–III стадиями РМЖ, которые получали стандартную неоадъювантную химиотерапию в соответствии с молекулярными подтипами РМЖ. Методом проточной цитофлуориметрии до лечения определяли процентное содержание основных эффекторных и регуляторных популяций лимфоцитов системного и локального иммунитета.
Результаты. Обнаруженное в опухолевой ткани снижение уровня эффекторных CD8- и CD4-популяций лимфоцитов и повышение уровня клеток супрессорных популяций по сравнению с периферической кровью указывает на иммуносупрессивное состояние локального иммунитета у больных РМЖ. В опухолевой ткани высокий уровень CD8+ PD-1+ - и CD4+ PD-1+ -клетокассоциировался с высоким уровнем регуляторных CD4+ CD25highCD127–/low и CD8+ CD11b– CD28– -лимфоцитов. Были выявлены различия в значимости отдельных популяций лимфоцитов для непосредственных результатов лечения между больными с разными подтипами РМЖ.
Заключение. Определение субпопуляций лимфоцитов, коррелирующих с уровнем PD-1-клеток, а также с результатами проведенного лечения у больных с разными молекулярными подтипами РМЖ поможет более четкому пониманию особенностей противоопухолевого иммунного ответа при данной патологии, а также послужит основой для установления иммунных биомаркеров, которые смогут использоваться в качестве дополнительных предиктивных факторов при различных вариантах лечения больных РМЖ.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.