Новости
Онкология: обзор отечественных публикаций. Июнь-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 29.06.2022
- 641
Приветствуем всех коллег-онкологов (и не только) в нашем блоге. Сегодня предлагаем вам ознакомиться с кратким обзором отечественных публикаций за последние месяцы.
Цель исследования. Провести анализ физического и нервно-психического развития пациентов детского возраста, прошедших курс краниального облучения в период с 2015 по 2020 гг. в отделении радиотерапии ФГБУ «НМИЦ онкологии» Минздрава России и оценить риск развития постлучевых осложнений.
Материалы и методы. Под наблюдение в отделение детской онкологии ФГБУ «НМИЦ онкологии» Минздрава России было госпитализировано 17 детей в возрасте от 3 до 17 лет. Все дети прошли курс конформной лучевой терапии тотально на область головного мозга и первых двух шейных позвонков в отделении радиотерапии ФГБУ «НМИЦ онкологии» Минздрава России. 13 пациентов (76,7 %) прошли курс лучевой терапии ввиду профилактики нейролейкоза с суммарной очаговой дозой 12 Гр (разовая очаговая доза составила 2 Гр), 2 пациента с подтвержденным рецидивом острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ) (11,65 %), 1 пациент с подтвержденным диагнозом нейролейкоза (5,8 %) и 1 пациент из группы высокого риска (5,8 %) – с суммарной очаговой дозой 18 Гр (разовая очаговая доза составила 2 Гр). Дальнейшее диспансерное наблюдение проводилось на базе ГБУ РО «Областная детская клиническая больница» в течение 75 мес.
Результаты. Ни у одного из выживших пациентов не было выявлено задержки физического развития. У двух пациентов (11,65 %) были жалобы на повышенную утомляемость, снижение концентрации внимания; один пациент (5,8 %) проявлял немотивированные раздражительность и агрессию во время осмотра. Интеллектуальное развитие соответствовало возрасту у всех пациентов (100 %). Один пациент (5,8 %) испытывал эпизоды тошноты и рвоты (1 степень по шкале CTCAE), три пациента (17,7 %) страдали от головной боли (2 степень по шкале CTCAE), три пациента (17,7 %) предъявляли жалобы на подъем температуры тела до 38°C (1 степень по шкале CTCAE). Из 17 пациентов с ОЛЛ погибло двое детей в связи с прогрессированием болезни.
Заключение. Учитывая разные временные промежутки между лечением и моментом проведения исследования (от 9 до 75 мес.), краниальное облучение демонстрирует относительную безопасность для пациентов, проходящих лечение в критические периоды развития как физической, так и нервно-психической сферы. Однако, объективная оценка перспективы развития затруднена ввиду относительно маленького срока после прохождения терапии (от 9 до 75 мес.) и небольшой выборки пациентов.
Цель: Оценить эффективность методик регионарной химиотерапии у пациентов с метастазами в печень гастроинтестинальных стромальных опухолей (ГИСО).
Материал и методы: С 2005 по 2021 гг. проведено эндоваскулярное лечение у 11 пациентов (6 мужчин и 5 женщин) в возрасте 40–78 лет с иммуногистохимически верифицированным диагнозом метастазов ГИСО в печени. Удаление первичного очага ранее выполнено у 9 пациентов. Опухоль локализовалась в желудке у четырех, тонкой кишке — у трех, по одному — в сигмовидной кишке и поджелудочной железе. Первичный очаг не выявлен у двух больных. До поступления в стационар пациенты получали лечение метастазов в печень (сегментарные резекции, радиочастотная аблация очагов, прием ингибиторов тирозинкиназ, курсы системной химиотерапии). У всех заболевание прогрессировало.
Проведено 56 циклов РХТ: масляная химиоэмболизация — 37; сочетание масляной химиоэмболизации и химиоинфузии — 19.
Результаты: По данным контрольной КТ, полный ответ по критериям mRECIST отмечен у одного, частичный у трех, стабилизация у четырех, прогрессирование у трех пациентов. У трех пациентов удалось выполнить резекцию печени. К настоящему времени умерли 8 больных, в среднем через 28,4 мес. Живы три пациента в сроки 5–7 лет.
Заключение: Регионарная химиотерапия является безопасным и перспективным методом паллиативного лечения нерезектабельных метастазов ГИСО в печень, в том числе при резистентности к ингибиторам тирозинкиназ.
Цель исследования – изучить основные факторы, оказывающие влияние на развитие ургентных осложнений колоректального рака.
Материалы и методы. В ретроспективное когортное исследование включали больных, страдающих колоректальным раком и перенесших экстренные хирургические вмешательства в период с января 2016 г. по январь 2020 г. в общехирургических стационарах г. Смоленска. Всего было включено 214 пациентов, медиана возраста пациентов составила 66 лет.
Были проанализированы социально-демографические характеристики (пол, возраст, место проживания (городская или сельская местность), образование, трудовая занятость, профессиональный и семейный статусы), анамнестические сведения, клинические характеристики (вид ургентного осложнения, коморбидность), морфологические характеристики (гистологический тип опухоли, стадия pTNM, характер опухолевого роста (экзо- или эндофитный, смешанный), размер опухоли по длине кишки (до 4 см, 4–7 см, >7 см), наличие метастазов в лимфатических узлах и отдаленное метастазирование). При помощи многофакторной логистической регрессии проанализированы факторы, оказавшие независимое наиболее статистически значимое влияние на развитие декомпенсированной кишечной непроходимости и перфорации опухоли толстой кишки.
Результаты. Большее влияние на развитие декомпенсированной кишечной непроходимости оказывали стадия заболевания – местный статус опухоли T4 (отношение шансов (ОШ) 3,19; 95 % доверительный интервал (ДИ) 1,66–7,12; p<0,001), высокая степень злокачественности опухоли G3 –G4 (ОШ 2,93; 95 % ДИ 0,89–3,97; p = 0,008) и коморбидность – наличие конкурирующих заболеваний (ОШ 2,03; 95 % ДИ 1,84–2,39; p<0,001). На развитие перфорации больше влияли стадия заболевания – местный статус опухоли T4 (ОШ 3,74; 95 % ДИ 2,61–5,48; p<0,001) и наличие стадии N+ (ОШ 1,61; 95 % ДИ 1,33–2,01; p<0,001), высокая степень злокачественности опухоли G3 –G4 (ОШ 3,56; 95 % ДИ 2,08–4,93; p<0,001) и коморбидность – наличие сахарного диабета, корригируемого инсулинотерапией (ОШ 2,11; 95 % ДИ 1,78–2,42; p<0,001).
Выводы. Пациенты старческого возраста с III и IV стадиями колоректального рака и при наличии высокой коморбидности с большей вероятностью могут иметь ургентные осложнения в виде декомпенсированной острой кишечной непроходимости и перфорации опухоли.
В последние годы наблюдается существенный прогресс в улучшении выживаемости без прогрессирования (ВБП) и качества жизни больных множественной миеломой (ММ). Это стало возможным благодаря внедрению в клиническую практику новых препаратов, разработанных с учетом данных мультиомиксных молекулярно-генетических исследований при ММ. Результаты этих исследований позволили также оценить уровень генетической гетерогенности опухолевых клеток при ММ. Так, были выявлены типы и частота однонуклеотидных вариаций, структурных изменений хромосом и нарушений копийности хромосом, встречающихся в геноме злокачественных плазматических клеток. Показано, что у разных пациентов с ММ существенно отличается спектр выявляемых генетических нарушений в опухоли. Высокая генетическая гетерогенность заболевания служит одной из главных причин различной эффективности лекарственных препаратов и различий в ВБП.
В настоящем обзоре подробно рассматривается вопрос о значении ряда хромосомных аберраций для распределения больных ММ по группам риска. Представлено описание наиболее частых аберраций, в т. ч. с высоким и низким риском раннего прогрессирования ММ, уже включенных в различные международные прогностические шкалы. Кроме того, определены дополнительные аберрации, которые обладают потенциалом для применения в клинической практике. Особое внимание уделяется проблеме оценки риска при обнаружении нескольких различных хромосомных перестроек у одного пациента.
В обзоре описаны трудности и перспективы использования информации о хромосомных перестройках для выбора наиболее оптимальных схем лечения и оценки их эффективности. В этом контексте важное значение придается проблемам интеграции генетических данных и таких клинических показателей, как возраст больного, сопутствующие заболевания, почечная дисфункция, степень поражения костей, показания к трансплантации аутологичных гемопоэтических стволовых клеток и др.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.