Новости
Онкология: обзор отечественных публикаций. Июнь
- 24.06.2021
- 838
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня предлагаем вам ознакомиться с небольшим обзором отечественных публикаций за последние месяцы.
1. Регионарная химиотерапия у больных раком поджелудочной железы (Козлов А.В., Таразов П.Г.).
В первой статье рассматривается эффективность регионарной химиотерапии в лечении рака поджелудочной железы (РПЖ) – одной из наиболее злокачественных опухолей.
Авторы анализируют литературные данные об эффективности таких методов регионарной химиотерапии как химиоинфузия, химиоэмболизация, а также комбинаций методов. При этом они отмечают, что, по мере накопления опыта противопоказания к применению облучения и химиотерапии при РПЖ сужаются. В частности, они описывают свой опыт безопасного выполнения химиоинфузии и химиоэмболизации у больных РПЖ после купирования механической желтухи с помощью минимально инвазивных методов. Число осложнений химиотерапии было не больше, чем у пациентов без предыдущих вмешательств на желчных протоках. Результаты проводимого лечения зависели от скорости восстановления пациентов после выполнения холангиодренирования: средняя продолжительность жизни и медиана выживаемости были меньше на время, затраченное для нормализации показателей билирубина.
На основании анализа литературы авторы сделали заключение, что внутриартериальное введение цитостатиков является относительно безопасным и эффективным методом лечения. Наилучшие результаты лечения нерезектабельного местнораспространенного рака поджелудочной железы достигаются при комбинации регионарной и лучевой терапии, а также сочетанием химиоэмболизации и химиоинфузии. Применение пред- и послеоперационной внутриартериальной терапии улучшает результаты хирургического лечения больных. По мнению авторов, перспективным представляется изучение новых схем регионарной химиотерапии.
2. Резистентность к химиотерапии – исчерпаны ли возможности? (Волков Н.М.).
В следующей статье автор привел обзор молекулярных механизмов резистентности опухолей к лекарственной терапии. К ним относятся активный транспорт препаратов из клетки, изменения метаболизма цитостатиков, мутации или изменения экспрессии мишеней, на которые они воздействуют. Кроме того, он отмечает, что опухоли способны использовать адаптационные механизмы, активируя сигнальные каскады, способствующие выживанию клеток, или подавляя механизмы программируемой клеточной смерти. Важную роль в формировании резистентности также играют эпигенетические изменения, а также микроокружение опухоли. Помимо этого, согласно современным представлениям, в некоторых случаях неудачи лечения связывают с присутствием в опухолях так называемых стволовых опухолевых клеток, которые по природе своей устойчивы к терапевтическим воздействиям. И, наконец, как уже стало очевидно, основой для формирования резистентности большинства опухолей к химиотерапии является их молекулярная и фенотипическая гетерогенность, которая предполагает различную чувствительность клонов к противоопухолевым препаратам и дает почву для селекции резистентных клонов под действием цитостатиков согласно принципам эволюции.
Автор резюмирует, что резистентность представляется весьма многоуровневым комплексным явлением, и подходы к ее изучению, а также попытки преодоления с целью повышения эффективности химиотерапии также разнообразны и основаны на различных принципах воздействия как на внутриклеточные молекулярные механизмы, так и на экосистему опухоли в целом.
Следующая публикация представляет собой перевод на русский язык резюме Кокрейновского систематического обзора «Системное лечение метастатической кожной меланомы».
В обзор было включено 122 рандомизированных контролируемых испытания, в которые были включены участники с кожной метастатической меланомой (ММ) и в которых сравнивали различные системные методы лечения (28 561 участник). Авторы обобщили результаты системного лечения меланомы, такие как обычная химиотерапия, биохимиотерапия, а также новые классы лекарств, такие как ингибиторы иммунных контрольных точек – ИИКТ (анти-CTLA-4 и моноклональные антитела против PD-1, которые повышают противоопухолевую активность иммунной системы), таргетные низкомолекулярные препараты – ТНП (ингибиторы BRAF, которые используются только при меланомах, содержащих специфические мутации генов BRAF, которые способствуют опухолевой прогрессии, и ингибиторы MEK, которые работают на том же молекулярном пути), а также антиангиогенные лекарства (которые уменьшают кровоснабжение раковых клеток).
В результате, было установлено, что по сравнению с обычной химиотерапией некоторые методы лечения пациентов с ММ могут улучшить выживаемость без прогрессирования (ВБП). К ним относятся биохимиотерапия, моноклональные антитела против CTLA-4 + химиотерапия, моноклональные антитела против PD-1 (доказательства среднего качества), ингибиторы BRAF, ингибиторы MEK и антиангиогенные лекарства.
С точки зрения токсичности (определяемой как возникновение серьезных побочных эффектов) биохимиотерапия, моноклональные антитела анти-CTLA-4, полихимиотерапия и ингибиторы MEK были связаны с большей токсичностью по сравнению с химиотерапией. Напротив, моноклональные антитела против PD-1 переносились лучше, чем только химиотерапия.
Полученные данные позволили авторам предположить, что комбинация ТНП (ингибиторы BRAF + ингибиторы MEK) является наиболее эффективной стратегией лечения людей с меланомой, имеющих изменение гена BRAF, по крайней мере с точки зрения ВБП; однако эта комбинированная терапия отягощена более высоким уровнем тяжелой токсичности по сравнению с эффектами, наблюдаемыми у людей, получающих моноклональные антитела против PD-1, которые могут быть использованы при всех типах меланом и занимают самое высокое место по переносимости.
Авторы последней в сегодняшнем обзоре публикации обратились к проблеме диагностики и лечения солитарной фиброзной опухоли (СФО) и десмопластической мелкокруглоклеточной опухоли (ДМКО), которые представляют собой первичные злокачественные новообразования брюшины. По их мнению, эти патологии, несмотря на их морфологические различия, объединяют низкая заболеваемость, отсутствие патогномоничных симптомов, схожесть радиологических признаков и недостаточная изученность прогностических факторов.
Учитывая низкую заболеваемость, в настоящее время не установлены надежные дифференциально-диагностические признаки, что в значительной степени затрудняет своевременную формулировку диагноза. Напротив, все чаще выявляются случаи выбора неправильной тактики лечения и отсутствие унифицированного алгоритма ведения.
Лучевые и инструментальные методы диагностики, такие как компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, лапароскопия, имеют решающее значение в определении степени распространенности опухоли, при этом необходимо учитывать биологические особенности опухоли (морфологический тип), которые влияют на характер ее роста. При СФО и ДМКО картина компьютерной томографии характеризуется наличием изолированных узловых образований в любом отделе брюшной полости, которые также могут сопровождаться поражением большого сальника, наличием асцита, увеличением забрюшинных лимфоузлов, возможно отдаленное метастазирование в легкие и кости.
В целом, по мнению авторов, основной задачей диагностики первичного новообразования брюшины является взятие качественного биологического материала в достаточном количестве, при этом ведущая роль в постановке диагноза отводится гистологическому и иммуногистохимическому исследованиям
Подходы к лечению рассматриваемых опухолей в настоящее время не стандартизованы и недостаточно хорошо изучены в силу редкости патологии. Исходя из располагаемых сведений, авторы считают, что лечение ДМКО должно основываться на мультимодальной терапии, включающей системную химиотерапию, операцию и, возможно, лучевую терапию. Традиционные алгоритмы лечения этой патологии включают хирургический этап и системную или внутриполостную химиотерапию, при этом последовательность лечения может быть разной и зависит, в первую очередь, от распространенности заболевания. При СФО хирургическое лечение, напротив, является методом выбора.
Таким образом, авторы считают, что при выборе тактики лечения первичного новообразования брюшины прежде всего необходимо учитывать морфологический тип опухоли и опираться на известные данные о пользе того или иного способа.
На этом сегодняшний обзор завершен. До новых встреч.