количество зарегистрированных пользователей: 68087

Rumedo Медицинский образовательный портал

МЕДИЦИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Академия инновационного образования

Новости

Онкология: обзор отечественных публикаций. Февраль

Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня предлагаем вашему вниманию краткий обзор отечественных публикаций за последние месяцы.

1. Методология расчета площади локального отека кожи при раке молочной железы (Амосова В.А., Загаштокова А. К., Карпова М.С. и др.)

Первая статья обзора посвящена такой актуальной проблеме современной онкологии как рак молочной железы.

Одна из его форм – рак молочной железы с вовлечением кожи — мало изученная и, в то же время, сложно поддающаяся лечению. Несмотря на достижения современной диагностики, многие вопросы, касающиеся определения степени выраженности отека кожи и количественной оценки динамики на фоне неоадъювантной лекарственной терапии, зачастую вызывают ряд сложностей. В свою очередь, это может привести как к неправильному стадированию и «перелечиванию» пациентов, так и к субъективности в оценке ответа на проводимое лечение. Ранее были предложены различные подходы для расчета степени выраженности отека, однако широкого распространения они не получили.

В статье представлен разработанный авторами метод, позволяющий определить площадь отека кожи, который в дальнейшем позволит индивидуализировать подходы к лечению

Концепция данного метода заключается в том, что условно молочную железу можно представить в виде половины сферы. При этом, как известно, полная площадь поверхности сферы рассчитывается по формуле S = 4πrh, где r — радиус; h — высота. Согласно теории авторов, площадь поверхности молочной железы будет равна половине площади поверхности сферы и определяться по формуле S = 2πrh, где r — радиус; h — высота.

Среди всех методов визуализации в диагностике локального (и в целом диффузного) отека кожи маммография характеризуется наиболее высокой эффективностью за счет возможности анализа симметричных зон «суммационного» изображения органа. Создаваемая компрессия позволяет нивелировать разницу в форме молочной железы и стандартизовать расчеты. При этом основным признаком отека кожи является ее утолщение, которое визуализируется в двух проекциях — фронтальной и саггитальной. В случае локального отека данное утолщение можно отграничить отрезком, а к его середине опустить перпендикуляр до пересечения с контуром железы. В том случае, если из данной точки пересечения к концам отрезка достроить две боковые стороны треугольника в каждой из проекций, то площадь локального отека (Sl ) кожи молочной железы можно представить как площадь овала. Тогда площадь локального отека можно рассчитать по следующей формуле: Sl= (a1+a2) × (b1+b2) 2 × π

Соответственно, для того чтобы рассчитать процентное соотношение локального поражения (отека) кожи к общей площади поверхности кожи, необходимо использовать следующую формулу: Sl (%) = Sl / S × 100%

В заключении авторы резюмируют, что для полноценной диагностики и оценки ответа на проведенное неоадъювантное лекарственное лечение при РМЖ с поражением кожи, использование только диагностических методов исследования (ММГ, УЗИ или МРТ) недостаточно, поэтому мультимодальный подход с применением данных расчетов должен прочно занять свое место в диагностическом алгоритме и помочь рассчитать критерии локальности, необходимые как для установки диагноза, так и своевременного начала лечения. В этой ситуации необходимы дальнейшие исследования, которые позволят определять категории пациентов сходных по прогнозу, а также индивидуализировать подходы к локальному и системному лечению.

2. Отдаленные 3-летние результаты использования sandwiсh-терапии у пациентов с местно-распространенным раком средне- и нижнеампулярного отделов прямой кишки (Анискин А. А., Кузьмичев Д.В., Мамедли З. З., Полыновский А.В.)

Во введении к следующей статье ее авторы отмечают, что наиболее важными критериями эффективности проведенного лечения местно-распространенного рака прямой кишки являются показатели общей выживаемости (ОВ) и безрецидивной выживаемости (БРВ). Проведение системной химиотерапии в дополнение к химиолучевой терапии на предоперационном этапе может повысить данные показатели.

Цель работы – проанализировать показатели 3-летней ОВ и БРВ, а также частоту местных рецидивов и отдаленных метастазов.

Материалы и методы. С 2013 по 2020 г. 72 пациента с раком нижне- и среднеампулярного отделов прямой кишки стадий T≥3(CRM+)N0–2M0 были включены в исследование с использованием sandwich-терапии. На 1-м этапе было проведено 2 курса индукционной полихимиотерапии по схеме CapOx (капецитабин 2000 мг/м2 внутрь в течение 14 дней и оксалиплатин 130 мг/м2 внутривенно 1 раз в 3 нед). Далее проводилась химиолучевая терапия (ХЛТ) в суммарной очаговой дозе 50–56 изоГр на фоне приема капецитабина 1650 мг/м2/сут внутрь в дни облучения. После окончания ХЛТ пациентам были проведены 2 курса консолидирующей полихимиотерапии по схеме CapOx (капецитабин 2000 мг/м2 внутрь в течение 14 дней и оксалиплатин 130 мг/м2 внутривенно 1 раз в 3 нед).

Контрольную группу составили 72 пациента, которым было проведено неоадъювантное лечение в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (курс ХЛТ в суммарной очаговой дозе 50–56 Гр на фоне приема капецитабина 1650 мг/м2 /сут внутрь в дни облучения).

Результаты. У 19 (26,4%) пациентов исследуемой группы и у 6 (8,3%) пациентов контрольной группы зарегистрировано достижение pCR (р = 0,006). Общая частота осложнений составила 48 (66,7%) случаев в исследуемой группе и 37 (51,4%) в контрольной группе (р = 0,072), частота токсичности III и IV степени тяжести – 8 (11,1%) и 7 (9,7%) соответственно (р = 0,072).

Сфинктеросохраняющие хирургические вмешательства удалось выполнить 52 (72,2%) и 40 (55,6%) пациентам в группе sandwich-терапии и контрольной группе ХЛТ соответственно (р = 0,037). Резекция в объеме R0 достигнута у 71 (98,6%) и 72 (100%) пациентов соответственно (р = 0,316).

Заключение. Использование sandwich-терапии является перспективным направлением при лечении больных местно-распространенным раком прямой кишки. Не было получено достоверных различий по частоте 3-летней ОВ (96,1% против 91,5%, р = 0,247), БРВ (89,8% против 84,0%, р = 0,117) и местных рецидивов (0% против 4,2%, р = 0,997). Однако, в исследовании были получены статистически достоверные различия по частоте развития отдаленных метастазов (6,9% против 18,1%, р = 0,05), что может свидетельствовать о положительной тенденции к увеличению показателей ОВ и БРВ.

3. Выбор этапа лечения у пациенток с распространенными формами рака яичников (Саевец В.В., Ульрих Е.А., Ростовцев Д.М. и др.)

Рак яичников (РЯ) занимает третье место среди опухолей репродуктивной системы у женщин. Это заболевание не имеет скрининга, характеризуется скрытым течением и, как следствие, диагностируется на распространенных стадиях опухолевого процесса. Существует два метода лечения данного заболевания: агрессивная циторедуктивная операция и противоопухолевая лекарственная терапия. Однако этапность подходов вызывает наибольшую дискуссию среди онкологов.

В статье рассмотрены подходы к выбору этапа лечения пациенток с распространенным раком яичников на основе анализа международных исследований.

Руководства по лечению распространённых форм РЯ, опубликованные Российским обществом клинической онкологии (RUSSCO), National Comprehensive Cancer Network (NCCN), Европейским обществом клинической онкологии (ESMO) рекомендуют выполнение на I этапе лечения максимально полной циторедуктивной операции.

При этом авторы статьи, на основании данных анализа литературы, подчеркивают, что при распространенных формах РЯ для выполнения хирургического вмешательства в полном объеме на первом этапе решающее значение имеет: возможность клиники, квалификация хирурга, наличие мультидисциплинарной команды, а также наличие компенсируемой сопутствующей патологии у пациентки с целью минимизации риска тяжелых послеоперационных осложнений. Все это, по их мнению, делает целесообразным организацию на базе специализированного онкологического учреждения центров или отделений перитонеального канцероматоза, позволяющего выполнять качественные расширенные операции при распространенных формах рака яичников

4. Клинический случай легочной формы мукормикоза у ребенка с острым лимфобластным лейкозом (Козель Ю. Ю., Куцевалова О. Ю., Дмитриева В. В. и др.)

Мукормикоз легких – тяжелое инфекционное осложнение у больных острым лимфобластным лейкозом, которое развивается на этапе высокодозной цитостатической терапии. Оно характеризуется чрезвычайно агрессивным, быстро прогрессирующим течением и без специфического лечения заканчивается летальным исходом в короткое время. Достоверная верификация мукора необходима в связи с устойчивостью к наиболее часто используемым противогрибковым лекарственным средствам, в частности, к вориконазолу.

В статье представлен клинический случай легочной формы мукормикоза у ребенка 12 лет на этапе диагностики острого лимфобластного лейкоза.

Первые симптомы заболевания (головные боли, недомогание и слабость, бледность), изменения в общем анализе крови (ОАК) (гиперлейкоцитоз до 200 тыс. кл/мкл, тромбоциты единичные). По результатам обследования верифицирован основной диагноз острый лимфобластный лейкоз L2, ИФТ Т-II, CD1a-. На этапе диагностики острого лимфобластного лейкоза, основное заболевание было осложнено развитием правосторонней пневмонией согласно рентгенологическому исследованию.

Для верификации этиологии инфильтрации легочной ткани на микробиологическую диагностику был направлен бронхо-альвеолярный лаваж (БАЛ). Исследование включало методы: иммуноферментный, микроскопический и культуральный.

На совокупности всех полученных результатов был диагностирован инвазивный мукормикоз и начата незамедлительно противогрибковая терапия. Через месяц от начала лечения ИМ на КТ органов грудной клетки был отмечен положительный эффект в виде уменьшения очага воспаления.

Не характерным явилось то, что у ребенка развился мукормикоз легких в начальной стадии заболевания (на этапе диагностики) до применения высокодозной цитостатической терапии. Поэтому авторы подчеркивают в заключении, что развитие пневмонии у иммунокомпрометированных больных требует настороженности при диагностике с целью не пропустить микоз.

На этом обзор завершаю. До новых встреч.

Список литературы:

1. Амосова В.А., Загаштокова А. К., Карпова М.С. и др. Методология расчета площади локального отека кожи при раке молочной железы. Злокачественные опухоли. 2021 ; 11 (4) : 14–22

2. Анискин А. А., Кузьмичев Д.В., Мамедли З. З., Полыновский А.В. Отдаленные 3-летние результаты использования sandwiсh-терапии у пациентов с местно-распространенным раком средне- и нижнеампулярного отделов прямой кишки. Тазовая хирургия и онкология. 2021;11(2):29–35.

3. Саевец В.В., Ульрих Е.А., Ростовцев Д.М. и др. Выбор этапа лечения у пациенток с распространенными формами рака яичников. Практическая онкология. 2021; 22 (4): 229-243

4. Козель Ю. Ю., Куцевалова О. Ю., Дмитриева В. В. и др. Клинический случай легочной формы мукормикоза у ребенка с острым лимфобластным лейкозом. Южно-Российский онкологический журнал. 2021; 2(4): 13-17.

Вернуться к новостям