Новости
Онкология: обзор отечественных публикаций. Апрель-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 03.05.2022
- 874
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается краткий обзор публикаций отечественных авторов за последние месяцы.
Введение. Перитонеальный карциноматоз (ПК) является одним из наиболее частых проявлений распространенного рака желудка (РЖ). Результаты паллиативного лекарственного лечения РЖ остаются малоудовлетворительными. Внутрибрюшная аэрозольная химиотерапия под давлением (ВАХД) (англ. — PIPAC) — новый метод паллиативного лечения больных ПК, представляющий собой малоинвазивное введение цитостатиков в брюшную полость в виде мелкодисперсного аэрозоля под давлением.
Цель исследования. Изучить результаты применения системной и внутрибрюшной аэрозольной химиотерапии под давлением у больных раком желудка с синхронным перитонеальным карциноматозом.
Материал и методы. Протокол сочетанной системной и внутрибрюшной аэрозольной химиотерапии под давлением при первичном РЖ с синхронным ПК в качестве первой линии терапии был разработан и реализован в рамках клинического исследования второй фазы на базе МНИОИ им. П.А. Герцена ФГБУ «НМИЦ радиологии». Лечение начинали с 4 курсов системной полихимиотерапии (XELOX, FOLFOX, FLOT). Следующим этапом проводили сеанс ВАХД, который выполняли в условиях лапароскопии с интервалом 6—8 нед, при этом продолжали курсы системной полихимиотерапии между сеансами. Лечение, сочетающее курсы системной химиотерапии с сеансами ВАХД, продолжали до момента выявления прогрессирования.
Результаты. Метод применен у 226 больных (127 женщин и 99 мужчин, средний возраст 49 лет) РЖ с синхронным ПК. В общей сложности проведено 552 сеанса ВАХД. По 1 сеансу получили 69 (30,5%) больных, по 2—4 сеанса — 139 (61,5%), 5 и более сеансов — 18 (7,9%). Средний показатель PCI (peritoneal cancer index) на старте лечения составил 10,3. Более 90% больных имели диффузный тип первичной опухоли желудка по Lauren.
Наиболее частыми побочными явлениями после ВАХД были болевой синдром и лихорадка. Послеоперационная летальность составила 0,036% (перфорация тонкой кишки).
Лечебный патоморфоз в перитонеальных очагах (Peritoneal Regression Grading Score) оценен у 128 больных, получивших 2 сеанса ВАХД и более. Полный и выраженный морфологический ответ (PRGS 1 и 2) зафиксирован у 67% больных. Медиана общей выживаемости для всех больных составила 15 мес, 1-годичная выживаемость — 66,2%.
Заключение. Таким образом, сочетанная системная и внутрибрюшная аэрозольная химиотерапия под давлением является безопасным и эффективным методом паллиативного лечения больных с первичным диссеминированным РЖ. Неблагоприятными факторами прогноза при проведении сочетанной системной и внутрибрюшной химиотерапии являются молодой возраст (моложе 40 лет), высокий PCI на старте лечения (более 18), наличие асцита, а также прогрессирование на фоне предшествующей системной химиотерапии. Данный метод индуцирует выраженный лечебный патоморфоз в перитонеальных очагах у 67% больных и демонстрирует обнадеживающие показатели выживаемости.
Цель исследования. Изучить возможности ультразвукового исследования в первичной диагностике и клиническом стадировании рака языка.
Пациенты и методы. В исследование вошло 18 больных с опухолью языка в возрасте от 40 до 70 лет. Большинство пациентов– мужчины –14 (77,7%). Женщины были представлены 4 (22,2%) наблюдениями. Ультразвуковые исследования выполнялись на аппаратах экспертного класса, широкополосными линейными мультичастотными датчиками. Необходимым условием для трансорального исследования являлось расположение опухоли в передних и боковых отделах подвижной части языка.
При УЗИ первичного очага авторы оценивали: форму, размеры, глубину инвазии опухоли; эхогенность и структуру образования, васкуляризацию в режимах допплерографии. Полученные результаты сравнивались с данными гистологического исследования.
Результаты. При обследовании больных раком языка с применением трансоральной методики ультразвукового исследования удается четко визуализировать опухоль, определить распространенность процесса. В результате исследования превалировала округлая форма опухолей языка у 13 (72,2%), пациентов, эхо-структура новообразования у 10 (55,5%) была неоднородная, контуры у большинства ровные, четкие – 13 (72,2%), все новообразования имели пониженную акустическую плотность, глубина инвазии у 8 (44,4%) пациентов составляла от 2 до 6 мм и у 6 (33, %) больше 6 мм, что соответствует III, IV стадиям заболевания. В 100% наблюдений при допплерографии регистрировался интенсивный внутриопухолевый кровоток. В 8 (44,4%) случаях наблюдалось метастатическое поражение шейных лимфоузлов.
Заключение. УЗ-диагностика трансоральным доступом рака языка – высокоинформативный, безопасный, современный метод, дающий информацию врачам-хирургам, помогающую в выборе объема хирургического лечения и в определении на дооперационном этапе прогноза заболевания. Точность метода составила 87%, чувствительность – 85%, специфичность – 86,2%.
Актуальность: Ключевую роль в лечении рецидивов рака яичников (РЯ) играет правильное планирование стратегии лечения с последовательным назначением наиболее эффективных терапевтических опций. Неплатиновая химиотерапия может быть единственным вариантом лечения для пациенток с непереносимостью платины или платино-рефрактерным течением заболевания. Авторами проведен мета-анализ, посвященный сравнению эффективности различных вариантов неплатиновой химиотерапии в лечении ранних рецидивов РЯ.
Материалы и методы: Был произведен поиск исследований в базе данных PubMed (с 01.01.2000 по 01.07.2019 гг.). Первичной конечной точкой анализа была частота объективного ответа (ЧОО).
Результаты: Проанализировано 7156 исследований, для дальнейшего анализа было отобрано 157 исследований, соответствующих критериям включения, из них эффективность платиновой и неплатиновой химиотерапии была оценена в 44 (n = 1055) и 113 (n = 5272) исследованиях соответственно, в данный анализ включены работы с неплатиновой химиотерапией.
По результатам мета-анализа показатель ЧОО в группе монотерапии таксанами, этопозидом, доксорубицином/ПЛД, топотеканом и гемцитабином составил 27%, 19%, 15%, 13% и 10%, соответственно. Бета-регрессионный анализ, проведенный с учетом количества линий предшествующей терапии, метода оценки эффекта и других факторов продемонстрировал схожие результаты.
Выводы: Монотерапия таксанами может быть наиболее эффективной неплатиновой химиотерапевтической опцией для пациентов, не являющихся кандидатами для назначения препаратов платины.
4. Лечение фолликулярной лимфомы (Зуков Р.А., Батухтина Ю.В., Хоржевский В.А.)
В статье представлен клинический случай лечения индолентной неходжкинской лимфомы (фолликулярной лимфомы) четвертой стадии в молодом возрасте с рецидивирующим течением заболевания, достижением частичного ответа и отсутствием трансформации опухоли.
Пациент М., 42 лет, в январе 2018 г. поступил с жалобами на увеличение лимфоузлов в левой надключичной, подмышечной и паховой областях. При осмотре отмечались отечность мошонки, полового члена, нижних конечностей, в паховых областях диффузно увеличенные лимфоузлы плотные, в надключичных областях справа и слева лимфоузлы до 1 см в диаметре, в подмышечных областях лимфоузлы до 3 см конгломератами. На основании лабораторно-инструментальных данных был установлен диагноз: фолликулярная лимфома четвертой стадии (цитологический тип 1) с фолликулярным типом роста, поражением надключичных, подмышечных, паховых лимфоузлов, асцит, двусторонний плеврит, промежуточный риск по FLIPI.
C 19 февраля по 22 июня 2018 г. в КККОД проведено шесть курсов R-CHOP в первой линии терапии. Далее пациент получил два курса ритуксимаба 700 мг один раз в 21 день в монорежиме. После лечения выполнено контрольное обследование. По данным ПЭТ-КТ былавыявлена метаболическая активность радиофармпрепарата в участках уплотнения корня брыжейки и брыжейки поперечно-ободочной кишки, в подмышечных и паховых лимфоузлах с обеих сторон.
С учетом частичного ответа была начата поддерживающая терапия ритуксимабом один раз в два месяца. Через шесть месяцев выполнено контрольное обследование. По данным ПЭТ-КТ с введением фтордезоксиглюкозы (ФДГ) выявлено генерализованное поражение шейно-надключичных, забрюшинных, подвздошных лимфоузлов, тотальный гидроторакс справа, что было расценено как свидетельство прогрессирования заболевания.
В этой связи пациенту в рамках терапии второй линии проведено шесть курсов по схеме R-CHOP, два курса ритуксимаба в монорежиме. После лечения была выявлена положительная динамика. Затем с целью консолидации было проведено два курса по схеме R-DHAP. На контрольном обследовании была вновь выявлена положительная динамика.
В заключении авторы отмечают, что перспективы лечения фолликулярной лимфомы на данный момент представляются весьма обнадеживающими.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.