Новости COVID-19 за 24-25 июня

За последние несколько дней COVID-19 преподнес нам немало сюрпризов и новостей. Мы выбрали самые важные из них и составили этот дайджест.

Заразность штамма «Дельта»

Вариант коронавируса "дельта" может стать доминантным – это заявление главного научного сотрудника ВОЗ Сумии Сваминатан опубликовало сегодня информагентство РИА Новости1. По ее словам, он уже присутствует более чем в 85 странах.

"Он как минимум в два раза более заразен, чем изначальный вирус (SARS-CoV-2.)", — цитируют запись Сваминатан в Twitter РИА Новости. Ученый отметила, что пациент с таким штаммом может инфицировать "двух, четырех, шестерых и даже восьмерых человек", — по этой причине стали более распространены заболевания всей семьей.

"Хорошая новость состоит в том, что большинство вакцин в мире представляются эффективными, по крайней мере для предотвращения тяжелого протекания болезни", — подчеркнула представитель ВОЗ. Специалист добавила, что, несмотря на важность вакцинации, людям следует продолжать носить маски и перчатки и соблюдать социальную дистанцию1.

Особенности штамма «Дельта плюс»

Штаммы «Дельта» и «Дельта плюс» — одна мутация коронавирусной инфекции, причем «Дельта плюс» делает антитела менее эффективными. Об этом в четверг, 24 июня, в беседе с «Известиями» рассказал руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков2. Он добавил, что в связи с появлением мутаций вируса вакцины будут модифицированы. В частности, МФТИ около месяца назад заявил о том, что разрабатывает новую версию вакцины. «Тем не менее, когда она появится, абсолютно непонятно», — заключил глава лаборатории2.

По словам профессора кафедры геномики и биоинформатики СФУ, профессора Геттингенского университета Константина Крутовского, главное, что отличает вариант «Дельта» от «Дельта плюс», — мутация K417N. «Это мутация в гене шиповидного белка, которая ведет к замене аминокислоты лизин (К) на аминокислоту аспарагин (N) этого белка в позиции 417, которая находится в так называемом рецептор-связывающем домейне (receptor-binding domain — RBD), который отвечает за связывание вириона с рецепторами на поверхности клеток человека. Поэтому эта мутация вызывает особый интерес», — объяснил специалист.

Крутовский добавил, что данная мутация уже была известна в разных штаммах, однако на этот раз была обнаружена в варианте «Дельта», у которого выявлена повышенная способность связываться с рецепторами клеток человека и повышенная инфекционность. Новая мутация выглядит как опасная, но, чтобы это подтвердить, нужны дополнительные исследования, подчеркнул ученый2.

Количество мутаций коронавируса в России

Директор ГНЦ "Вектор" Ринат Максютов сообщил, что в России обнаружено более 16 тысяч потенциальных мутаций коронавируса, передает Радио «Спутник» со ссылкой на РИА Новости3. Противостоять такому разнообразию вариантов коронавируса может лишь повсеместная массовая вакцинация, заявил Максютов.

Он заверил, что разработанная учеными ГНЦ "Вектор" вакцина "ЭпиВакКорона" эффективна против новых штаммов возбудителя COVID-19 – "дельта" и "дельта плюс", сообщает Радио «Спутник». Пептид, который является основой препарата, устойчив к изменениям, пояснил Максютов3.

Эффективность ревакцинации «Спутником»

После вакцинации «Спутником» организм вырабатывает антитела не только к коронавирусу, но и к векторным компонентам препарата, выяснили российские ученые. Как сообщил «Известиям» директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург, к любому белку, входящему в состав вакцины, формируется иммунный ответ, и белковые оболочки вакцины на основе аденовирусов не исключение4. Но через четыре-пять месяцев он падает. По его словам, клетки памяти, в которых образуются антитела на аденовирусы, срабатывают через полтора-трое суток, а вакцина попадает в межклеточное пространство и начинает вырабатывать необходимые для защиты организма белки уже через час-два после вакцинации.

Также Александр Гинцбург сообщил «Известиям», что для эффективной ревакцинации достаточно однократной инъекции «Спутника Лайт». По его словам, этот вариант подходит в том числе привитым «ЭпиВакКороной» и «КовиВаком».

Ранее специалисты Казанского федерального университета исследовали иммунный ответ на российские вакцины. В том числе в поле зрения специалистов попал вопрос формирования антител к аденовирусным векторам, которые входят в состав «Спутника V». По предварительным данным можно сказать, что антитела к векторам-вирусам ad-26 и ad-5 с измененным геномом действительно вырабатываются в человеческом организме. Однако это не снижает эффективность повторной прививки. По словам ученых, вакцина успевает попасть в клетки до того, как антитела к вектору могли бы заблокировать действие препарата4.

Ждем появления новых сообщений. Следим за развитием событий вместе.

1. ВОЗ: штамм "дельта" в два раза заразнее изначального коронавируса // РИА Новости (25.06.2021)