Новости COVID-19 за 18-19 мая

Новости о пандемии COVID-19 из разных стран появляются практически ежечасно. Мы внимательно следим за ними и выбираем самые интересные для вас, уважаемые коллеги. И сегодня предлагаем вам небольшой дайджест новостей за 18-19 мая.

Экспресс-тесты на COVID-19

Сразу 2 новых теста для выявления коронавируса разработали зарубежные коллеги.

Ученые Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне разработали портативную систему для определения наличия коронавирусной инфекции, которая способна дать результат менее чем за полчаса. Об этом во вторник, 18 мая, сообщили «Известия» со ссылкой на публикацию на портале Medical Xpress1.

«Новый тест на коронавирус может получить точные результаты из образца слюны менее чем за 30 минут, многие из компонентов портативного устройства, используемого в этой технологии, можно напечатать на 3D-принтере, и тест может обнаружить всего одну вирусную частицу на 1-микролитровую каплю жидкости», — цитируют авторов изобретения «Известия»1.

Основой разработки стала система получения искусственных рестрикционных ферментов, которые могут распознать и расщепить определенные гены в человеческом геноме. В ферментах содержатся ДНК-направляющие, которые отмечают гены вируса. Если в результате появляется флуоресценция, это означает положительный результат исследования1.

Новая технология позволяет избавиться от сложных процессов нагрева и охлаждения образцов, а также получить более точный результат1.

Группа исследователей протестировала систему на 104 образцах слюны. Устройство определило 28 из 30 образцов с положительным результатом на COVID-19 и 73 из 74 — с отрицательным. Кроме того, прибор смог идентифицировать образцы коронавируса, даже если в биоматериалах присутствовали другие вирусы1.

В свою очередь, исследователи из США и Китая превзошли их в скорости и создали портативную систему экспресс-тестов, позволяющую обнаружить следы коронавируса в образцах биожидкостей пациента менее чем за секунду. Об этом сообщает информагентство ТАСС со ссылкой на статью на статью в Journal of Vacuum Science & Technology B2. Ученые создали своеобразный аналог тестовых полосок для диабетиков, внутрь которых они встроили набор микроканалов и электродов. Один из этих электродов был покрыт набором антител, способных соединяться с различными белками оболочки коронавируса.

Последующие опыты с образцами чистой и зараженной слюны показали, что реакции между частицами вируса и антителами приводили к очень серьезным переменам в том, как много тока пропускал через себя транзистор. Это позволяет меньше чем за секунду найти следы SARS-CoV-2 в биожидкости даже в том случае, если в слюне присутствует крайне малое число частиц коронавируса2.

Как надеются ученые, созданная ими система начнет использоваться для диагностики COVID-19 уже в ближайшие недели и месяцы, а также будет применяться и для наблюдений за распространением других инфекционных болезней в долгосрочной перспективе2.

Вакцина от коронавируса растительного происхождения

Канадские молекулярные биологи создали вакцину от коронавируса, состоящую из вирусоподобных частиц растительного происхождения, и проверили ее в действии на двух сотнях добровольцев, участвовавших в первой фазе клинических испытаний. О результатах этих опытов сообщает информагентство ТАСС со ссылкой на статью в журнале Nature Medicine3. Группа канадских молекулярных биологов под руководством Брайана Уорда, профессора университета Макгилла в Монреале, разработала первую вакцину от коронавируса, которая производится при помощи генно-модифицированных растений.

Она представляет собой набор из вирусоподобных частиц, состоящих из фрагментов оболочки коронавируса, инструкции по сборке которых были вставлены учеными в геном табака Бентама (Nicotiana benthamiana), австралийского родича обычного табака3.

Подобный подход, как объясняют профессор Уорд и его коллеги, не является чем-то радикально новым - он широко используется при создании вакцины от гриппа, гепатита B и папилломавируса. Подобная технология значительно удешевляет прививки, позволяет хранить их при относительно высоких температурах, около 2-8 градусов Цельсия, и при этом производство вакцин растительного происхождения легко масштабировать3.

Работу этой вакцины ученые проверили на группе из двух сотен добровольцев в возрасте от 18 до 49 лет, проживающих в Монреале и Квебеке. Подготовив несколько разных вариантов прививок, биологи ввели вирусоподобные частицы участникам эксперимента и проследили, как на их появление отреагировали иммунитет и организм в целом добровольцев3.

"Наши наблюдения показали, что добровольцы одинаково хорошо переносили все варианты введения вакцины в их организм. После инъекции второй дозы количество антител в крови большинства из них было примерно в десять раз выше, чем в плазме людей, переболевших COVID-19", - цитирует исследователей ТАСС3.

Ученые обнаружили, что после однократного введения прививки большое число антител к SARS-CoV-2 появилось у примерно 60% участников опытов, тогда как две инъекции вакцины привели к их формированию у 91% добровольцев3.

В ближайшее время, как отметили исследователи, они опубликуют данные, собранные в ходе второй и третьей фаз клинических испытаний. Эти проверки, как надеются профессор Уорд и его коллеги, завершатся столь же удачно, что позволит созданной ими вакцине стать доступной альтернативой для РНК-вакцин3.

Ждем появления новых сообщений. Следим за развитием событий вместе.

1. Ученые создали портативный прибор для определения COVID-19 за полчаса // Известия (18.05.2021)