Новости COVID-19 – дайджест за 26 марта 2021 г.

Ситуация с пандемией новой коронавирусной инфекцией весьма динамична – новые сообщения появляются буквально ежечасно. Предлагаем вам ознакомиться с небольшим дайджестом новостей за последние сутки.

Стартовало производство отечественной вакцины «КовиВак».

Производство третьей российской вакцины от коронавируса «КовиВак» началось на площадке центра имени Чумакова. Об этом сообщает информагентство «Известия» со ссылкой на релиз Минобрнауки РФ1. «Таким образом, третья российская вакцина выходит в гражданский оборот и в ближайшие дни появится в регионах», — приводят заявление министерства «Известия».

Уточняется, что осенью центр Чумакова подаст документы во Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) на преквалификацию вакцины. По словам гендиректора центра Айдара Ишмухаметова, процедура будет запущена после завершения третьей фазы клинических испытаний препарата.

ВОЗ проводит преквалификацию, чтобы оценить качество, безопасность и эффективность лекарств и подготовить их к возможности международных поставок - напоминают "Известия"1.

Опубликованы принципы работы вакцины «ЭпиВакКорона».

Сегодня на сайте Роспотребнадзора были опубликованы принципы работы отечественной вакцины «ЭпиВакКорона»2. По данным специалистов ведомства, вакцина формирует три линии иммунной защиты.

Первую линию защиты формируют антитела, нацеленные на пептид, входящий в состав рецептор-связывающего домена вирусного S-белка. Антитела, связавшиеся с данным районом, препятствуют взаимодействию с клеточным рецептором.

Вторую линию защиты формируют антитела, нацеленные на пептид слияния. Они связываются с белком S и препятствуют слиянию вирусной оболочки с клеточной мембраной, блокируя проникновение вируса в клетку. Если вирусу все же удалось проникнуть в клетку, срабатывает третья линия защиты. Под влиянием антител, распознающих вирусные белки на поверхности зараженной клетки, происходит активация многих клеток иммунной системы: макрофагов, нейтрофилов, натуральных киллеров (НK-клеток), происходит и активация белков системы комплемента.

Помимо гуморального (антительного) иммунного ответа, вакцина индуцирует и Т-клеточный ответ. Гибель инфицированных клеток не дает вирусу распространяться дальше и заражать здоровые клетки.

Появились новые данные о длительности выживания коронавируса на поверхностях.

Сегодня на сайте информагентства «Известия» были опубликованы результаты исследования китайских ученых о длительности выживания коронавируса на различных поверхностях3. В соответствии с полученными данными, в среднем коронавирус остается на предметах обихода в течение пяти дней, но может сохраняться и до 28 дней.

На протяжении нескольких месяцев специалисты брали пробы с поверхностей в гостиничных номерах, где содержали инфицированных COVID-19 – сообщают «Известия» со ссылкой на статью, опубликованную в International Journal of Infectious Diseases. Чаще всего РНК COVID-19 находили на чашках (в 100% случаев), раковинах (12,82%), туалетных сиденьях (7,89%) телефонах (5,56%) и прикроватных столиках (5,56%). Четыре недели подряд вирус обнаруживали на умывальнике в одной из ванных комнат. Три недели он сохранялся в канализационном отверстии, две недели — на сиденье унитаза.

Также признаки вируса обнаруживали в канализационном отверстии, на пульте от телевизора, на поручне двери в ванную комнату и ручке комнатной двери. Интересно, что из восьми мазков, собранных с электрических выключателей, все были отрицательными. Из материалов загрязненной чаще всего оказывалась керамика (12,62% случаев), а реже всего — пластик (3,64%).

Впрочем, обнаруженные частицы вируса не говорят о том, что патоген жизнеспособен и предметы представляют опасность, отметили опрошенные «Известиями» специалисты3. В частности, директор Института биомедицинских систем и биотехнологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Васин отмечает, что «…Нет ничего удивительного в том, что методом ПЦР на поверхности предметов выявляются фрагменты РНК коронавируса… Речь здесь идет не о сохранившем свою активность вирусе, а всего лишь о фрагментах его генома». Такие частицы вируса не опасны, пояснил специалист. А вот если под следами SARS-CoV-2 в номерах подразумеваются полноценные вирусы, даже в небольшом количестве они опасны, добавил Вячеслав Авдин.

Исследования российских специалистов из НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи Минздрава показали, что следы РНК вируса выявляются на керамике, металле, дереве, ткани и пластике в течение пяти часов и более, рассказала «Известиям» врач-инфекционист клиник СамГМУ, главный внештатный инфекционист Самары Екатерина Киндалова3.

— Однако все образцы вируса начинали становиться нежизнеспособными примерно через два часа после начала эксперимента. Быстрее всего это происходило при нанесении на ткань и пластик, а дольше всего — на керамику. Все образцы коронавируса потеряли жизнеспособность через шесть часов, — сказала Екатерина Киндалова.

Впрочем, все опрошенные «Известиями» специалисты считают, что дополнительные меры дезинфекции не повредят для обработки помещений, в которых жили болеющие COVID-193.

Происходит смена штамма коронавируса в Европе.

Сегодня на сайте Euronews было опубликовано интервью Бенджамина Клузо, врача отделения интенсивной терапии больницы Бордо, в котором он отметил, что у 90% госпитализированных с COVID-19 пациентов выявляется британский вариант коронавируса4. Кроме того, большинство из них значительно моложе, чем пациенты в первой и второй волнах инфекции. «Им от 30 до 65 лет. У них практически или вообще нет основных заболеваний. Некоторые имеют избыточный вес, но не страдают ожирением», - сказал он в интервью. Эти молодые пациенты, как правило, попадают в реанимацию, даже не получив лечения у врача-терапевта, объяснил Клузо, поскольку они длительное время занимаются самолечением4.

Отметим, что по заявлению вице-премьера РФ Т. Голиковой, которое было опубликовано вчера РИА Новости, массового распространения британского и южноафриканского вариантов коронавируса, как и других штаммов, которые фиксируют в мире, в России нет5.

Ждем появления новостей. Следим за развитием событий вместе.

1. В России стартовало производство третьей вакцины от COVID-19 «КовиВак» // Известия (25.03.2021)