Новости
Как вылечить функциональную диспепсию? Нужно уйти в виртуальную реальность
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 25.10.2022
- 540
Использование виртуальной реальности позволило значительно улучшить состояние и качество жизни у небольшой подгруппы пациентов с функциональной диспепсией – такие результаты были недавно опубликованы на медицинском портале Healio1.
“Функциональная диспепсия - это очень распространенное расстройство взаимодействия кишечника и мозга, поражающее около 10% населения во всем мире, как определено Римскими критериями IV. ... Несмотря на распространенность функциональной диспепсии, в настоящее время нет одобренных FDA вариантов лечения”, - сказал Дэвид Кангеми, гастроэнтеролог клиники Майо в Джексонвилле, один из соавторов исследования. “Виртуальная реальность - это очень многообещающее вмешательство, которому в последние годы уделяется много внимания. Было показано, что оно эффективно уменьшает как острую, так и хроническую боль при различных клинических состояниях... Мы, в свою очередь, считаем, что виртуальная реальность - это перспективный новый вариант лечения функциональной диспепсии”, - добавил он.
В этом рандомизированном, контролируемом, двойном слепом пилотном исследовании, оценивающем возможность применения виртуальной реальности (ВР) для лечения функциональной диспепсии, Кангеми и его коллеги проанализировали данные 37 пациентов (средний возраст 45 лет; 81,1% женщин) с функциональной диспепсией, чтобы исследовать безопасность и эффективность виртуальной реальности как нового метода лечения. Пациенты в экспериментальной группе (n = 27) получили гарнитуру виртуальной реальности, оснащенную аудиовизуальными программами с эффектом погружения, в то время как пациенты в контрольной группе (n = 10) получили идентичную гарнитуру, оснащенную 2-D видеороликами о природе.
Участники использовали наушники ежедневно (в среднем 1,3 раза в день по 23,2 минуты в день). Параллельно у них оценивалась тяжесть желудочно-кишечных симптомов – по индексу тяжести симптомов (PAGI-SYM) и индексу диспепсии Непеана (NDI) в начале исследования, через 1 неделю и в конце 2-недельного периода.
Согласно результатам исследования, у всех пациентов общий балл по шкале PAGI-SYM снизился с 2,51 до 0,62. При этом было отмечено более выраженное улучшение в экспериментальной группе (от 2,51 до 1,83; средняя разница = -0,68) по сравнению с контролем (от 2,5 до 2,04; средняя разница = -0,46).
Кроме того, показатели качества жизни NDI в целом повысились с 40,97 до 57,14, причем в экспериментальной группе по сравнению с контрольной наблюдалось большее улучшение (с 42 до 60,05 против 38,19 до 49,28).
Несерьезные побочные эффекты имели место у 40,7% и 60% пациентов соответственно, но не привели к прекращению исследования.
“Виртуальная реальность привела к значительному общему улучшению клинической картины и качества жизни у пациентов с функциональной диспепсией”, - заключил Кангеми. Тем не менее, исследователи считают, что для изучения истинных преимуществ виртуальной реальности необходимы более масштабные испытания большей продолжительности.