Новости
Как COVID-19 помог следить за другими инфекциями. Главное о пандемии из зарубежных СМИ
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 17.12.2022
- 666
COVID-19 подстегнул расшифровку геномов разных патогенов в Африке и Азии, постковидный синдром становится причиной смерти, число предотвращенных благодаря прививкам смертей оценили в миллионы. Об этом — в еженедельном обзоре зарубежных СМИ от ТАСС1.
Из-за пандемии в развивающихся странах закупили оборудование для секвенирования, которое позволяет прочитать геном (вируса, бактерии или еще какого-нибудь организма) и понять, кому он принадлежит. Теперь эту аппаратуру используют для выявления возбудителей холеры, туберкулеза, лихорадки денге и других болезней. Правда, одной техники недостаточно. Об этом пишет Nature.
Перед пандемией секвенирование проводили в основном для исследований, а теперь его используют еще и в здравоохранении. Полученные данные вместе с другой информацией помогают поставить диагноз, определить цепочку заражений, отследить мутации и вспышки болезней, ускорить ответные меры, разработать вакцины.
Когда появился коронавирус SARS-CoV-2, Институт Пастера в Камбодже получил деньги на покупку нескольких секвенаторов, в том числе переносных, серверов, компьютеров и более быстрое подключение к интернету. Расшифровка одного генома SARS-CoV-2 подешевела с $1 тыс. в начале 2020-го до $20 в конце 2021 года.
Новое оборудование также использовали во время недавних вспышек гриппа и лихорадки Чикунгунья, а также для проверки образцов с вирусами денге, летучих мышей и грызунов. Теперь ученые занялись метагеномными исследованиями: анализируют, что содержится в воздухе на рынках, где торгуют зверьем, скотобойнях и в пещерах с летучими мышами.
В Африке в 2018 году только в семи странах были секвенаторы следующего поколения. Теперь таких стран порядка 38. Модернизация началась еще до пандемии, но COVID-19 ускорил этот процесс. Когда в начале 2022 года на востоке ДР Конго выявили случай лихорадки Эбола, образцы, взятые у заболевшего, проверили в лаборатории в 240 км от его города. Раньше их пришлось бы везти в столицу, расположенную в 1,6 тыс. км. Ученые установили, что эта разновидность вируса уже встречалась, то есть новый межвидовой переход не состоялся.
Несколько организаций, в том числе Фонд Билла и Мелинды Гейтс, объявили, что дадут гранты на секвенирование геномов разных патогенов в Африке и Азии. Но ученые беспокоятся из-за того, что филантропы редко финансируют долгосрочные программы мониторинга. Со временем деньги могут иссякнуть. Обслуживание секвенаторов обходится в десятки тысяч долларов в год, реагенты тоже дорогие, особенно в регионах, где не налажены цепочки поставок.
Наконец, часто не хватает нужных специалистов. Если аппарат сломается, иногда приходится ждать месяцами, пока его починят. Также в развивающихся странах нужны биоинформатики и эпидемиологи, которые способны интерпретировать полученные данные.
Постковидный синдром как причина смерти
Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) опубликовали исследование, где проанализирована смертность от постковидного синдрома ("долгого ковида"). Как основная причина или сопутствующая патология синдром указан в 3,5 тыс. свидетельств о смерти, но эксперты считают, что на самом деле все серьезнее. О работе рассказывает The New York Times.
У некоторых людей остаются проблемы со здоровьем спустя месяцы после перенесенного COVID-19. Симптомы бывают разные, также отличаются их тяжесть и продолжительность, но все это собирательно называют постковидным синдромом. По одной оценке, в США этот синдром есть у 7,7–23 млн человек.
Чтобы оценить смертность от постковидного синдрома, в CDC проверили свидетельства о смерти, оформленные с 1 января 2020 по 30 июня 2022 года. Среди них нашлись 1,02 млн документов с диагностическим кодом COVID-19, а в 3 544 сертификатах было уточнение про постковидный синдром ("долгий ковид") и т.п.
И авторы работы, и сторонние эксперты считают, что в действительности постковидный синдром почти наверняка чаще приводил к смерти, ведь диагноз не сразу вошел в оборот. К тому же недавно для "долгого ковида" завели отдельный код, но в имевшихся данных его еще не было. Наконец, в свидетельствах о смерти нет исчерпывающих сведений об обстоятельствах смерти: в будущих исследованиях такого рода следует опрашивать лечащих врачей и родственников умершего, анализировать медкарты.
Постковидный синдром чаще указывали после 2020 года и спустя недели или месяцы после очередной волны COVID-19. Любопытно, что от COVID-19 чаще умирали черные и люди латиноамериканского происхождения, но с постковидным синдромом эта закономерность не обнаружилась. Возможно, дело в том, что белым проще получить медицинскую помощь и, как следствие, диагноз или их попросту больше выжило, поэтому доля среди людей с постковидным синдромом тоже получилась больше.
57% смертей с постковидным синдромом — среди людей в возрасте от 75 лет. Почти в трети сертификатов вместе с синдромом указаны и другие причины: рак, болезнь Альцгеймера и т.д. Скорее всего, исследователи выявили в основном тех, кто с трудом перенес COVID-19 и после этого имел тяжелые осложнения вроде отказа внутренних органов. Но наверняка есть и другие смерти, которые связаны с постковидным синдромом, в том числе в результате самоубийства.
Без вакцинации от COVID-19 могло бы умереть в четыре раза больше американцев
За два года с начала массовой вакцинации прививки позволили предотвратить в США 3 млн смертей от COVID-19. Таковы результаты компьютерного моделирования. Об исследовании рассказывает STAT.
При моделировании учитывались разные факторы: постепенно ослабевающий иммунитет, доступность вакцин для разных возрастных групп, распространенность других заболеваний среди жителей США, изменения ограничительных мер, паттерны перемещений и т.п. Сначала ученые убедились, что прогноз модели соответствует тому, что на самом деле происходило с декабря 2020-го, когда началась вакцинация, по ноябрь 2022 года. Затем они убрали все показатели, касающиеся прививок, то есть смоделировали, что было бы, если бы прививки так бы и не появились.
Согласно модели, вакцинация сократила число смертей от COVID-19 на 3,1–3,4 млн, заражений — в 1,5 раза, госпитализаций — в 3,8 раза, а экономия на медицинских расходах составила $1 трлн. По мнению опрошенного эксперта, который не участвовал в исследовании, результаты показывают, как защитить здоровье людей, минимально вмешиваясь в привычный порядок вещей. Следует и дальше вкладываться в профилактику, причем не только COVID-19, но и других болезней, от которых есть прививки.