Инфекционные болезни: обзор зарубежных новостей. Апрель-2023

Приветствуем всех коллег в нашем блоге. Сегодня предлагаем вам ознакомиться с обзором зарубежных новостей за апрель.

1. Had COVID? Part of the Virus May Stick Around in Your Brain (McNamara D.)

Исследователи из Германии обнаружили, что часть вируса, спайковый белок, остается в мозге еще долго после элиминации вируса из организма. Полученные данные свидетельствуют о том, что эти фрагменты вируса накапливаются, задерживаются и вызывают воспаление, которое, в свою очередь, вызывает длительные симптомы COVID.

По словам старшего автора исследования, около 15% пациентов с COVID продолжают испытывать долгосрочные последствия инфекции, несмотря на их выздоровление, в виде нарушений когнитивных способностей и памяти.

Доставляемый циркулирующей кровью, спайковый белок может оставаться внутри небольших отверстий в костном мозге черепа, называемых нишами. Он также может находиться в мозговых оболочках. Исходя из этого, согласно одной из теорий, спайковый белок использует каналы для проникновения в сам мозг.

Чтобы доказать свою теорию о роли спайкового белка в развитии мозговых симптомов лонг-ковида, исследователи вводили его частицы непосредственно в мозг мышей и показали, что он может вызывать гибель клеток. Они также не обнаружили самого вируса SARS-CoV-2 в паренхиме головного мозга, но они обнаружили там спайковый белок. Они также устанвоили, что COVID может изменить функционирование белков в мозге и вокруг него. Некоторые из этих белков связаны с развитием болезнью Паркинсона и Альцгеймера, но никогда ранее не были связаны с вирусом.

2. Dried blood spot test can detect HIV and hepatitis, researchers say (Feller S.)

Новый тест может выявить ВИЧ, гепатиты В и С по одной засохшей капле крови, сообщили исследователи на Европейском конгрессе клинической микробиологии и инфекционных заболеваний.

По словам исследователей, этот тест, в котором используется коммерческая технология, уже доступная во многих больницах, может сократить необходимость охлаждения образцов крови и время на получение результатов анализов. “Мотивацией для разработки этого метода было желание иметь более практичный и безопасный метод скрининга в условиях повышенного риска, таких как тюрьмы, реабилитационные центры и приюты для бездомных”, - сказал один из соавторов разработки.

Авторы искали метод скрининга для выявления трех инфекций без необходимости в пробирках с кровью, которые необходимо надлежащим образом транспортировать.

Используя 20 образцов плазмы, которые были положительными на ВГС, HBV и ВИЧ, исследователи нанесли цельную кровь на карту protein saver, дали ей высохнуть, а затем перенесли в пробирку Aptima, содержащую 2,9 мл среды для транспортировки образцов. Пробирки инкубировали при комнатной температуре на столе-качалке в течение 30 минут, а затем центрифугировали. Затем исследователи проанализировали образцы, используя систему Holologic Panther с коммерческими анализами Aptima.

В ходе процесса была выявлена вирусная нагрузка во всех образцах. Авторы отметили, что система Holologic подтвердила результаты исследования в отношении ВИЧ, но не в отношении HBV и HCV-инфекции.

3. Clinical trial begins using CAR T cells to potentially cure HIV (Connolly L.)

Исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе ввели дозу экспериментального препарата второму участнику своего клинического испытания, целью которого является выявление потенциального лекарства от ВИЧ с использованием CAR-Т-клеточной терапии. В новом исследовании используется иммунотерапия. Она включает в себя взятие собственных Т-лимфоцитов пациента, и их модификацию таким образом, чтобы они могли идентифицировать ВИЧ-клетки и нацеливаться на них для борьбы с вирусом без лекарств. Это исследование является первым клиническим исследованием на людях, посвященным применению Т-клеточной терапии duoCAR для лечения ВИЧ.

Первому участнику эти анти-ВИЧ-Т-клетки duoCAR ввели в медицинском центре Калифорнийского университета в Дэвисе в середине августа.

"Мы достигли важной вехи, назначив дозировку второму участнику нашего клинического испытания, оценивающего потенциально новаторскую терапию CAR-Т-клетками для лечения ВИЧ", - сказал Мехрдад Абеди, профессор внутренних болезней, гематологии и онкологии и соавтор исследования. "До сих пор не наблюдалось никаких побочных эффектов, связанных с лечением, и у двух участников все в порядке".

Для исследования авторы набирают ВИЧ-позитивных пациентов в регионах Сакраменто и Сан-Франциско старше 18 лет, у которых в течение 12 месяцев была неопределяемая вирусная нагрузка ВИЧ и которые получали непрерывную антиретровирусную терапию не менее 12 месяцев.

В целом, в это исследование с повышением дозы будут включены три когорты по три человека в каждой (всего девять). Еще девять испытуемых могут записаться в расширенную когорту. Исследование является открытым испытанием, разновидностью клинического испытания, в ходе которого информация не утаивается от участников исследования - и исследователи, и участники знают, какое лечение назначается.

Каждая когорта будет получать различное лечение и дозировку:

Когорта 1: Будет введена однократная доза 3 × 105 клеток/кг Т-клеток LVgp120duoCAR, и антиретровирусная терапия (АРТ) будет прекращена сразу после вливания.

Когорта 2: Участники будут проходить неабляционное кондиционирование циклофосфамидом. Будет введена однократная доза 3 × 105 клеток/кг Т-клеток LVgp120duoCAR, и АРТ будет прекращена сразу после инфузии.

Когорта 3: Участники пройдут неабляционное кондиционирование циклофосфамидом. Участникам будет введена однократная доза 1 × 106 клеток/кг Т-клеток LVgp120duoCAR, и АРТ будет прекращена сразу после вливания.

Решение об увеличении дозы будет принято, когда минимум три участника завершат период оценки безопасности (45 дней) при заданном уровне дозы, и участники, у которых наблюдаются побочные эффекты, ограничивающие дозу, возобновят АРТ-терапию при первой же возможности.

"Наша основная цель на этом этапе исследования - оценить безопасность и переносимость различных режимов однократной терапии CAR Т-клетками", - пояснил Абеди.

Доклинические исследования Т-клеточной терапии CAR продемонстрировали способность эффективно подавлять ВИЧ и элиминировать ВИЧ-экспрессирующие клетки in vitro и на животных моделях.

4. Influenza virus infection may increase risk of acute myocardial infarction (DaliS.)

В 2018 году в исследовании, основанном на анализе базы данных здравоохранения, проведенное Kwong et al., сообщалось о 6-кратном увеличении риска острого инфаркта миокарда (ОИМ) в течение недели после подтвержденной инфекции гриппа. Однако база данных не включала информацию о смертности, необходимую для учета случаев смерти от ОИМ вне больницы. Поэтому авторы нового недавно проведенного исследования поставили перед собой цель - повторить исследование Kwong et al., но улучшить анализ за счет включения данных о смертности.

Дизайн и методология исследования были аналогичны исследованиям Kwong et al., за исключением добавления информации о смертности. Лабораторные данные о ПЦР-тестировании на респираторный вирус из 16 лабораторий по всей территории Нидерландов были связаны с национальными показателями смертности, госпитализаций и административными реестрами. Заражение вирусом гриппа было определено на основании положительного ПЦР-теста. ОИМ был определен либо как госпитализация, либо как смерть, зарегистрированная по коду I21 МКБ-10.

Инфекции, вызванные вирусом гриппа, во время госпитализации с ОИМ были исключены, поскольку не удалось установить никакой временной связи. Используя самоконтролируемый дизайн серии случаев, авторы сравнили частоту ОИМ в течение интервала риска (1-7-й день после заражения вирусом гриппа) с контрольным периодом (один год до и после интервала риска).

В период с 2008 по 2019 год у 401 пациента был выявлен ОИМ в течение одного года до или после заражения вирусом гриппа. Из них 139 (34,7%) пациентов умерли (от всех причин) в течение одного года после заражения вирусом гриппа.

В интервале риска произошло 25 случаев ОИМ по сравнению с 217 в контрольный период до и 177 после заражения вирусом гриппа.

Скорректированный коэффициент частоты (IR) ОИМ в интервале риска по сравнению с контролем составил 6,16.

Используя ту же методологию, что и в первоначальном исследовании в другой популяции, была обнаружена значительная, но более слабая связь между инфекцией, вызванной вирусом гриппа, и ОИМ.

Наш обзор завершен. До новых встреч.

1. McNamara D. Had COVID? Part of the Virus May Stick Around in Your Brain // Medscape (13.04.2023)