Новости
Инфекционные болезни: обзор отечественных публикаций. Май
- 06.06.2021
- 1014
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня предлагаем вашему вниманию обзор отечественных публикаций за последние месяцы.
1. COVID-19 и тонкая кишка (Бахарев С.Д., Бауло Е.В., Быкова С.В. и др.)
По традиции начнем с исследований, посвященных различным аспектам новой коронавирусной инфекции.
Авторы первой в сегодняшнем обзоре статьи изучили влияние COVID-19 на состояние тонкого кишечника1.
Во введении они напоминают, что вирус SARS-CoV-2 проникает в организм через рецептор ангиотензинпревращающего фермента 2 (АПФ-2). Самой насыщенной АПФ-2-рецепторами тканью является легочная. Тонкая кишка также содержит большое количество АПФ-2-рецепторов в мембране энтероцита и часто вовлекается в процесс.
Кишечные симптомы могут появляться на разных стадиях болезни. Авторы отмечают, что основными клиническими проявлениями COVID-19 могут быть диарея, диспепсия и анорексия. Они являются следствием энтероколита, ассоциированного с инфекцией SARS-CoV-2. В некоторых случаях наблюдается геморрагический колит.
В обзоре описываются механизмы взаимодействия SARS-CoV-2 с энтероцитами, фекально-оральный путь заражения, диагностика и лечение COVID-19 c кишечной симптоматикой. Так, по их данным, тяжелое течение заболевания может быть связано с нарушением кишечной микрофлоры. Соответственно, прием пробиотиков может способствовать выработке организмом противовирусных антител, тем самым ускоряя удаление вирусов. Рекомендуют авторы и назначение ингибиторов АПФ-2, азатиоприна, который подавляет экспрессию АПФ-2. Для эффективного лечения, по мнению авторов, следует также уделить внимание энтеральному питанию пациента и функции пищеварительного тракта.
2. Дифференциальная диагностика Эпштейна–Барр вирусного мононуклеоза и мононуклеозоподного синдрома при ВИЧ-инфекции у взрослых на догоспитальном этапе (Михнева С.А., Кухтевич Е.В., Гришина Ю.Ю. и др.)
От проблем SARS-CoV-2 перейдем к не менее актуальной инфекции – ВИЧ. Авторы статьи отмечают сложность догоспитальной дифференциальной диагностики Эпштейна–Барр вирусного мононуклеоза и мононуклеозоподобного синдрома при ВИЧ-инфекции у взрослых, которая обусловлена полиморфизмом клинической симптоматики2. В связи с этим целью работы стал анализ ранних клинических симптомов Эпштейна–Барр вирусного мононуклеоза и мононуклеозоподобного синдрома ВИЧ-инфекции у взрослых на догоспитальном этапе.
Материал и методы. Выборка 1020 историй болезни пациентов, госпитализированных в 6-е инфекционное отделение ГБУЗ ИКБ № 2 ДЗМ за 2009–2017 гг. Из отобранных историй болезни авторы сформировали 2 группы: 1-я – 36 историй болезни пациентов с диагнозом инфекционного мононуклеоза (ИМ), подтвержденным лабораторно в стационаре, 2-я – 39 историй болезни пациентов с впервые выявленной ВИЧ-инфекцией, поступавших с направительным диагнозом ИМ.
Результаты и обсуждение. Полученные результаты позволяют констатировать, что расхождения клинической диагностики в случае как гипер-, так и гиподиагностики происходила на фоне ОРВИ, аденовирусной инфекции, тонзиллитов, лихорадки неясной этиологии. Гипердиагностика ИМ была связана с наличием при поступлении в стационар у пациентов симптомов и синдромов инфекций дыхательных путей. На 4-м месте в структуре уточненных диагнозов (5,6% случаев) была впервые выявлена ВИЧ-инфекция.
Кроме того, авторы определили предикторы для оценки вероятности наличия ИМ или ВИЧ-инфекции. Так, по их данным, сочетание лихорадочного синдрома менее 15 дней с госпитализацией до 14-го дня болезни с изолированной лимфаденопатией периферических лимфоузлов, гнойным тонзиллитом и спленомегалией с вероятностью 97% позволяет предположить у пациента наличие ИМ. Генерализованная лимфаденопатия в сочетании с лихорадкой более 15 дней, преимущественно катаральный характер тонзиллита позволяют предположить с вероятностью 75% наличие ВИЧ-инфекции.
Заключение. Большой спектр направительных диагнозов у больных с ВИЧ-инфекцией, впервые выявленной в стационаре, еще раз подчеркивает необходимость обследования на ВИЧ-инфекцию не только пациентов из групп риска, но и больных с необычным клиническим течением инфекционной патологии.
3. Изучение поствакцинального иммунитета к коклюшу у детей с синдромом дисплазии соединительной ткани (Безроднова С.М., Демурчева И.В., Кравченко О.О.)
Целью авторов следующего исследования стала оценка эффективности поствакцинального иммунитета против коклюша у детей с синдромом дисплазии соединительной ткани в г. Ставрополе3.
Авторы использовали метод главных компонент для оптимизации интерпретации иммунограмм при синдроме дисплазии соединительной ткани в зависимости от защитных титров к коклюшу.
Проведенный анализ показал, что у детей в возрасте от 1 года до 17 лет с синдромом дисплазии соединительной ткани с низкими титрами антител к коклюшу преобладают звенья клеточного иммунитета. У детей с защитными титрами антител к коклюшу (1:160—1:320) наблюдался общий вариант реагирования иммунной системы. У детей с синдромом дисплазии соединительной ткани с титрами 1:640 и более антител к коклюшу гуморальный и клеточный иммунитеты тесно взаимосвязаны между собой, именно наличие гуморального и клеточного иммунитета дает возможность выработать стойкий иммунитет к управляемым инфекциям.
В заключении авторы резюмируют, что метод главных компонент эффективно дает доступную информацию о ключевых иммунных процессах и является перспективным.
4. Трематодозы пищеварительного тракта, вызванные представителями семейства Heterophyidae (Чуелов С.Б., Россина А.Л.)
Авторы последней в сегодняшнем обзоре статьи обратились к проблеме трематодозов4. В их работе обобщаются сведения об этиологии, циклах развития, эпидемиологии, патогенезе, патоморфологии, клинических проявлениях, диагностике, этиотропной терапии и профилактике трематодозов пищеварительного тракта, вызванных представителями семейства Heterophyidae: метагонимоза, гетерофиоза, гаплорхоза, пигидиопсидоза, гетерофиопсидоза, стеллантхазмоза, центроцестоза, стиктодороза, процеровоза, акантотремоза, апофаллоза, аскокотилоза, криптокотилоза.
В заключении авторы резюмируют, что трематодозы желудочно-кишечного тракта, вызываемые паразитами семейства распространены в различных регионах мира, в том числе — на территории России. Манифестные формы заболеваний проявляются, в основном, — общеинтоксикационным, диспептическим, диарейным синдромом и аллергическими реакциями. В периферической крови может отмечаться эозинофилия. Диагноз подтверждается обнаружением в фекалиях яиц паразита и морфологической идентификацией взрослых гельминтов. Существуют или разрабатываются серологические и молекулярно-генетические методы диагностики. Для лечения рекомендуется прием празиквантеля. Среди профилактических мер немаловажное значение имеет правильная кулинарная обработка пищи и соблюдение правил личной гигиены.
На этом сегодняшний обзор завершен. До новых встреч.