Новости
Инфекционные болезни: обзор отечественных публикаций. Июль-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 28.07.2022
- 703
Приветствуем всех коллег в нашем блоге. Ознакомьтесь пожалуйста с небольшим обзором публикаций отечественных авторов за последние месяцы.
С начала массового распространения инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV-2, возросло количество сообщений об увеличении частоты аутоиммунных неврологических расстройств. Предполагается, что подобное повышение уровня заболеваемости может возникать вследствие аномального иммуноопосредованного ответа организма на патогенное воздействие SARS-CoV-2.
В статье рассматривается возможность влияния вируса SARS-CoV-2 на возникновение и обострение течения аутоиммунных неврологических расстройств, обсуждаются возможные патогенетические факторы и механизмы, анализируются особенности клинической картины и терапии. Представлены зарубежные и российские научные данные, клинические наблюдения случаев синдрома Гийена – Барре (СГБ), рассеянного склероза, острого диссеминированного энцефаломиелита, миастении и других аутоиммунных заболеваний, возникших или изменивших свое типичное течение на фоне COVID-19.
Так, авторы отмечают, что по данным литературы СГБ развивается после манифестации коронавирусной инфекции в среднем через 2 недели. Описаны редкие случаи, когда неврологические проявления СГБ предшествовали диагностике COVID-19. Исследователи обращют внимание на то, что верификация SARS-CoV-2 в цереброспинальной жидкости затруднительна, и, как правило, результаты отрицательные. Характерным для большинства больных было отсутствие антиганглиозидных антител и протеинрахия без плеоцитоза. Тем не менее, около 20% пациентов находились в критическом состоянии, которое требовало ИВЛ. Описаны случаи фатального развития бульбарного синдрома и дыхательной недостаточности, требовавшей усиленных терапевтических стратегий.
Рекомендованной тактикой лечения СГБ является внутривенное введение иммуноглобулинов (ВВИГ) или плазмаферез. Однако, авторы обращают внимание на данные о том, что терапия ВВИГ может сопровождаться повышенным риском артериальных и венозных тромботических осложнений.
Бруцеллёз ― инфекционное особо-опасное зоонозное заболевание, вызываемое бактериями рода Brucella, среди которых патогенный потенциал имеют B. melitensis, B. abortus, B. suis, обусловливая тяжёлое и часто хроническое течение болезни. Лабораторная диагностика имеет решающее значение для выявления случаев заболевания человека, поскольку клинические симптомы бруцеллёза человека изменчивы и неспецифичны. Лабораторный диагноз бруцеллёза основана на трёх различных подходах: прямой бактериологический метод, непрямой метод с помощью серологических и аллергических тестов и прямой экспресс-метод в разных форматах молекулярной полимеразной цепной реакции.
Несмотря на накопленный опыт использования серологических тестов и высокочувствительного метода полимеразной цепной реакции, выделение культуры бруцелл считается золотым стандартом в лабораторной диагностике бруцеллёза благодаря его клинико-эпидемиологической актуальности. Доступные в настоящее время автоматизированные системы бактериологического метода повысили его чувствительность и сократили время обнаружения видов бруцелл.
Основными ограничениями серологических тестов являются отсутствие общих критериев интерпретации, невысокая специфичность из-за перекрёстных реакций с другими бактериями и низкая чувствительность на ранней стадии заболевания. При этом в России серологические тесты составляют более 99% всех лабораторных исследований и остаются основным диагностическим инструментом, что связано с их недорогим и удобным использованием по месту оказания медицинской помощи в эндемичных районах и высокой отрицательной прогностической ценностью.
Метод полимеразной цепной реакции в разных форматах экспресс-тестов диагностирует ДНК возбудителя за несколько часов при высокой чувствительности и специфичности, тем не менее положительный результат требует внимательной интерпретации и не всегда указывает на активную инфекцию.
Для удобства использования в практической медицине диагностических подходов к бруцеллёзу и определения активности инфекционного процесса требуется усовершенствование диагностики и разработка экспресс-методов. В обзоре представлены как наиболее рутинные, так и современные лабораторные методы, доступные в настоящее время для диагностики бруцеллёза.
Авторы резюмируют, что в неэндемичных регионах России диагноз бруцеллёза должен основываться на клинической симптоматике, эпидемиологическом анамнезе, включающем сведения о пребывании в эндемичном регионе или употреблении продуктов животноводства, и соответствующих лабораторных данных. В эндемичных регионах диагностика бруцеллёза строится на клинических проявлениях и лабораторных методах.
3. Загадочный Achromobacter (Чеботарь И.В., Бочарова Ю.А.)
Данный обзор литературы посвящен описанию микробиологических, патогенетических и резистентных характеристик Achromobacter spp.
Авторы акцентируют внимание на критическом анализе современных знаний о молекулярных основах клинически важных свойств ахромобактерий. Представления о факторах патогенности ахромобактерий во многом являются предсказательными, валидизация вирулентного потенциала многих факторов не подтверждалась в условиях классических экспериментов in vitro и in vivo.
Являясь типичными оппортунистическими патогенами, ахромобактерии могут вызывать тяжелые и даже фатальные инфекции. Патология, при которой ахромобактерии чаще всего встречаются в качестве критически опасного возбудителя, – поражение легких при муковисцидозе.
Ахромобактерии обладают широким спектром природной устойчивости к антибиотикам и быстро приобретают адаптивную резистентность к ним. При этом перечень антибиотиков, в отношении которых возможна интерпретация чувствительности для ахромобактерий, ограничивается лишь меропенемом, пиперациллином/тазобактамом и триметопримом/сульфаметоксазолом.
Главный практический вывод заключается в том, что существует острая необходимость в разработке доступных и качественных методов быстрой видовой идентификации Achromobacter spp.
В заключение представляем описание интересного клинического случая.
ВИЧ-инфекция и хронический вирусный гепатит С по-прежнему являются серьёзными и распространенными инфекциями, приводящими к высокой заболеваемости и смертности населения во всем мире.
Цель статьи— оценка рисков перинатальной передачи ВИЧ/ВГС ко-инфекции и выбор современной тактики лечения у детей.
Результаты. Показаны особенности перинатальной передачи инфекции в зависимости от ее вариантов (моно-ВИЧ инфекция, гепатит С и ко-инфекция ВИЧ/ВГС) и факторов риска. Описан клинический случай перинатальной передачи ко-инфицирования ВИЧ/ВГС.
В описанном клиническом случае при наличии факторов риска, таких как ко-инфицирование матери ВИЧ/ВГС, употребление психоактивных веществ во время беременности, курение на протяжении всей беременности; преждевременные, домашние роды, отсутствие наблюдения в женской консультации во время беременности, а также отсутствие приема антиретровирусной терапии во время беременности и в родах с целью профилактики перинатальной передачи ВИЧ, реализовалась перинатальная передача ВИЧ/ВГС ко-инфекции у ребенка.
Пациент с возраста 14 лет 9 месяцев получал трехкомпонентный антиретровирусный препарат с режимом дозирования 1 раз в сутки с сохранением устойчивого вирусологического ответа, что демонстрирует эффективность современных подходов к ведению пациентов с ВИЧ-инфекцией.
В описанном примере реализовалась хроническая активная инфекция с персистирующей виремией и частыми повышениями АЛТ как вариант течения при вертикально приобретенной инфекции, обусловленной ВГС.
Представлена эволюция противовирусной терапии ХВГС. Первые два курса проводились: препаратом интерферона альфа-2, на фоне терапии препаратом уросодезоксихолевой кислоты длительностью 8 месяцев и 2-ой — комбинацией препаратов интерферона альфа-2 и рибавирина, длительностью 5 месяцев. Указанные курсы не достигли эффекта. В результате третьего курса терапии с применением комбинации препаратов прямого противовирусного действия Глекапревира и Пибрентасвира с режимом дозирования 1 раз в сутки был достигнут устойчивый вирусологический ответ.
Заключение: в описанном клиническом случае демонстрируются многочисленные факторы риска перинатальной передачи ко-инфекции ВИЧ/ВГС, наличие которых привело к реализации ко-инфицирования у ребенка. Продемонстрирована эффективность современной тактики лечения ВИЧ-инфекции и хронического вирусного гепатита С.
На этом обзор завершен. До новых встреч.