Новости
Гипогонадизм как фактор риска тяжелого COVID-19
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 26.09.2022
- 848
Согласно результатам исследования, опубликованного в JAMA Network Open и на медицинском портале Healio, мужчины с гипогонадизмом, заразившиеся COVID-19, с большей вероятностью будут госпитализированы по сравнению с мужчинами с нормальным уровнем тестостерона1.
Авторы провели ретроспективное когортное исследование 723 взрослых мужчин, у которых в анамнезе была инфекция COVID-19 и по крайней мере одно измерение концентрации тестостерона в период с 2017 по 2021 год. Средний возраст пациентов составил 55 лет. Нижний предел нормального уровня тестостерона составлял от 175 нг/дл до 300 нг/дл. Мужчины были определены как страдающие гипогонадизмом, если их общий уровень тестостерона был ниже нижней границы нормы.
Данные были получены из электронных медицинских карт двух основных систем здравоохранения в Сент-Луисе. Были собраны демографические данные, сведения о сопутствующих заболеваниях, госпитализации с COVID-19 и данные о получении терапии тестостероном. Мужчины были включены в группу терапии тестостероном, если они получали тестостерон в течение по крайней мере 6 месяцев до заражения COVID-19. Для мужчин, госпитализированных с COVID-19, были собраны данные о продолжительности пребывания, поступлении в отделение интенсивной терапии, использовании аппарата искусственной вентиляции легких и смертности.
Среди пациентов, включенных в исследование, 116 страдали гипогонадизмом, 427 имели нормальный уровень тестостерона и 180 получали терапию тестостероном. Всего было госпитализировано 134 участника с COVID-19. Мужчины в группе с гипогонадизмом чаще госпитализировались с COVID-19 (45% против 12%), в том числе – в отделение интенсивной терапии (9% против 3%), чем мужчины с нормальным уровнем тестостерона. Риск использования аппарата искусственной вентиляции легких и смертности был одинаковым в обеих сравниваемых группах.
После корректировки данных было установлено, что мужчины с гипогонадизмом чаще госпитализировались с COVID-19 по сравнению с мужчинами с нормальным уровнем тестостерона (P < 0,003). Не было никакой разницы между этими двумя группами по частоте госпитализации в отделение интенсивной терапии. Кроме того, не было обнаружено различий в частоте госпитализации между подгруппой мужчин с гипогонадизмом, получавшими терапию тестостероном, и мужчин с нормальным уровнем тестостерона. В обеих группах чаще госпитализировались пожилые мужчины и лица с иммунодефицитом.
Частота госпитализаций в когорте увеличивалась при концентрации тестостерона менее 200 нг/дл. Из 32 мужчин, получавших терапию андрогенной депривации при раке предстательной железы, 56% были госпитализированы из-за COVID-19, а 9% были госпитализированы в отделение интенсивной терапии.
Средние концентрации тестостерона у мужчин, получавших терапию тестостероном, были аналогичны таковым у мужчин с эугонадизмом. Из группы, получавшей терапию тестостероном, 24% имели субнормальную концентрацию тестостерона. Шансы на госпитализацию с COVID-19 были увеличены у мужчин с субнормальным уровнем тестостерона, получавших терапию, по сравнению с мужчинами с нормальной концентрацией тестостерона во время терапии (P = 0,003).
На основании этих данных авторы пришли к выводу о том, что низкий уровень тестостерона следует рассматривать как фактор риска госпитализации с COVID-19. Однако, они отметили, что что еще слишком рано рекомендовать терапию тестостероном в качестве метода предотвращения госпитализации из-за COVID-19 и других острых заболеваний. Дальнейшие исследования должны выяснить, может ли тестостерон оказывать благотворное влияние при инфицировании COVID-19.