Гематология: обзор зарубежных новостей. Октябрь-2023

Приветствуем всех коллег-гематологов в нашем блоге. Предлагаем вам ознакомиться с небольшой подборкой зарубежных новостей за октябрь.

1. A possible new treatment for acute myeloid leukemia (University of Oslo)

Авторы исследования, опубликованного в журнале Nature Cancer, описывают Т-клеточный рецептор, который распознает мутацию, общую для подгруппы пациентов с острым миелолейкозом (ОМЛ). Полученные результаты дают надежду на разработку нового эффективного препарата с использованием Т-клеток, оснащенных терапевтическим Т-клеточным рецептором, "запрограммированным" на уничтожение лейкозных клеток.

В настоящее время не существует одобренной иммунотерапии ОМЛ, за исключением трансплантации стволовых клеток, которая является методом лечения с потенциально опасными для жизни побочными эффектами.

Исследователи предоставили важное доказательство концепции о том, что Т-клетки с Т-клеточным рецептором (TCR), нацеленные на мутации, общие для пациентов, могут быть привлекательным терапевтическим вариантом при ОМЛ.

"Почти все мутации уникальны для отдельной раковой опухоли и пациента, и поэтому целенаправленное лечение должно быть адаптировано к каждому отдельному пациенту. Мы также знаем, что многие мутации существуют только в некоторых раковых клетках, что позволяет другим раковым клеткам избежать лечения. Кроме того, лишь немногие мутации распознаются иммунными клетками», - объясняет ведущий автор. Однако некоторые редкие мутации являются общими для подгрупп пациентов. Авторы исследования были заинтересованы в изучении потенциала использования таких мутаций в качестве мишеней для иммунотерапии.

Одним из генов, который часто мутирует при ОМЛ, является FLT3, который может способствовать ускорению развития заболевания. Авторы идентифицировали Т-клеточный рецептор, который распознает эту мутацию, а затем исследователи продемонстрировали, что он безопасен. После этого они показали, что Т-клеточный рецептор эффективно уничтожал лейкозные клетки в нескольких моделях заболевания. Такие данные для TCR-T-клеток или CAR-T-клеток редки в полевых условиях.

Лечение оказалось высокоэффективным в уничтожении мутировавших лейкозных клеток всего за две недели.

2. FDA approves Tibsovo for treatment of advanced myelodysplastic syndromes (Amorosi D.)

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрило ивосидениб для лечения некоторых взрослых с рецидивирующими или рефрактерными миелодиспластическими синдромами.

Показания относятся к применению препарата у взрослых, у которых имеются чувствительные мутации в изоцитратдегидрогеназе (IDH1), выявленные с помощью одобренного FDA сопутствующего диагностического теста. Ивосидениб (Tibsovo, Servier) — ингибитор IDH1 — является первой таргетной терапией, одобренной для лечения рецидивирующего или рефрактерного IDH1-мутантного миелодиспластического синдрома (МДС), и ранее был одобрен для лечения нескольких других IDH1-мутантных опухолей.

“До [этого решения] не было одобренных таргетных методов лечения, доступных [пациентам с рецидивирующим или рефрактерным МДС], несущим мутацию IDH1”, - отметил представитель компании-производителя.

FDA одобрило препарат на основании результатов исследования фазы 1 (AG120-C-001; NCT02074839). В открытом многоцентровом исследовании приняли участие 18 взрослых с рецидивирующим или рефрактерным МДС, несущим мутацию IDH1, которая была определена путем локального тестирования периферической крови или костного мозга и ретроспективно подтверждена с помощью анализа IDH1 в реальном времени.

Участники исследования ежедневно получали ивосидениб перорально в дозе 500 мг в течение 28-дневных циклов до тех пор, пока у них не наблюдалось прогрессирования заболевания, неприемлемой токсичности или не проводилась трансплантация гемопоэтических стволовых клеток.

Результаты показали, что частота полной ремиссии составила 38,9% (95% ДИ 17,3-64,3), при этом все наблюдаемые реакции были отмечены как полные ответы на терапию. Медиана продолжительности ответа не была достигнута на дату окончания исследования (диапазон от 1,9 до 80,8 месяцев). Исследователи также сообщили, что среднее время до полной ремиссии составило 1,9 месяца (диапазон от 1 до 5,6).

Шесть из 9 пациентов (67%), зависевших от переливания эритроцитов или тромбоцитов до начала терапии, стали независимыми от переливания крови после 56 дней базового лечения. Между тем, у 7 из 9 (78%) пациентов, не зависевших от переливания крови до начала терапии, это состояние сохранялось в течение 56 дней после базового лечения ивосиденибом.

Наиболее частыми нежелательными явлениями, связанными с применением ивосидениба, были желудочно-кишечная токсичность, артралгия, повышенная утомляемость, кашель, миалгия и сыпь. Информация о назначении ивосидениба также включает в себя предупреждение о риске развития опасного для жизни или фатального дифференцировочного синдрома у пациентов, получающих терапию по поводу острого миелоидного лейкоза или МДС.

3. Breastfeeding may reduce risk of leukemia in children (Aditi)

Острый лейкоз (ОЛ) является наиболее распространенным типом рака у детей в возрасте до 15 лет в большинстве популяций. По имеющимся данным, стандартизированный по возрасту уровень заболеваемости лейкозом в мире составляет 46,4 на миллион в год у детей в возрасте 0-14 лет и 28,5 на миллион у подростков в возрасте 15-19 лет

В последние годы было замечено, что заболеваемость детским раком растет. Многие факторы риска неизвестны, за исключением воздействия ионизирующего излучения, химических веществ, таких как бензол, химиотерапии и т.д. Согласно недавнему исследованию, грудное вскармливание защищает от риска развития острого лейкоза.

Это исследование “Факторы питания в раннем возрасте и риск развития острого лейкоза у детей: систематический обзор и мета-анализ”, проведенное Кинтоссоу и соавт., было недавно опубликовано в журнале Nutrients.

Целью этого систематического обзора и мета-анализа было обобщение фактических данных, касающихся питания в раннем возрасте, назначения витамина К новорожденным и риска развития острого лейкоза.

С использованием PubMed и Web of Science были выявлены эпидемиологические исследования, опубликованные до июня 2023 года, в которых оценивались связанные с питанием факторы риска развития острого лейкоза у детей.

В ходе исследования оценивались 37 исследований типа "случай-контроль". Исходами были острый лимфобластный лейкоз (ОЛЛ) и острый миелоидный лейкоз (ОМЛ). Контрольными участниками были здоровые дети и подростки.

Основные выводы исследования можно резюмировать следующим образом:

• Грудное вскармливание защищает от острого лимфобластного лейкоза с коэффициентом вероятности 0,85.
  • Грудное вскармливание снижало риск ОЛЛ на 15% (мета-анализ 9 исследований "случай-контроль", 6400 случаев и 17 642 контрольных группы).
  • Самая сильная связь была зафиксирована при грудном вскармливании продолжительностью 7-12 месяцев.
  • Грудное вскармливание снижало риск ОМЛ на 17% (мета-анализ 4 исследований "случай-контроль").
  • Не было обнаружено связи между рационом питания в раннем возрасте/приемом витамина К новорожденным и острым лейкозом у детей.

Авторы резюмировали: “Мы обнаружили защитную роль грудного вскармливания при остром лейкозе у детей и можем рекомендовать его в качестве фактора, способствующего профилактике детского лейкоза”. Тем не менее, они считают, что необходимо провести больше исследований по разработке экономически эффективных, основанных на фактических данных профилактических стратегий борьбы с острым лейкозом у детей.

4. Dietary selenium may help fight acute myeloid leukemia, researchers report (Gill C.)

Диеты, обогащенные селеном, могут помочь предотвратить миелоидный лейкоз, и новое исследование, проведенное учеными из Колледжа сельскохозяйственных наук штата Пенсильвания, описало механизм, с помощью которого это происходит. По словам исследователей, результаты, опубликованные в Cell Reports, в конечном итоге могут помочь разработать лекарственную терапию, направленную на некоторые виды лейкемии, включая острый миелоидный лейкоз (ОМЛ), наиболее распространенный рак крови и костного мозга у взрослых.

Ученые из университета Пенсильвании ранее обнаружили, что добавление в рацион мышей селена стимулировало выработку соединений, известных как циклопентеноновые простагландины, которые, по-видимому, убивают или подавляют стволовые клетки лейкемии. Их последнее исследование показывает, что эти простагландины, называемые CyPGs, связываются с геном GPR44 и активируют его. Этот ген кодирует рецептор, связанный с G-белком, который представляет собой белок на клеточной мембране, передающий сигналы от внеклеточных веществ. Экспрессируясь на лейкозных стволовых клетках, этот рецептор сигнализирует клеткам о запрограммированной гибели.

Чтобы проверить гипотезу о том, что GPR44 играет определенную роль в индуцированной селеном гибели лейкозных стволовых клеток, исследовательская группа пересадила лейкозные стволовые клетки от мышей, лишенных GPR44, мышам, клетки которых имели рецептор GPR44. Перед трансплантацией группам этих мышей давали рацион с различным количеством дополнительного селена. Затем команда наблюдала, прогрессировало ли заболевание в различных группах, и насколько быстро оно прогрессировало.

В результате, мыши с рецептором GPR44, получавшие добавки селена, имели значительно лучшие результаты, чем те, у которых рецептор был удален. Авторы также отметили, что, хотя CyPGs индуцировали гибель стволовых клеток лейкемии, они не оказывали никакого влияния на нормальные кроветворные стволовые клетки в костном мозге, что потенциально делает этот режим лечения безопасным и создает перспективу восстановить с его помощью нормальное кроветворение.

По мнению исследователей, экспрессия GPR44 на лейкозных клетках может быть биомаркером агрессивности лейкоза и того, будут ли клетки пациента реагировать на простагландины и потенциально связанные с ними методы лечения.

На этом обзор завершаю. До новых встреч.

1. University of Oslo. A possible new treatment for acute myeloid leukemia // Medical Xpress (02.10.2023)