Новости
Гастроэнтерологическая симптоматика лонг-ковида: частота, причины, проявления
- 02.06.2021
- 1417
Желудочно-кишечные симптомы и хроническая усталость могут сохраняться в течение нескольких месяцев после излечения от COVID-19 - свидетельствуют результаты недавнего когортного контролируемого исследования, обзор которых был недавно опубликован на медицинском портале MDedge1.
Как известно, желудочно-кишечные симптомы относительно часть встречаются в остром периоде коронавирусной инфекции. Наиболее частым желудочно-кишечным симптомом, связанным с SARS-CoV-2, является диарея, которая встречается от 4% до почти 40% пациентов. Однако данные о долгосрочных желудочно-кишечных симптомах SARS-CoV-2 остаются скудными.
Авторы публикации ссылаются на результаты неконтролируемого когортного исследования, проведенного в Китае. Согласно полученным данным, через 3 месяца после инфицирования коронавирусом потеря аппетита, тошнота, кислотный рефлюкс и диарея наблюдались у 15% -24% пациентов. В другом когортном исследовании в Китае диарея и рвота были зарегистрированы у 5% пациентов через 6 месяцев после заражения COVID-191. Результаты анализа баз данных Министерства по делам ветеранов США, недавно опубликованные в журнале Nature, охватило более 73 000 пациентов. Среди выживших после COVID-19 исследователи выявили увеличение частоты заболеваний пищевода, болей в животе, диареи и синдрома раздраженного кишечника, а также возрастание использования слабительных, антагонистов гистаминовых рецепторов и антисекреторных препаратов. Обзор результатов этого исследования был недавно опубликован на медицинском портале Medscape2.
Тяжелая вспышка в Миланском регионе в начале пандемии COVID-19 предоставила “уникальную возможность” оценить долгосрочное влияние инфекции на желудочно-кишечные и внекишечные соматоформные симптомы, отметил д-р Новьелло, один из авторов обсуждаемого исследования1.
Авторы проанализировали результаты он-лайн опроса 177 лиц с подтвержденной инфекцией SARS-CoV-2 и 201 лица из контрольной группы (не болевшими коронавирусной инфекцией). Между моментом заражения SARS-CoV-2 и заполнением анкет прошло в среднем 4,8 месяца.
В результате было установлено, что в острой фазе коронавирусной нфекции наиболее распространенным желудочно-кишечным симптомом была диарея – ее наличие отметили примерно 50% пациентов SARS-CoV-2 по сравнению с 20% контрольной группы.
Через 3-5 мес. после выздоровления у части пациентов желудочно-кишечные симптомы сохранялись. Стойкие симптомы включали жидкий стул, измеренный по бристольской шкале стула, встречающийся у 17,8% лиц, перенесших атипичную пневмонию (SARS-CoV-2), но только у 9,3% лиц из контрольной группы1.
По словам доктора Новиелло, долгосрочные последствия инфекции SARS-CoV-2 могут быть более серьезными у людей, которые испытывали диарею во время острой инфекции. Исследователи отметили, что сообщения о синдроме раздраженного кишечника и жидком стуле значительно чаще регистрировались у людей, инфицированных SARS-CoV-2, у которых была диарея в острой фазе, по сравнению с теми, кто не испытывал диареи. Кроме того, у пациентов, испытывавших диарею во время инфекции SARS-CoV-2, после выздоровления были значительно выше показатели соматоформных расстройств, и сообщения о головной боли, боли в спине и хронической усталости отмечались значительно чаще
В целом, примерно через 5 месяцев после заражения SARS-CoV-2 относительный риск выявления жидкого стула, соматизации и хронической усталости был примерно в два - три раза выше по сравнению с лицами, которые не были инфицированы.
“Основываясь на наших данных, хроническая усталость, желудочно-кишечные и соматоформные симптомы могут иметь общее постинфекционное происхождение, и на них следует обращать особое внимание при наблюдении за пациентами с SARS-CoV-2”, - отмечают исследователи1.
Какова же взаимосвязь между SARS-CoV-2 и желудочно-кишечными симптомами?
В настоящее время известно, что вирусные, бактериальные и протозойные инфекции желудочно-кишечного тракта являются фактором риска развития функциональных расстройств, включая синдром раздраженного кишечника (СРК), функциональную диспепсию и хроническую усталость, отметил доктор Новиелло. Соответственно, результаты настоящего исследования свидетельствуют о том, что SARS-CoV-2 также “может повлиять на ось мозг-кишечник в долгосрочной перспективе”, - написали авторы в аннотации к исследованию1.
Вполне вероятно, что инфекция SARS-CoV-2 может быть триггером для более длительных желудочно-кишечных симптомов, особенно с учетом предыдущих доказательств, связывающих инфекции и симптомы СРК, или постинфекционного СРК1.
В свою очередь, D.A. Johnson в своем обзоре, опубликованном на портале Medscape, напоминает, что вирус COVID-19, поражает желудочно-кишечный тракт через рецепторный участок ангиотензинпревращающего фермента 2, который имеется как в дыхательных путях, так и в энтероцитах желудочно-кишечного тракта. Имеются доказательства не только того, что вирус SARS-CoV-2 может быть обнаружен в кале, но и того, что инфекция может происходить через фекально-оральную передачу на животных моделях. Учитывая, что кишечная нервная система прямо или косвенно поражена вирусом SARS-CoV-2, это потенциально приводит к дисфункции кишечника, связанной с дисбактериозом. В свою очередь, развитие дисбактериоза связано с усилением воспалительной реакции, или развитием так называемых цитокиновых штормов, в результате чего отмечается рост концентрации медиаторов воспаления2.
Автор отмечает, что дисбактериоз связан с повышенным риском, по крайней мере, инфекционного энтерита с функциональными заболеваниями, такими как синдром раздраженного кишечника. По его мнению, в совокупности эти данные свидетельствуют о том, что это воспаление и дисбактериоз могут привести к ряду ЖКТ-симптомов у пациентов с коронавирусной инфекцией. При этом остается вопрос, связаны ли эти симптомы только с COVID-19, и/или использованием антибиотиков, противовирусных препаратов или любого другого лечения, которое пациенты получали в период госпитализации. Также еще предстоит выяснить, можно ли лечить эти проявления путем воздействия на микробиом кишечника.
По мнению автора, следует ожидать волну функциональных расстройств ЖКТ после COVID-19. Причем клиницистам следует помнить, что они могут проявиться не только у пациентов с доказанным COVID-19, но также, возможно, у тех, кто, вероятно, был инфицирован COVID-19, но не проходил диагностическое тестирование, поскольку единственными симптомами заболеваниями были именно ЖКТ-симптомы (и, соответственно, их не связывали с COVID-19)1.
Отметим, что изложенные гипотезы развития ЖКТ-симптоматики у пациентов с «лонг-ковидом» весьма сходны, но наряду с ними, вероятно, имеются и другие. Очевидно, по мере появления результатов новых исследований наши знания о механизмах развития гастроэнтерологических симптомов у пациентов с COVID-19 будут пополняться, что, в свою очередь, послужит основанием для разработки новых гипотез (либо уточнения уже имеющихся).