количество зарегистрированных пользователей: 68087

Rumedo Медицинский образовательный портал

МЕДИЦИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Академия инновационного образования

Новости

Функциональная диагностика: обзор отечественных публикаций. Май

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой обзор отечественных публикаций за последние месяцы.

1. МРТ и электрокардиостимуляторы: современное состояние проблемы (Васюков С.С., Кузьменков Д.В., Устюжанин Д.В., Шария М.А.).

Авторы первой в сегодняшнем обзоре статьи обратились к проблеме проведения МРТ у пациентов с имплантированным кардиостимулятором (ЭКС)1. Во введении они отмечают, что имплантированный кардиостимулятор до недавнего времени являлся абсолютным противопоказанием к проведению МРТ вне зависимости от области исследования. То есть после установки кардиостимулятора пациенты лишались возможности в течение всей жизни, в случае необходимости, получать ту диагностическую информацию, которую предоставляет МРТ. Однако, в последние годы, были разработаны и внедрены в клиническую практику новые типы имплантируемых устройств, которые совместимы с МРТ, что позволяет провести обследование данной категории пациентов, в том числе МР-исследование сердца.

В обзоре авторы освещают вопросы безопасности проведения МРТ у пациентов с имплантированными МР-совместимыми электрокардиостимуляторами, рассмотрены особенности проведения, отличия от рутинной процедуры, проанализированы качество и интерпретируемость получаемых изображений как в зоне имплантации собственно ЭКС, так и в области электродов. В частности, они обращают внимание на то, что перед проведением процедуры МРТ любой МР-совместимый ЭКС должен быть перенастроен в специальный защитный режим, который заключается в проведении асинхронной стимуляции сердца с определенной частотой и увеличенной амплитудой стимулов. Также сама процедура МРТ пациентам с ЭКС проводится с дополнительными мерами предосторожности – необходим постоянный контроль гемодинамики у пациента (мониторирование ЭКГ, пульсоксиметрия, мониторирование артериального давления), персонал кабинета МРТ должен быть готов к экстренной остановке томографа и проведению реанимационных мер. После завершения процедуры МРТ ЭКС должен быть проверен на предмет дисфункции и переведен обратно в обычный режим работы.

2. Роль перфузионной компьютерной томографии печени в оценке гемодинамики у пациентов с компенсированным циррозом печени и наличием сахарного диабета 2-го типа. Пилотное исследование (Сташук Г.А., Мойсюк Я.Г., Смирнова Д.Я., Сумцов О.В.).

Авторы следующей статьи изучили взаимосвязь между заболеваниями печени и нарушениями метаболизма глюкозы2. По их мнению охарактеризовать негативное воздействие механизмов инсулинорезистентности на измененную вследствие цирроза печеночную паренхиму можно с помощью КТ-перфузии печени – метода, позволяющего оценить гемодинамические нарушения в ткани печени.

В ходе пилотного исследования авторами было установлено, что значения артериальной перфузии и индекса печеночной перфузии у пациентов с компенсированным циррозом печени при наличии сахарного диабета 2-го типа были статистически значимо выше, чем при отсутствии данной патологии (р = 0,007 и р = 0,009 соответственно). Значения портальной и общей перфузии у пациентов с компенсированным циррозом печени при наличии сахарного диабета 2-го типа были статистически значимо ниже, чем при отсутствии данной патологии (р < 0,001 и р = 0,007 соответственно).

На основании полученных данных исследователи пришли к заключению, что КТ-перфузия печени может применяться у пациентов с компенсированным циррозом и наличием сахарного диабета 2-го типа в анамнезе в качестве неинвазивного метода инструментальной диагностики изменений гемодинамики, в том числе в оценке прогрессирования портальной гипертензии и обнаружении в последующем сопутствующих осложнений.

3. Микроультрозвуковое исследование – новые технологии, новые возможности (Митьков В.В., Митькова М.Д., Салтыкова В.Г.).

В кратком иллюстрированном обзоре авторы обсуждают новые ультразвуковые технологии, которые начали активно использоваться в научно-практической деятельности специалистами ультразвуковой диагностики3. В первой части статьи они уточняют ультразвуковую терминологию и, в частности обсуждают термин «микроультразвуковая диагностика». По их мнению, микроультразвуковое исследование – это ультразвуковое исследование в В-режиме, проводимое с использованием датчиков частотой более 20 МГц.

Далее авторами приводится наглядное сопоставление возможностей ультразвукового метода при использовании значительно различающихся частотных диапазонов датчиков – статья иллюстрирована многочисленными фото. Рассматривается связь частоты, осевой разрешающей способности и глубины проникновения ультразвука. Авторы отмечают, что сегодня накоплен определенный материал, чтобы говорить об использовании микроультразвука в качестве технологии, дающей дополнительную значимую диагностическую информацию, при исследовании кожи, слизистой (полость рта), нервов, cуставов, мышц, мягких тканей, предстательной железы, мочевого пузыря и других органов и тканей.

В заключении авторы статьи отмечают, что исследования в этом направлении находятся только на начальном этапе. Мировому ультразвуковому сообществу еще нужно определиться с местом микроультразвукового исследования в рутинной практике. Может быть, сегодняшние огромные надежды не оправдаются, а может быть, распространение датчиков более высокой частоты позволит драматически изменить рутинные диагностические алгоритмы в узких областях.

4. Очаговые артефакты при сцинтиграфии скелета (Миронов С.П., Василенко Е.И., Каралкина М. и др.).

Целью авторов последней в сегодняшнем обзоре статьи было уточнить и систематизировать причины, способные индуцировать очаговые артефакты при сцинтиграфии скелета с 99mTc-пирофосфатом (ПФ), их семиотику, принципы и методические приемы дифференциации от костной патологии4.

Материал и методы. Исследователи проанализировали результаты сцинтиграфии скелета у 1568 пациентов. Сканирование в режиме «все тело» начинали через 3 ч после внутривенного введения радиофармпрепарата (РФП) активностью 740 МБк и проводили в передней и задней проекциях при непрерывном движении стола со скоростью 12 см/мин. При необходимости выполняли досмотр в режиме однофотонной эмиссионной компьютерной томографии с компьютерной томографией.

Результаты. Очаговые артефакты, констатированные у 40 (2,55%) пациентов, по характеру имитируемых ими изменений костной системы были разделены на «холодные» и «горячие». «Холодные» очаги (n = 29) были следствием экранирующего эффекта металлических аксессуаров (10), имплантатов, эндопротезов (18), а также бариевой взвеси в толстом кишечнике (1). «Горячие» очаги» (n = 11) имитировали метастатическое поражение костных структур в результате проекционного эффекта внекостного накопления 99mTc-ПФ (n = 9) или мочевой контаминации (n = 2). «Горячий» очаг в проекции верхнего полюса почки (n = 5) мог быть следствием как каликостаза (n = 3), так и травмы прилежащего ребра (n = 2). Высокий захват 99mTc-ПФ узлом щитовидной железы (n = 3) имитировал «горячий» очаг в боковом отделе шейного позвонка. Аномальное накопление радиофармпрепарата сосковыми зонами удаленной молочной железы проецировалось на задние отрезки ребер. Мочевая контаминация имитировала очаговую патологию костей таза. Дифференцирование очаговой патологии ребер и каликостазов проводилось при досмотре области почек в положении пациента стоя. Для уточнения проекционного соответствия «горячих» очагов использовали программу их «маскировки» (mask in).

Заключение. Анализ причин формирования очаговых артефактов при сцинтиграфии скелета способствует адекватной оценке полученных данных, позволяет выбрать необходимый методический прием их диагностики, избежать ошибочной интерпретации результатов остеосцинтиграфии

На этом сегодняшний обзор завершаю. До новых встреч.

Список литературы:

1. Васюков С.С., Кузьменков Д.В., Устюжанин Д.В., Шария М.А. МРТ и электрокардиостимуляторы: современное состояние проблемы. REJR 2021; 11(1):72-77

2. Сташук Г.А., Мойсюк Я.Г., Смирнова Д.Я., Сумцов О.В. Роль перфузионной компьютерной томографии печени в оценке гемодинамики у пациентов с компенсированным циррозом печени и наличием сахарного диабета 2-го типа. Пилотное исследование. Радиология — практика. 2021; 2 (86): 62-71

3. Митьков В.В., Митькова М.Д., Салтыкова В.Г. Микроультрозвуковое исследование – новые технологии, новые возможности. Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2021; 1: 89-99

4. Миронов С.П., Василенко Е.И., Каралкина М. и др. Очаговые артефакты при сцинтиграфии скелета. Вестник рентгенологии и радиологии. 2021; 102(1): 18-27

Вернуться к новостям