Новости
Фтизиатрия: обзор отечественных публикаций. Июнь
- 11.07.2021
- 924
Сегодня, уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается обзор отечественных публикаций за последние месяцы.
Первые публикации освещают проблему коморбидности туберкулеза и ВИЧ-инфекции.
Авторы первой статьи во введении указывают, что высокая летальность при ВИЧ-ассоциированном туберкулёзе требует повышения заинтересованности всех врачей для раннего выявления различных локализаций туберкулёза на фоне ВИЧ, позволяющего излечить больного.
Целью исследования стало выделение доли мочеполового туберкулёза в структуре специфических поражений у больных ВИЧ-ассоциированным туберкулёзом.
Материалы и методы. Ретроспективно сплошным методом были проанализированы истории 115 умерших пациентов с сочетанием ВИЧ-инфекции и туберкулёза, среди них было мужчин 81,7 ± 3,6% (94). Средний возраст мужчин составил 37,1 ± 27,2 лет, женщин — 31,9 ± 6,3 лет.
Результаты. Средний срок от момента выявления ВИЧ-инфекции до регистрации летального исхода насчитывал 2,8 ± 1,3 лет, от момента диагностики туберкулёза лёгких — 6,96 ± 7,3 лет. У большинства больных ВИЧ-инфекцией регистрировалась стадия вторичных заболеваний (93,1 ± 2,4%). Приём антиретровирусной терапии наблюдался только у 19 (16,5 ± 3,5%) больных.
У умерших пациентов чаще на вскрытии верифицирован диссеминированный туберкулёз лёгких — 52,2 ± 4,7%, милиарный — 7,8 ± 2,5%, инфильтративный — 11,3 ± 3,0%. У больных с диссеминированным и милиарным туберкулёзом лёгких очаги отсева часто наблюдались в селезёнке (71,7 ± 5,8% и 55,6 ± 16,6%) и печени (46,7 ± 6,4% и 33,3 ± 15,7%). Поражение почек обнаружили у 60,0 ± 6,3% пациентов с диссеминированным и у 44,4 ± 16,6% с милиарным туберкулёзом лёгких.
При жизни туберкулёз почек был подтверждён бактериоскопическим исследованием мочи только в трех случаях (2,6 ± 1,5%), а туберкулёз простаты — путём посева секрета простаты на микобактерии туберкулёза (2,6 ± 1,5%); во всех случаях имелось сочетанное поражение: туберкулёз предстательной железы и туберкулёз почек. Туберкулёз лимфатической системы при жизни был диагностирован у 17,4 ± 3,5% больных.
При патоморфологическом исследовании туберкулёз внутригрудных лимфоузлов был выявлен у 37,4 ± 4,5%, внутрибрюшных — у 22,6 ± 3,9%, периферических — у 6,1 ± 2,2%, чаще при милиарном и диссеминированном туберкулёзе лёгких.
Туберкулёзный менингит при жизни и на вскрытии был зарегистрирован у 31-го, менингоэнцефалит — у 32-х больных.
На вскрытии туберкулёз кишечника подтверждён у 9,6 ± 2,7% больных, при жизни он сопровождался обнаружением возбудителя в кале.
Туберкулёз поджелудочной железы выявлен у 2,6 ± 1,5% пациентов, туберкулёзный спондилодисцит — у 1,7 ± 1,2%, туберкулёз миокарда — у 0,9 ± 0,9%, перикарда — у 0,9 ± 0,9% больных.
Заключение. У умерших на поздних стадиях ВИЧ-инфекции диагностируется генерализованный туберкулёз, в структуре которого поражение почек стоит на втором месте, уступая только поражению селезёнки, что должно сформировать настороженность у урологов в плане выявления и диагностики туберкулёза мочеполовых органов у больных ВИЧ-инфекцией.
Автор следующей статьи поставил перед собой цель – выявить влияние кандидоза желудочно-кишечного тракта на неблагоприятный исход у больных туберкулезом в ВИЧ-инфекцией.
Материалы и методы. Было обследовано 363 пациента с туберкулезом и ВИЧ-инфекцией. Первую группу составили 59 человек с неблагоприятным исходом заболевания, вторую – 304 пациента с благоприятным исходом. В работе были использованы клинические, лабораторные, микробиологические и статистические методы.
Результаты. Автором была выявлена группа клинических признаков с наибольшей чувствительностью и специфичностью, связанные с неблагоприятным исходом туберкулеза у пациентов с ВИЧ-инфекцией (таблица)
Признак |
Отношение шансов |
Чувствительность |
Специфичность |
Кандидоз ЖКТ |
14,7 |
72,9% |
84,5% |
Одышка |
15,6 |
79,7% |
79,9% |
Гепатомегалия |
15,9 |
91,5% |
59,5% |
Снижение аппетита |
17,0 |
69,5% |
88,2% |
Похудание |
18,8 |
72,9% |
87,5% |
Жидкий стул |
25,4 |
40,7% |
97,4% |
Лихорадка |
26,8 |
93,2% |
66,1% |
В заключении автор резюмирует, что кандидоз ЖКТ – важный предиктор неблагоприятного исхода у больных туберкулезом с ВИЧ-инфекцией, в 14,7 раз повышающий риск неблагоприятного исхода по сравнению с лицами без кандидоза ЖКТ.
Авторы следующей статьи обратились к проблеме лечения туберкулеза у пациентов с ВИЧ-инфекцией.
Целью их исследования стала оценка ближайших и отдаленных результатов оперативного лечения по поводу туберкулеза (ТБ) у пациентов с сочетанием ТБ и ВИЧ-инфекции.
Материалы и методы. Было проведено хирургическое лечение 106 пациентам: 64 больным по поводу ТБ легких (резекционные операции ‒ в 81,2%, торакопластики ‒ в 18,8%), 36 больным по поводу туберкулезного спондилита (резекции тел позвонков в сочетании с передним спондилодезом) и 6 пациентам по поводу ТБ головного мозга (удаление туберкулезных образований под нейронавигационным контролем). Оценивалось наличие осложнений в послеоперационном периоде, рецидивов ТБ в отдаленном периоде.
Результаты. Тяжелые и нагноительные осложнения в послеоперационном периоде у больных с ВИЧ-и/ТБ легких и ВИЧ-и/ТБ головного мозга отсутствовали. У больных ВИЧ-и/ТБ спондилитом осложнения зарегистрированы в 4/36 (11,1%) случаях: у 2/4 – нагноение после[1]операционной раны и у 2/4 – лигатурные свищи. Рецидива ТБ не отмечено после резекции легких у 45 из 45 доступных наблюдению пациентов, после торакопластики у 10 из 12, после операций при туберкулезном спондилите – у 25 из 27 и туберкулезе головного мозга – у 5 из 6.
Заключение. Приведенные данные свидетельствуют о возможности проведения успешных операций для лечения ТБ у ЛЖВ. При этом важным фактором является отбор пациентов с учетом их иммунного статуса, особенно это касается резекционных операций на легких и соблюдения условий, показаний и алгоритмов противотуберкулезной химиотерапии.
Авторы последней в сегодняшнем обзоре статьи осветили возможности применения фотодинамической терапии в лечении эмпиемы плевры туберкулезной этиологии.
Во введении они напоминают, что эффективность излечения туберкулезной эмпиемы плевры (ТЭП) при наличии бронхоплеврального свища снижается до 20-25%, что определяет эту патологию как предиктор летального исхода. Для повышения эффективности лечения разработан способ местной санации ТЭП с использованием антимикробной фотодинамической терапии (ФДТ). Методика, основанная на генерации радикалов кислорода при взаимодействии фотосенсибилизаторов и квантов света, которые инактивируют Mycobacterium tuberculosis и гноеродную флору.
Материалы и методы. Для оценки санирующей и антимикробной эффективности ФДТ было выполнено 96 процедур у 16 пациентов (в 14 случаях ТЭП осложнялась бронхоплевральным свищом, в 10 случаях возникла после хирургического лечения туберкулеза легких). После интраплевральной инстилляции препарата фталоцианин алюминия 0,5 мг проводили облучение всех стенок полости эмпиемы лазерным излучением с длиной волны 662 нм и плотностью световой дозы 30-100 Дж/см2.
Результаты. Лечебные эффекты ФДТ туберкулезной эмпиемы плевры были зарегистрированы в 93,75% случаев (n = 15), причем полный лечебный эффект установлен в 75% наблюдений (n = 12). Авторы также отметили, что ФДТ хронической ТЭП обладает выраженными местными санирующими свойствами, которые представлены антимикробными, антиэкссудативными, противовоспалительными и репаративными эффектами при условии адекватного хирургического дренирования полости эмпиемы.
Реализация успешной ФДТ ТЭП, по их мнению, возможна при любой фазе развития заболевания посредством антимикробного лазерного фотодинамического воздействия на стенки эмпиемы при обязательном аспирационном дренировании полости эмпиемы, а при наличии бронхоплеврального свища – клапанной бронхоблокации просвета свищенесущего бронха с его предварительной эндобронхиальной антимикробной фотодинамической обработкой. Предлагаемый способ лечения, по данным авторов, обеспечивает антимикробный фотодинамический эффект вне зависимости от спектра лекарственной устойчивости МБТ и сопутствующей гноеродной инфекции.
Фотодинамическая деструкция пиогенного слоя в стенках эмпиемы обеспечивает местные противовоспалительные эффекты с выраженным сокращением темпа гнойной экссудации и трансформацией гнойного экссудата в серозный, уменьшением ригидности коллабированного легкого, что способствует уменьшению объема полости эмпиемы плевры с последующим смыканием и адгезией плевральных листков в условиях активного аспирационного дренирования, особенно при клапанной бронхоблокации свищенесущего бронха.
На этом обзор завершен. До новых встреч.