количество зарегистрированных пользователей: 66694

Rumedo Медицинский образовательный портал

МЕДИЦИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Академия инновационного образования

Новости

Есть ли у КНР выбор с политикой "нулевой терпимости"? Главное о пандемии из зарубежных СМИ

Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)

Главная тема недели в зарубежных СМИ — рост заболеваемости COVID-19 в Китае и акции протеста против ограничительных мер. Как сложилась нынешняя ситуация и почему от политики "нулевой терпимости" к коронавирусу нельзя быстро отказаться — в еженедельном обзоре от ТАСС1.

В Китае проходят акции протеста против антиковидных ограничений. С самого начала пандемии власти КНР проводят политику "нулевой терпимости" к COVID-19 и до сих пор пытаются полностью остановить распространение коронавируса SARS-CoV-2. Но если отказаться от этой политики сейчас, то заболеют сотни миллионов человек, а число жертв может превысить 2 млн. О сложившейся ситуации и возможных путях выхода пишут Nature, The Guardian, STAT, The New York Times.

Политики "нулевой терпимости" придерживались Австралия, Новая Зеландия, Сингапур и другие страны. Но когда появились вакцины, ограничения для борьбы с COVID-19 постепенно ослабили. В Китае же до сих пор в порядке вещей массовые карантины и обязательное тестирование. Вернуться к привычной жизни не получается, зато число зарегистрированных смертей от COVID-19 за три года едва превысило 5 тыс.

Даже если бы власти КНР захотели отказаться от политики "нулевой терпимости", сделать это было бы непросто. В стране распространяется одна из разновидностей варианта коронавируса "омикрон". Суточное число выявленных случаев 29 ноября достигло максимума за все время — 71 тыс.

За день до этого компания Airfinity опубликовала результаты компьютерного моделирования. Ее специалисты попытались спрогнозировать, что будет, если в материковом Китае произойдет то же, что весной пережил Гонконг с приходом "омикрона" BA.1 (в Гонконге тоже долго проводили политику "нулевой терпимости"). По оценке Airfinity, отмена ограничений может привести к 167–279 млн случаев заражения и 1,3–2,1 млн смертей. Согласно весенним расчетам другой команды, умереть могут 1,6 млн человек.

Так как большинство китайцев не болело, иммунитет есть в основном у тех, кто привился. Но для вакцинации использовали препараты с инактивированным ("убитым") SARS-CoV-2. Их эффективность сравнительно низка, а прививаются ими неохотно. Причин несколько: долго о вакцинах было мало что известно, риск заразиться оставался невелик, изначальная стратегия заключалась в том, чтобы защитить пожилых, вакцинировав как можно больше молодых, а врачи опасаются делать прививки людям с хроническими болезнями. В результате только 69% китайцев в возрасте от 60 лет и 40% в возрасте от 80 лет получили три дозы, как рекомендует Всемирная организация здравоохранения. Многие ревакцинировались 9–12 месяцев назад, а значит, их иммунитет значительно ослаб.

Резкий рост заболеваемости способен перегрузить систему здравоохранения. По одной оценке, с долей привитых, как в марте 2022 года, на пике волны потребовалось бы в 15 раз больше коек в палатах интенсивной терапии, чем имеется. С тех пор вакцинированных стало больше, но этого недостаточно. Об этой проблеме упоминали даже китайские государственные СМИ.

Распространение настолько заразного варианта коронавируса, как "омикрон", также может поспособствовать дальнейшей эволюции и привести к появлению разновидностей, которые еще лучше передаются между людьми. Затем эти разновидности могут проникнуть в другие страны. Впрочем, поскольку у китайцев в основном слабый иммунитет к SARS-CoV-2, давление отбора, по идее, невелико: вирусу и так легко инфицировать людей.

Помимо новых вариантов SARS-CoV-2, всплеск заболеваемости в Китае может создать остальному миру еще одну проблему — перебои с поставками. Некоторые крупные компании уже испытывают трудности. Среди прочего Китай выпускает много лекарств и экспортирует компоненты для их производства. Так, 153 жизненно необходимых препарата, которые применяются в США, либо сделаны в Китае, либо синтезируются из китайских прекурсоров.

Очевидный выход из положения не просматривается. Власти КНР пытаются подстегнуть вакцинацию (в работе, где число возможных жертв после отмены ограничений оценено в 1,6 млн, сказано, что третья доза для всех жителей в возрасте от 60 лет позволила бы сократить потери примерно на 1 млн человек). Они разворачивают пункты, где можно сделать прививку, направляют медиков в дома престарелых и по квартирам. Вакцинация по-прежнему остается добровольной. Дополнительным стимулом могли бы стать послабления для тех, кто привьется.

В сентябре была разрешена для применения назальная векторная вакцина, она доступна в некоторых крупных городах. Правда, данные о ее эффективности еще не получены. Также китайские компании проводят клинические исследования препаратов, переделанных под "омикрон", и мРНК-вакцин.

Еще к всплеску заболеваемости можно было бы накопить запасы противовирусных лекарств, подготовить больше медиков и мест в больницах. Высвободить ресурсы позволила бы отмена правила, согласно которому люди с подтвержденным диагнозом должны сидеть на карантине не дома, а в специальных учреждениях. Контактировавших с ними лучше не отправлять следом, если экспресс-тест дал отрицательный результат. Наконец, больные в Китае стигматизированы, а с COVID-19 связаны необоснованные страхи. Это не значит, что коронавирусная инфекция — пустяк, но информировать о ней жителей стоит не так, как сейчас.

Опрошенные эксперты считают, что в долгосрочной перспективе политика "нулевой терпимости" несостоятельна, ведь она не предполагает "выход" из пандемии. Хотя в некоторых китайских городах власти ослабили ограничения, вряд ли Китай поменяет стратегию в ближайшем будущем.

Список литературы:

1. Кузаев М. Есть ли у КНР выбор с политикой "нулевой терпимости"? Главное о пандемии из зарубежных СМИ // ТАСС (02.12.2022)

Вернуться к новостям