Новости
Эндокринология: обзор зарубежных новостей. Сентябрь-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 21.09.2023
- 559
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаем вашему вниманию обзор зарубежных новостей за сентябрь.
Согласно результатам, опубликованным в журнале Diabetologia, физическая активность утром и днем, но не вечером, связана с более низким риском развития диабета 2 типа. “Возможно, взаимосвязь между общей физической активностью и предполагаемым риском развития диабета 2 типа различается в зависимости от времени суток физической активности”, - отметил ведущий автор.
Исследователи получили данные от 93 095 участников без диабета 2 типа, которые были зарегистрированы в Биобанке Великобритании. Взрослым выдавали акселерометр для ношения на доминирующем запястье в течение непрерывного 7-дневного периода. Физическая активность оценивалась в утреннее время, начиная с 6 часов утра до полудня, во второй половине дня - с полудня до 18 часов вечера и вечером с 18 часов вечера до полуночи. Диагноз сахарного диабета 2-го типа был получен из больничных записей. Средний срок наблюдения составил 6,64 года.
После корректировки данных каждый час физической активности, выполняемый утром или во второй половине дня снижал риск развития сахарный диабет 2 типа. Вечерняя физическая активность не была связана со снижением риска развития диабета.
Когда взрослые были разделены на квинтили в зависимости от уровня физической активности, те, кто входил во второй или третий квинтили по физической активности по утрам, имели более низкий риск развития диабета 2 типа, чем те, кто входил в самый низкий квинтиль и практически не занимался физической активностью в это время. У взрослых, относящихся к самому высокому квинтилю физической активности по утрам, риск развития диабета 2 типа был на 38% ниже по сравнению с теми, кто относился к самому низкому квинтилю. У участников из самого высокого квинтиля дневной физической активности риск развития диабета 2 типа был на 27% ниже, а у тех, кто входил в самый высокий квинтиль вечерней физической активности, риск развития диабета 2 типа был на 24% ниже по сравнению со взрослыми из самого низкого квинтиля.
Взрослые, которые занимались умеренной или интенсивной физической активностью, снижали риск развития диабета 2 типа, но снижение риска в течение каждого периода зависело от социально-демографических факторов и образа жизни.
В полностью скорректированном анализе замена 1 часа вечерней физической активности на 1 час утренней была связана со снижением риска развития диабета 2 типа на 6%. Однако, никаких изменений в риске не наблюдалось, когда вечерний час физической активности был заменен дневным часом физической активности.
“Мы обнаружили, что недостаточная частота физических упражнений не была связана с диабетом 2 типа”, - сказал ведущий автор. “В частности, если человек много тренируется в течение одного дня, по сравнению с меньшим количеством упражнений в течение нескольких дней, это не имеет никакого значения для участников этой когорты”. Он также отметил, что необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить, как факторы образа жизни могут влиять на связь между физической активностью и риском развития диабета 2 типа. “На все наши выводы повлияло диетическое поведение и режим сна”, - сказал он. “Эти результаты необходимо проверить в рандомизированной или экспериментальной обстановке, чтобы установить причинно-следственную связь, поскольку многие факторы, такие как режим питания и сна, могут повлиять на результаты”.
2. AAP Advises Against Low-Carb Diet for Children With Diabetes (Pass W.)
Согласно новому клиническому отчету, Американская академия педиатрии рекомендует отказаться от низкоуглеводных диет большинству детей и подростков с сахарным диабетом или подверженных риску его развития.
Ссылаясь на отсутствие высококачественных данных и потенциальные неблагоприятные последствия ограничения потребления углеводов среди молодых людей, авторы предположили, что детям с сахарным диабетом 2 типа следует сосредоточиться на снижении потребления углеводов с низким содержанием питательных веществ, в то время как пациентам с сахарным диабетом 1 типа следует придерживайтесь более широкого ограничения потребления углеводов только под тщательным наблюдением врача.
"Не существует рекомендаций по ограничению потребления углеводов с пищей для снижения риска развития диабета или улучшения исходов диабета у молодежи", - написали исследователи в журнале Pediatrics. "Таким образом, существует необходимость в предоставлении практических рекомендаций для педиатров относительно использования низкоуглеводных диет у пациентов, которые решили придерживаться этих диет, в том числе у пациентов с сахарным диабетом 1 типа и для пациентов с ожирением, преддиабетом и сахарным диабетом 2 типа".
Авторы сначала отметили отсутствие стандартизации в описании различных уровней ограничения потребления углеводов; однако они предложили несколько приблизительных рекомендаций. По сравнению с типичной сбалансированной диетой, которая включает 45-65% калорий из углеводов, умеренно ограничительная диета включает 26-44% калорий из углеводов, в то время как низкоуглеводная диета включает менее 26% калорий из углеводов. Далее по шкале, диеты с очень низким содержанием углеводов и кетогенные диеты требуют 20-50 г углеводов в день или менее 20 г углеводов в день соответственно.
"Исследования, проведенные среди взрослых, свидетельствуют о том, что эти диеты могут быть связаны со значительной потерей веса, снижением уровня инсулина или потребности в инсулине и улучшением контроля уровня глюкозы", - отметили исследователи. "Тем не менее, у молодежи отсутствуют долгосрочные результаты в области безопасности и эффективности таких диет".
Далее они сослались на ряд проблем с безопасностью, включая "замедление роста, дефицит питательных веществ, плохое состояние костей, пищевой кетоз, который невозможно отличить от кетоза, вызванного дефицитом инсулина, и нарушение пищевого поведения… Более того, практика ограничительной диеты может негативно сказаться на психическом здоровье и самооценке и напрямую связана со снижением настроения и усилением чувства тревоги", - пишут авторы.
До тех пор, пока не будет получено больше доказательств, доктор Нейман и его коллеги рекомендовали придерживаться сбалансированной диеты, включая увеличение количества пищевых волокон и сокращение потребления ультрапереработанных углеводов. "Отказ от сладких напитков и соков значительно улучшает уровень глюкозы в крови и контроль веса у детей и подростков", - отметили они. Для детей с сахарным диабетом 1 типа исследователи предположили, что низкоуглеводные и очень низкоуглеводные диеты следует соблюдать только "под пристальным наблюдением команды по лечению диабета с использованием рекомендаций по безопасности".
Исследователи из Oxford Population Health обнаружили, что проблемы с метаболизмом («плохое метаболическое здоровье») могут быть связаны с повышенным риском развития деменции. Эти результаты были получены в ходе исследования, в котором приняли участие более 176 000 человек. Исследование опубликовано в журнале Alzheimer's & Dementia.
Плохое метаболическое здоровье определялось как наличие трех или более из следующих состояний: большая окружность талии, высокий уровень триглицеридов, высокое артериальное давление, высокий уровень глюкозы в крови и низкий уровень холестерина липопротеидов высокой плотности (ЛПВП). Эта группа состояний широко известна как метаболический синдром. Примерно 20-25% взрослых во всем мире живут с метаболическим синдромом, который ранее ассоциировался с повышенным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта и диабета 2 типа.
Исследователи изучили связь между метаболическим синдромом и последующим риском развития деменции, проанализировав данные более чем 176 000 участников исследования британского биобанка. Состояние здоровья каждого участника отслеживалось по их медицинским картам в течение 15 лет. Все участники были в возрасте 60 лет и старше и не страдали деменцией на момент начала исследования, чтобы гарантировать, что в исследование вошли люди с риском развития деменции.
Среди ключевых выводов исследования были следующие:
- В общей сложности у 73 510 участников (42%) был метаболический синдром, когда их данные были собраны в начале исследования;
- Среди пациентов с метаболическим синдромом наиболее распространенным состоянием было высокое артериальное давление (96%), за которым следовали высокий уровень триглицеридов (74%), низкий уровень холестерина ЛПВП (72%), большая окружность талии (70%) и высокий уровень глюкозы в крови (50%).;
- Из 176 249 участников исследования у 5 255 развилась деменция в течение 15-летнего периода;
- Участники с метаболическим синдромом имели на 12% более высокий риск развития деменции по сравнению с участниками, у которых не было метаболического синдрома;
- Наличие большего числа состояний, ассоциированных с метаболическим синдромом, было связано с большим риском развития деменции. Например, наличие четырех или пяти состояний (в любой комбинации) увеличивало риск развития деменции на 19% и 50% соответственно.
Ведущий автор сказал: "Результаты нашего исследования показывают, что раннее выявление и лечение метаболического синдрома потенциально могут снизить риск развития деменции в более позднем возрасте. Метаболический синдром является особенно многообещающей мишенью для профилактики, поскольку каждый из его отдельных компонентов поддается модификации с помощью изменения образа жизни или фармакотерапии. Узнать больше об этой связи крайне важно, особенно учитывая стремительный рост числа случаев деменции во всем мире и ограниченное число доступных в настоящее время эффективных методов лечения".
4. Paltusotine found safe, effective among patients with acromegaly in phase 3 trial (Jacinthlyn S.)
Палтусотин, разработанный компанией Crinetics Pharmaceuticals, продемонстрировал статистически значимые улучшения в показателях первичной и вторичной эффективности у пациентов с акромегалией в ходе 3-й фазы исследования PATHFNDR-1. В ходе этого 36-недельного обследования, включая продление срока годности, палтусотин сравнивался с плацебо у пациентов с редким состоянием избыточной выработки гормона роста (ГР). Ежедневный пероральный прием исследуемого препарата показал значительную способность помогать пациентам с акромегалией поддерживать уровень инсулиноподобного фактора роста (IGF-1).
Согласно заявлению Crinetics, рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование PATHFNDR-1 дало значительные положительные результаты при применении палтусотина. В этом исследовании, которое является одной из двух текущих оценок 3-й фазы ежедневного приема препарата внутрь у пациентов с акромегалией, переходящих от стандартной инъекционной терапии, препарат оценивался у пациентов, ранее получавших монотерапию октреотидом или ланреотидом депо. Из 58 взрослых пациентов, включенных в исследование, первичной конечной точкой была доля пациентов, сохранивших свой уровень IGF-1 после перехода на палтусотин после 36 недель лечения.
Пациенты были рандомизированы либо на прием препарата (n = 30), либо на плацебо (n = 28) в течение периода лечения, и им была предоставлена возможность принять участие в открытой оценке продления приема палтусотина, если они переходили с аналогов соматостатина.
Crinetics сообщила, что 25 (83%) пациентов, получавших палтусотин, достигли первичной конечной точки поддержания уровня IGF-1 максимум в 1,0 раза превышающего верхнюю границу нормы (ВГН), через 36 недель, по сравнению только с 1 (4%) пациентом, получавшими плацебо (Р <.0001).
Кроме того, исследователи наблюдали значительные улучшения в трех ключевых вторичных конечных точках:
- Среднее изменение по сравнению с исходным уровнем IGF-1 (0,04х ВГН против 0,83х ВГН; Р <.0001)
- Среднее изменение по сравнению с исходным показателем в дневнике симптомов акромегалии (-0,6 против 4,6; Р = 0,02)
- Доля пациентов, у которых уровень ГР сохранялся ниже 1,0 нг/мл (20 [87%] против 5 [18%]; Р = .0003).
Данные PATHFNDR-1 также показали, что палтусотин хорошо переносился, при этом сообщений о серьезных нежелательных явлениях среди участников, получавших препарат, не поступало. Наиболее часто отмечаемые побочные эффекты, связанные с лечением, включали артралгию, головную боль, диарею, боль в животе и тошноту, о каждом из которых сообщалось менее чем у 30% пролеченных пациентов.
Руководители Crinetics и исследователи считают, что палтусотин, в случае его одобрения, мог бы обеспечить столь необходимую простую пероральную терапию для пациентов с акромегалией, уменьшив необходимость инъекций. Компания намерена получить одобрение регулирующих органов как можно быстрее, ожидая завершения исследования PATHFNDR-2 в начале следующего года.
Наш обзор завершен. До новых встреч.