Новости
Эндокринология: обзор зарубежных новостей. Июнь-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 20.06.2022
- 933
Приветствуем всех коллег-эндокринологов в нашем блоге. Сегодня предлагаем вам небольшой обзор зарубежных новостей эндокринологии за июнь.
Две первые новости посвящены сахарному диабету.
1. Increased fracture risk in patients using insulin compared to metformin (The Endocrine Society).
У пациентов с диабетом 2 типа отмечается повышенный риск переломов, несмотря на нормальную или высокую минеральную плотность костной ткани, согласно исследованию, представленному на ежегодном собрании Общества эндокринологов ENDO 2022 в Атланте, штат Джорджия.
"Пациенты, принимающие инсулин или сульфонилмочевину, подвергаются высокому риску переломов по сравнению с теми, кто принимает только метформин. Риск может быть выше у пациентов с диабетом, не страдающих ожирением и хорошо контролируемых", - сказал Сон Хе Конг, сотрудник больницы Бунданг Сеульского национального университета в Соннаме, Южная Корея.
Конг и его коллеги признают, что у них уже давно возникла гипотеза о роли антидиабетических препаратов в повышенном риске переломов среди этой популяции пациентов. Однако, изучив лонгитюдные сравнительные исследования, они узнали, что доказательства этих эффектов ограничены.
В свое исследование авторы включили 6 694 пациента в возрасте ≥50 лет, которые принимали одни и те же антидиабетические препараты более года. Они проанализировали риски серьезных остеопоротических переломов и переломов бедра в каждой группе, по сравнению с группой, принимавшей метформин, в качестве эталона.
"Мы обнаружили, что пользователи инсулина были подвержены более высокому риску серьезных остеопоротических переломов и переломов бедра по сравнению с пользователями метформина, а риск у пользователей комбинации инсулина и метформина был снижен (по сравнению с приемом только инсулина)", - сказал Конг.
По мнению авторов, эти результаты свидетельствуют о необходимости регулярной оценки риска переломов у пациентов с сахарным диабетом.
2. Lower Vitamin K2 levels linked to uncontrolled hyperglycemia in type 2 diabetes (BaranwalM.)
Недавнее исследование показало, что уровень витамина К2 в сыворотке крови значительно ниже у пациентов с сахарным диабетом 2 типа (СД2), особенно с неконтролируемой гипергликемией. Результаты, опубликованные в Индийском журнале эндокринологии и метаболизма, указывают на то, что уровень витамина К2 связан с гликемическим статусом у пациентов с СД2.
Предыдущие исследования показали, что витамин К снижает риск развития диабета 2 типа и метаболического синдрома благодаря своей способности улучшать метаболизм глюкозы и чувствительность к инсулину. Мона Юсри Хелми, преподаватель кафедры внутренних болезней медицинского факультета Каирского университета, Египет, провела исследование, направленное на изучение связи уровня витамина К2 с гликемическим статусом у пациентов с сахарным диабетом 2 типа.
В исследование было включено шестьдесят пациентов с СД2. Они были разделены на 2 группы: 30 пациентов с неконтролируемым СД2 (группа I), 30 пациентов с контролируемым СД2 (группа II). 30 пациентов без диабета составили контрольную группу. Авторы задокументировали у пациентов уровень инсулина натощак, уровень витамина К2, уровень глюкозы в крови натощак (ГКТ), модель оценки гомеостаза резистентности к инсулину (HOMA-IR), уровень глюкозы в крови через 2 часа после приема пищи (ГКПП), гликозилированный гемоглобин (HbA1c) и липиды натощак. Рассчитывали индекс массы тела (ИМТ) и измеряли окружность талии (обхват талии).
В результате, исследователи пришли к следующим выводам:
- Между группами наблюдалась очень значительная разница в уровнях витамина К2, составивших 1,61 ± 0,56 нг/мл, 2,04 ± 0,59 нг/мл и 2,96 ± 0,82 нг/мл для групп I, II и III соответственно.
- Среди диабетиков была отмечена отрицательная корреляция между сывороточным уровнем витамина K2 и ГКТ (r -0,428), ГКПП (r -0,319), HbA1c (r -0,268), инсулином натощак (r -0,49), HOMA-IR (r -0,5), общим холестерином (r -0,335) и холестерина ЛПНП (r -0,296).
После статистической обработки данных авторы установили значимость определения сывороточного уровня витамина K2 в качестве биомаркера неконтролируемой гипергликемии при СД2. При этом единственным значимым независимым предиктором уровня витамина К2 в сыворотке крови был показатель ГКТ.
Две следующие новости освещают различные аспекты ожирения.
3. New Incretin Co-agonists Could Change Obesity Therapy (Eckert N.).
Как известно, при лечении ожирения средняя потеря веса от 3% до 5% может быть достигнута за счет классического сочетания принципов здорового питания, увеличения физической активности и изменения образа жизни. При использовании одобренных лекарств этот показатель увеличивается еще на 3-6%. Фармакологическая терапия ожирения все еще не так эффективна, как хирургические вмешательства. "Но не каждый пациент с ожирением хочет делать операцию", - подчеркнул один из авторов исследования. Хирургических возможностей просто недостаточно для примерно 1 миллиона человек, имеющих показания к хирургическому вмешательству в Германии. Однако, фармакотерапия остается краеугольным камнем лечения ожирения, поскольку "это единственный масштабируемый вид лечения; лекарства теоретически могут быть назначены каждому пациенту», - отметил он.
Одним из мощных препаратов этой группы является недавно одобренный в ряде стран семаглутид. В исследовании SCALE было показано, что, наряду с лираглутидом, он способствовал снижению веса на 12% - в сочетании с диетическими ограничениями. В то же время, программа исследований STEP продемонстрировала, что семаглутид примерно в два раза эффективнее в снижении веса, чем лираглутид. На этапе 1 испытуемые, принимавшие семаглутид, потеряли в среднем более 16% веса. "Это приближает нас к хирургическому уровню эффективности", - сказал один из авторолв исследования.
Весьма обнадеживающими для клинической практики выглядят данные, что примерно каждому третьему пациенту удалось сбросить более 20% веса с помощью семаглутида. Этот эффект сравним с бандажированием желудка и, соответственно, прием семаглутида позволяет избежать хирургического вмешательства.
Однако, пациент должен понимать, что такая терапия должна быть пожизненной. Долгосрочные данные по лираглутиду показывают, что снижение веса быстро достигает плато, и вес также быстро увеличивается снова, если прием препарата прекращен. В этом отношении терапия ожирения ничем не отличается от лечения диабета 2 типа или артериальной гипертензии.
Две недели назад двойной агонист рецепторов GLP-1/GIP тирцепатид был одобрен в США для лечения диабета 2 типа. И хотя одобрение на применение этого препарата для терапии ожирения все еще не получено, данные исследований выглядят многообещающими. Маттиас Чоп, научный директор Центра Гельмгольца в Мюнхене, сообщил на Конгрессе по диабету, что с помощью этого двойного агониста была достигнута потеря веса до 23%.В исследовании SURMOUNT-1 более 60% испытуемых достигли целевого показателя снижения веса на 20%. Что касается побочных эффектов, то, по-видимому, "нет существенных различий между двойными и моно-агонистами", добавил Чеп. Таким образом, первые данные указывают на то, что тирцепатид может даже лучше снижать сердечно-сосудистый риск, чем ранее наиболее мощный моно-агонист семаглутид.
Если синергия может быть достигнута с помощью двух таких веществ, естественно, возникает вопрос, что было бы возможно с помощью трех активных веществ. "В течение многих лет мы пытались создать тройной агонист, который фактически воздействовал бы на все три рецептора, включая рецептор глюкагона", - сказал Чеп, которого считают одним из пионеров принципа терапии двойным инкретиновым ко-агонистом.
Этот принцип теперь был применен на практике, и тройной агонист продемонстрировал "беспрецедентный эффект" в отношении снижения массы тела, потребления пищи, жировой массы, уровня глюкозы, инсулина и холестерина в доклинических исследованиях. "Он был почти в два раза лучше, чем двойной агонист, с которым мы его сравнивали", - говорит Чеп.
Неопубликованные данные исследования фазы 1b предполагают, что эти эффекты могут быть воспроизведены у людей. "Я считаю, что будущее терапии ожирения и диабета 2 типа лежит за двойными и тройными агонистами. В какой-то момент моно-агонисты больше не смогут идти в ногу со временем", - добавил он.
4. Surgical weight loss can lower obesity-related cancer, cancer-related mortality (Welsh E.T.).
Исследователи сообщили в JAMA, что среди взрослых с ожирением у тех, кто намеренно сбросил вес с помощью бариатрической хирургии, было значительно меньше случаев рака, связанного с ожирением, и смертности от рака, чем у лиц без операции.
“Бариатрическая хирургия является наиболее эффективным доступным в настоящее время методом лечения ожирения. Пациенты обычно теряют от 20% до 35% массы тела после операции, которая часто сохраняется в течение многих лет”, - написал Али Аминян, хирург в отделении общей хирургии Института бариатрии и метаболизма при клинике Кливленда, Кливленд, и его коллеги. “В нескольких обсервационных исследованиях сообщалось о связи между бариатрической хирургией и снижением риска развития рака”, - отметили они.
В когортном исследовании SPLENDID matched приняли участие 30 318 взрослых (средний возраст 46 лет; 77% женщин), из которых 5053 имели ИМТ 35 кг/м2 или более и перенесли бариатрическую операцию в период с 2004 по 2017 год. Эти пациенты были сопоставлены с 25 265 пациентами с ожирением, которые не подвергались бариатрической операции.
Основным результатом было время для выявления рака, связанного с ожирением, и смертность от рака.
Полученные результаты:
- После медианного периода наблюдения в 6,1 года средняя разница в массе тела между группами через 10 лет составила 24,8 кг, что на 19,2% больше потери веса среди пациентов, перенесших бариатрическую операцию. Во время наблюдения у 96 пациентов, перенесших бариатрическую операцию, и у 780 нехирургических пациентов был выявлен рак, связаный с ожирением (3 против 4,6 случая на 1000 человеко-лет).
- Через 10 лет совокупная частота рака, связанного с ожирением, составила 2,9% среди пациентов, перенесших бариатрическую операцию, и 4,9% среди нехирургических пациентов (Р = 0,002).
- В целом, у 21 хирургического пациента и 205 нехирургических пациентов наблюдалась смертность от рака (0,6 против 1,2 случая на 1000 человеко-лет). Через 10 лет совокупная частота смертности от рака составила 0,8% среди хирургической группы и 1,4% среди нехирургических пациентов (Р = 0,01).
По мнению рецензентов публикации, эти результаты нуждаются в подтверждении в последующих крупных исследования. При этом, если результаты подтвердятся, это позволит распространить преимущества бариатрической хирургии на другую важную область здравоохранения и профилактики - онкологию.
Это была последняя новость сегодняшнего обзора. До новых встреч.
Список литературы:
3. Eckert N. New Incretin Co-agonists Could Change Obesity Therapy // Medscape (15.06.2022)