Новости
Эндокринология: обзор зарубежных новостей. Июнь
- 14.06.2021
- 1151
Приветствуем всех коллег-эндокринологов в нашем блоге. Сегодня предлагаем вашему вниманию небольшую подборку зарубежных новостей за последние месяцы.
1. Obesity Increases Risk for Long-COVID, Study Finds (Melville N.A.).
Начнем с новости, касающейся наиболее актуальной проблемы сегодняшнего дня – пандемии COVID-19. На медицинском портале Medscape недавно был опубликован обзор статьи из журнала Diabetes, Obesity and Metabolism, авторы которой установили, что ожирение, по-видимому, значительно увеличивает риск развития долгосрочных осложнений COVID-19 (или синдрома лонг-ковида).
"Насколько нам известно, в этом исследовании впервые было выдвинуто предположение, что пациенты с умеренным или тяжелым ожирением подвергаются большему риску развития долгосрочных осложнений COVID-19 после стихания острой фазы заболевания", - заявил для прессы ведущий автор исследования Али Аминиан.
В исследование были включены 2839 пациентов с положительным результатом на COVID-19, которые были зарегистрированы в Системе здравоохранения клиники Кливленда в период с марта по июль 2020 года. Все пациенты не нуждались в госпитализации в отделение интенсивной терапии и пережили начальную фазу COVID-19. Исследователи оценивали 3 показателя возможных долгосрочных осложнений COVID-19: госпитализация, смерть и необходимость диагностических медицинских тестов — которые появились через 30 дней или более после первого положительного теста на COVID-19.
В результате было установлено, что в течение 10 месяцев с момента инфицирования COVID-19, у 44% пациентов возникла необходимость в госпитализации, а 1% умерли.
При этом потребность в диагностических тестах после заражения была на 25% выше у лиц с умеренным ожирением (ИМТ 35-39,9) и на 39% выше у лиц с тяжелым ожирением (ИМТ >40) по сравнению с лицами с ИМТ 18,5-24,9. В частности, лица с ожирением чаще нуждались в обследовании состояния сердца, легких и почек; а также в обследовании по поводу желудочно-кишечных или эндокринных расстройств, либо заболеваний крови, проблем с психическим здоровьем после инфекции COVID-19. Однако, ожирение не было связано с более высоким риском смерти в течение периода наблюдения.
По мнению авторов, полученные данные свидетельствуют о том, что последствия ожирения выходят за рамки острого периода инфекции и влияют на риск развития долгосрочных симптомов COVID-19. "Результаты этого исследования, вероятно, можно объяснить такими механизмами, развивающимися у пациентов с ожирением, как гипервоспаление, иммунная дисфункция и сопутствующие заболевания", - сказал отметил один из авторов исследования.
2. Daily fruit consumption may lower type 2 diabetes risk (Schaffer R.).
На медицинском портале Healio несколько дней назад были опубликованы результаты исследования, согласно которым у взрослых людей, которые едят две порции фруктов в день, на 36% меньше шансов развития диабета 2 типа в течение 5 лет наблюдения по сравнению с теми, кто ест менее половины порции фруктов в день.
“Мы обнаружили корреляцию между потреблением фруктов и маркерами чувствительности к инсулину, а это означает, что люди, потреблявшие больше фруктов, должны были вырабатывать меньше инсулина, чтобы снизить уровень глюкозы в крови”, - говорит один из исследователей. “Это важно, потому что гиперинсулинемия может повредить кровеносные сосуды и связана не только с диабетом, но и с высоким артериальным давлением, ожирением и сердечными заболеваниями”.
В наблюдательном исследовании авторы проанализировали данные 7 675 взрослых, включенных в австралийское популяционное исследование распространенности диабета и связанных с ним факторов риска, с 1999 по 2000 год (45% мужчин; средний возраст 54 года). Участники заполняли опросники по частоте ежедневного употребления разных видов пищи, включая вопросы о потреблении фруктов и фруктовых соков в течение 12 мес., предшествовавших обследованию. При этом исследователи оценивали как общее потребление фруктов, так и потребление отдельных фруктов и фруктового сока.
Исследователи стратифицировали участников по медианным квартилям общего ежедневного потребления фруктов: от 53 г до 75 г в день (квартиль 1; n = 1,920); от 109 г до 137 г в день (квартиль 2; n = 1,920); от 203 г до 253 г в день (квартиль 3; n = 1,918); и от 325 г до 448 г в день (квартиль 4; n = 1,917).
В результате, наиболее часто потребляемыми фруктами в выборке были яблоки (23%), за ними следовали бананы (20%), апельсины и другие цитрусовые (18%). Все остальные фрукты составили менее 8% от общего потребления фруктов. Среднее общее потребление фруктов составило 162 г в день.
Из 4674 участников в течение 5-летнего наблюдения диабет 2 типа был зафиксирован у 179 человек. Из 3518 участников в течение 12-летнего наблюдения диабет 2 типа был диагностирован уже у 247 человек.
Исследователи обнаружили, что общее потребление фруктов отрицательно коррелировало с сывороточным уровнем инсулина и обновленной моделью гомеостаза (HOMA2) оценки инсулиновой функции бета-клеток. При этом оно положительно коррелировало с HOMA2 чувствительности к инсулину на базовом уровне. По сравнению с участниками с самым низким потреблением фруктов (квартиль 1), у участников с умеренным общим потреблением фруктов (квартиль 3) шансы заболеть диабетом 2 типа в течение 5 лет были на 36% ниже.
Ассоциации с 12-летними исходами не были статистически значимыми. “Коэффициенты шансов указывают на более низкие шансы развития диабета при умеренном или высоком потреблении фруктов, яблок, апельсинов и других цитрусовых, а также бананов, хотя доверительные интервалы были широкими, а ассоциации не были статистически значимыми”, - писали исследователи об ассоциациях в течение 12 лет наблюдения.
При этом они отметили, что не выявили аналогичных закономерностей для фруктовых соков, что, по их мнению, указывает на необходимость отдавать предпочтение цельным фруктам.
В заключении исследователи резюмируют, что здоровая диета и образ жизни, включающий потребление цельных фруктов, являются отличной стратегией для снижения риска развития диабета 2 типа.
3. Even Inactive Thyroid Eye Disease Adversely Impacts Patients (Tucker M.E.).
Симптомы тиреоидной офтальмопатии (ТОП) часто сохраняются даже после стихания после активной фазы заболевания, и многие пациенты продолжают испытывать проблемы с психическим здоровьем и снижением качества жизни – такие результаты одного из исследований были опубликованы на медицинском портале Medscape.
Исследование представляло собой ретроспективный анализ данных медицинской документации, предоставленной 181 американским врачом — эндокринологом и офтальмологом — в общей сложности 714 пациентов с ТОП средней и тяжелой степени. Из них у 281 пациента (39%) была активная ТОП, с оценкой по шкале клинической активности (CAS) 3 или более, и у 307 пациентов (43%) была неактивная ТОП, с оценкой CAS 0 или 1. Пациенты с оценкой CAS 2, не были включены в анализ.
Около двух третей обеих групп составляли женщины, средний возраст которых составлял около 50 лет. На момент обследования доля пациентов с тяжелой ТОП составляла 5% при неактивном заболевании против 25% при активном ТОП (Р < 0,001). Среднее значение CAS составило 0,5 для лиц с неактивным TОП против 4,1 для активного TОП (Р < 0,001). Воздействие неактивной ТОП на психическое здоровье оказалось высоким.
"Многие из нас предполагают, что, как только ТОП переходит в неактивную фазу, она больше не должна вызывать никаких проблем у пациента в повседневной жизни. Однако теперь мы видим, что существует значительная доля [пациентов], которые продолжают страдать депрессией и другими психическими расстройствами и психосоциальными последствиями", - отметил один из авторов исследования.
4. Long-term testosterone therapy may improve NAFLD symptoms in men (Schaffer R.).
Двухлетняя терапия тестостероном ундеканоатом нормализовала уровень тестостерона в сыворотке крови и снизила степень неалкогольной жировой болезни печени у мужчин с ожирением, функциональным гипогонадизмом и диабетом 2 типа, свидетельствуют данные, опубликованные на медицинском портале Healio.
«Неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП) увеличивает сердечно-сосудистый риск и смертность у тучных мужчин с диабетом 2 типа. Тестостерон потенциально может повлиять на НАЖБП из-за его миогенных и противовоспалительных эффектов», отметил одни из исследователей.
Авторы проанализировали данные 55 мужчин с ожирением, функциональным гипогонадизмом и диабетом 2 типа, которые приняли участие в 1-летнем двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании с последующим одногодичным наблюдением. Участники были случайным образом распределены в одну из двух групп: группа тестостерона (n = 28) получала 1000 мг тестостерона ундеканоата в течение 2 лет, а группа плацебо (n = 27) получала плацебо в первый год и 1000 мг тестостерона ундеканоата во второй год.
Исследователи измерили общий, рассчитанный свободный и рассчитанный биодоступный уровень тестостерона, глюкозу плазмы натощак, HbA1c, липидный профиль и уровень простатспецифического антигена в исходном состоянии, через 12 и 24 месяца. Ультразвуковое исследование печени для оценки степени НАЖБП проводилось в исходном состоянии и через 2 года.
Оценка состояния печени показала улучшение показателей НАЖБП (Р < 0,001) после 2 лет заместительной терапии тестостероном. В обеих группах уровень тестостерона с помощью терапии нормализовался и оставался в нормальном диапазоне в течение второго года исследования. Побочных явлений не наблюдалось.
“Мы не ожидали увидеть статистически значимую разницу в группе плацебо, которая была переведена на терапию тестостероном только на второй год”, - сказал один из авторов. По мнению исследователей, полученные результаты показывают, что долгосрочная терапия тестостероном связана со значительным улучшением метаболических параметров, а противовоспалительные эффекты тестостерона в сочетании с уменьшением массы тела и окружности талии улучшают метаболическую функцию и функцию печени.
Сегодняшний обзор на этом завершен. До новых встреч.
Список литературы:
1. Melville N.A. Obesity Increases Risk for Long-COVID, Study Finds // Medscape (08.06.2021)
2. Schaffer R. Daily fruit consumption may lower type 2 diabetes risk // Healio (04.06.2021)
3. Tucker M.E. Even Inactive Thyroid Eye Disease Adversely Impacts Patients // Medscape (31.05.2021)
4. Schaffer R. Long-term testosterone therapy may improve NAFLD symptoms in men // Healio (01.06.2021)