Новости
Эндокринология: обзор отечественных публикаций. Март-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 30.03.2023
- 662
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается обзор отечественных публикаций за последние месяцы.
Введение. Пост во время месяца Рамадан — один из пяти столпов ислама — является обязательным для всех здоровых мусульман с возраста половой зрелости. Несмотря на то что религия разрешает людям с серьезными заболеваниями не соблюдать пост, многие мусульмане с сахарным диабетом (СД) все равно постятся из года в год. Учитывая, что мусульмане — вторая по численности религиозная конфессия в России, крайне важно точно понимать, какой тактики лучше придерживаться при клиническом сопровождении постящихся пациентов с СД 1 и 2 типов во время месяца Рамадан.
Основная часть. В данной обзорной статье рассмотрены основные физиологические и патофизиологические изменения в метаболизме пациентов с СД в течение всего месяца Рамадан, ключевые аспекты ведения таких групп пациентов, даны рекомендации по обучению пациентов грамотному ведению своего заболевания, информация о том, как часто необходимо измерять гликемию в течение суток и в какой момент необходимо прервать пост. Также обсуждаются конкретные рекомендации по особенностям питания, физической нагрузке, необходимости коррекции медикаментозной терапии в течение всего месяца соблюдения поста.
В частности, по мнению авторов, пациенты должны быть обучены следующим правилам коррекции образа жизни и планированию питания при СД по время поста Рамадан:
- Разделение ежедневной нормы калорий между трапезами Сухур и Ифтар, при необходимости добавление 1–2 перекусов калорийностью не более 200 ккал во избежание периодов длительной гипергликемии.
- Употребление не более 1500 ккал за один полноценный прием пищи (Сухур/Ифтар).
- Неторопливость при приеме пищи, несмотря на голод.
- Прием трапезы Сухур как можно позже.
- При составлении меню для трапезы использование метода «тарелки для Рамадана».
- Хорошая сбалансированность рациона питания: 45–50% сложных углеводов (ячмень, пшеница, овес, просо, манная крупа, фасоль, чечевица); 20–30% белка; < 35% жира.
- Начало трапезы Ифтар с потребления большого количества воды, чтобы быстро преодолеть обезвоживание.
- Включение в рацион продуктов с низким гликемическим индексом и продуктов с высоким содержанием клетчатки, которые медленно высвобождают энергию до и после голодания.
- Включение в рацион большого количества фруктов, овощей и салатов.
- Сведение к минимуму употребления продуктов с высоким содержанием насыщенных жиров, которые должны составлять менее 10% ежедневного рациона.
- Использование при приготовлении трапезы небольшого количества масла с моно- и полиненасыщенными жирными кислотами.
- Уменьшение в рационе сладких десертов.
- Отказ от напитков с кофеином и подслащенных напитков.
- Поддержание необходимого уровня жидкости в организме между Ифтаром и Сухуром приемом достаточного количества воды и других несладких напитков.
Заключение. Многие мусульмане с СД соблюдают пост во время месяца Рамадан, несмотря на медицинские ограничения, а также религиозное освобождение от поста. При этом соблюдение поста и особенности поста во время месяца Рамадан ассоциируются с риском декомпенсации углеводного обмена при СД, как гипогликемических, так и гипогликемических состояний. В связи с этим для повышения безопасности соблюдения поста Международная диабетическая ассоциация и альянс «Диабет и Рамадан» предложили клинические рекомендации по ведению пациентов во время поста месяца Рамадан. Авторы отмечают особенную важность обучения, пристального медицинского наблюдения и сопровождения данной группы пациентов для снижения рисков острых осложнений СД, которые несет за собой соблюдение поста в месяц Рамадан.
Введение. Ожирение считают одной из самых серьезных проблем общественного здравоохранения. Избыток жировой ткани, особенно висцеральной, связан со снижением когнитивных функций. В настоящее время существует возможность коррекции массы тела с помощью фармакотерапии и бариатрической хирургии в сочетании с изменением образа жизни. В качестве фармакотерапии в настоящее время для лечения ожирения в Российской Федерации зарегистрировано 4 препарата: сибутрамин, сибутрамин в сочетании с метформином, орлистат и лираглутид 3 мг. В связи с этим актуально изучение возможностей современных групп препаратов, в том числе инкретинового ряда, для коррекции избыточной массы тела, а также исследование показателей когнитивной функции на фоне снижения массы тела.
Цель – оценить влияние снижения массы тела у пациентов с ожирением при применении препарата лираглутид 3 мг на когнитивные функции.
Материал и методы. Обследованы 75 пациентов с ожирением, из них 43 женщины и 32 мужчины в возрасте 55–65 лет. Пациенты подписали информированное согласие протокола исследования, утвержденного ранее этическим комитетом ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России (заключение № 5265 от 02.05.2017). Дизайн исследования (проспективного сравнительного) включал 2 визита: 1-й – знакомство с пациентом, сбор анамнеза, общий осмотр (антропометрия с расчетом индекса массы тела, измерение окружности талии), нейропсихологическое тестирование (Монреальская шкала оценки когнитивных функций), назначение терапии лираглутидом 3 мг – 1 мл в начальной дозе 0,6 мг с последующей титрацией еженедельно до 3 мг. 2-й и 3-й визиты – через 3 и 6 мес с оценкой массы тела, индекса массы тела, забором крови для оценки биохимических параметров и проведением нейропсихологического тестирования. Из исследования выбыли 5 человек (3 женщины и 2 мужчины) в связи с нежеланием покупать лекарственный препарат (дороговизна), достижением желаемого результата и переходом на другое лекарственное средство. Нежелательных явлений не выявлено.
Результаты. В исследовании у пациентов с ожирением выявлен когнитивный дефицит – нарушения памяти и зрительно-конструктивных функций. При этом использование препарата лираглутид в максимальной дозе 3 мг уже в течение 6 мес привело к снижению массы тела. Кроме того, на фоне снижения массы тела было продемонстрировано улучшение когнитивных функций.
Заключение. Использование препарата лираглутид позволяет снизить массу тела и улучшить показатели углеводного обмена. Снижение массы тела считают важнейшим фактором улучшения когнитивных функций у пациентов с ожирением.
Введение. Фосфатурическая мезенхимальная опухоль может служить причиной остеомаляции из-за избыточной секреции фактора роста фибробластов 23 (ФРФ23), нарушающего метаболизм фосфора и витамина D. Образования преимущественно доброкачественные, однако менее чем в 5% случаев встречаются злокачественные формы.
Основная часть. В статье впервые в Российской Федерации представлен клинический случай пациента 69 лет с фосфопенической формой остеомаляции на фоне метастатического рака предстательной железы. Именно для андроген-нечувствительной формы описана возможность секреции ФРФ23, что привело к выраженным нарушениям минерального обмена, сопровождающимся слабостью, болевым синдромом в костях, обездвиживанием пациента.
Для топической диагностики проведена соматостатин-рецепторная сцинтиграфия в режиме «все тело» с 99mTc-тектротидом. Отмечается гиперфиксация радиофармацевтического препарата в очагах пораженных костей, что свидетельствует о наличии соматостатиновых рецепторов в этих участках, и, наиболее вероятно, метастатическое поражение является источником продукции ФРФ23.
Симптоматическая терапия, направленная на повышение уровня фосфора в организме, позволила значительно улучшить общее состояние пациента. На момент последнего наблюдения на фоне ежедневной терапии препаратами фосфора и активными метаболитами витамина D (альфакальцидол 4 мкг/сут) отмечена положительная динамика в виде увеличения уровня фосфора до 0,65 ммоль/л, снижения активности щелочной фосфатазы до 261 Ед/л, сохранения нормокальциемии.
Заключение. Представленный клинический случай подчеркивает важность детальной оценки нарушений фосфорно-кальциевого обмена у пациентов с костными метастазами. Выявленное снижение уровня фосфора и его коррекция позволили значительно улучшить двигательную активность, уменьшить болевой синдром у пациента с метастазами рака предстательной железы и сочетанной фосфопенической остеомаляцией. Таким образом, мониторинг фосфора и кальция оптимально проводить у всех пациентов с костными метастазами андроген-резистентных форм рака предстательной железы для своевременного выявления и коррекции гипофосфатемии.
Введение. Циклический синдром Кушинга — патологическое состояние, для которого характерно чередование периодов избыточной секреции кортизола с соответствующими клиническими проявлениями и периодов спонтанной ремиссии заболевания. Считается, что для установления диагноза эндогенного гиперкортицизма циклического течения необходимо зафиксировать не менее трех эпизодов чрезмерной секреции кортизола, сменяющихся периодами нормализации его продукции. В большинстве случаев указанную патологию диагностируют у пациентов с АКТГ-секретирующей опухолью гипофиза, однако в литературе описаны редкие случаи циклической формы гиперкортицизма при наличии эктопированной секреции АКТГ опухолями разной локализации, а также без явной верификации очага патологической гормональной секреции. Кроме того, циклическая гиперпродукция кортизола может наблюдаться и при АКТГ-независимом синдроме Кушинга, ассоциированном с наличием кортикостеромы или гиперплазии надпочечников.
Основная часть. В приведенном клиническом случае представлены данные о четырех зафиксированных эпизодах гиперкортицизма, сменяющихся периодами нормализации гормонального профиля, что позволяет сделать вывод о циклической форме болезни Кушинга. С учетом верификации аденомы гипофиза размерами более 6 мм по результатам МРТ, было принято решение о проведении оперативного лечения в объеме трансназальной аденомэктомии.
Развитие надпочечниковой недостаточности в послеоперационном периоде свидетельствовало об успешности проведенного хирургического лечения. Однако, принимая во внимание возникновение рецидива заболевания, подтвержденного клиническими и лабораторно-диагностическими данными, требовалось продолжение лечения. Выбор в пользу повторного оперативного вмешательства на фоне регресса заболевания обоснован наличием макроаденомы гипофиза по данным МРТ головного мозга, а также возможностью проведения операции в высокоспециализированном стационаре. Результаты лабораторного обследования в послеоперационном периоде (развитие надпочечниковой недостаточности, регресс клинических проявлений, улучшение общего самочувствия) свидетельствуют в пользу эффективности проведенного лечения. Данными ИГХ-исследования удаленной ткани подтверждено наличие кортикотропиномы.
В настоящее время продолжается амбулаторное наблюдение пациентки.
Заключение. Точные причины и механизмы циклического течения гиперкортицизма в настоящее время изучены недостаточно. В связи с нетипичным течением заболевания, непредсказуемостью возникновения нового «цикла», вариабельностью его длительности и проявлений (не только у разных пациентов, но и у одного и того же пациента) верификация диагноза и определение тактики лечения могут быть затруднены в повседневной практике специалистов, а распрострненность указанного состояния приуменьшена.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.