Новости
Эндокринология: обзор отечественных публикаций. Июнь
- 26.06.2021
- 1114
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня предлагаем вам ознакомиться с обзором отечественных публикаций за последние месяцы.
Начнем с наиболее актуальной сегодня темы – пандемии новой коронавирусной инфекции. Специалисты «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России опубликовали свою позицию по вопросу вакцинации против COVID-19 больных сахарным диабетом (СД).
Совет экспертов ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России принял решение о целесообразности проведения вакцинации от COVID-19 больным СД1, СД2 и другими более редкими вариантами диабета (кроме гестационного диабета) с соблюдением противопоказаний и правил осторожности.
Приоритетные группы больных СД для проведения вакцинации:
- пациенты, имеющие множественные сосудистые осложнения;
- пациенты с коморбидными сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- пациенты с хронической болезнью почек 5-й стадии, не получающие заместительную почечную терапию;
- пациенты на диализе;
- пациенты после трансплантации почки.
Общие противопоказания к вакцинации:
- гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцины, содержащей аналогичные компоненты;
- тяжелые аллергические реакции в анамнезе;
- тяжелые поствакцинальные осложнения (анафилактический шок, тяжелые генерализированные аллергические реакции, судорожный синдром, температура выше 40 °C и т.д.) после введения первого компонента вакцины являются противопоказанием для введения второго компонента вакцины;
- острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний (в этих случаях вакцинацию проводят через 2–4 нед после выздоровления или ремиссии; при нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ вакцинацию проводят после нормализации температуры);
- беременность и период грудного вскармливания;
- возраст до 18 лет (в связи с отсутствием данных об эффективности и безопасности).
Дополнительные противопоказания к вакцинации больных СД: острые осложнения СД (диабетический кетоацидоз, гиперосмолярное гипергликемическое состояние, лактат-ацидоз, тяжелая гипогликемия).
Осторожность при проведении вакцинации: требуется пациентам с выраженной декомпенсацией СД.
Особенность предлагаемых рекомендаций в том, что в профилактику и лечение ожирения вовлекаются не только эндокринологи, но и терапевты, кардиологи, гинекологи, гастроэнтерологи и врачи многих других специальностей, что связано с необходимостью уделить внимание не только самому ожирению, но и коморбидным состояниям.
В соответствии с предлагаемым алгоритмом в качестве первого этапа диагностики и скрининга ожирения для лиц старше 18 лет рекомендуется определение антропометрических показателей — измерение массы тела, роста и окружности талии. Для диагностики ожирения и определения его степени рекомендуется расчет индекса массы тела (индекс Кетле).
На втором этапе обследования всем лицам с ожирением, подтвержденным антропометрическими критериями, рекомендуется проводить диагностику осложнений, ассоциированных с избыточным содержанием жировой ткани в организме.
На третьем этапе для постановки диагноза «Ожирение, обусловленное избыточным поступлением энергетических ресурсов» (код по МКБ-10 Е66.0), или первичное ожирение, следует провести дифференциальную диагностику с целью исключения или подтверждения вторичного ожирения, вызванного эндокринной или синдромальной патологией.
Что касается лечения, то рекомендуется снижение массы тела на 5–10% за 3–6 мес терапии и удержание результата в течение года, что позволяет уменьшить риски для здоровья, а также улучшить течение заболеваний, ассоциированных с ожирением. Большую (15–20% и более) потерю массы тела можно рекомендовать для пациентов с ИМТ ≥35 кг/м2 при наличии коморбидных заболеваний. При этом как первый, обязательный и постоянный этап лечения ожирения рекомендуется немедикаментозная терапия (изменение образа жизни посредством коррекции питания и расширения объема физических нагрузок в объеме, безопасном с точки зрения сердечно-сосудистой системы). Для снижения массы тела рекомендуется гипокалорийная диета (дефицит 500–700 ккал от физиологической потребности с учетом массы тела, возраста и пола), сбалансированная по пищевым ингредиентам. Физическая активность рекомендуется как неотъемлемая часть лечения ожирения и поддержания достигнутой в процессе лечения массы тела. Всем лицам с избыточной массой тела и ожирением показаны регулярные аэробные физические упражнения продолжительностью не менее 150 мин в неделю.
Назначение препаратов, зарегистрированных в качестве лекарственных средств для лечения ожирения, рекомендовано пациентам, которые не могут достичь в течение 3–6 мес клинически значимого снижения массы тела на 5–10% на фоне немедикаментозных методов лечения и/или на этапе удержания достигнутого результата. При этом при наличии хотя бы одного коморбидного состояния, ассоциированного с ожирением, с целью снижения риска развития осложнений назначение фармакотерапии показано сразу на фоне немедикаментозных методов лечения. В настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрированы следующие препараты для лечения ожирения: орлистат, сибутрамин, в том числе сибутрамин + микрокристаллическая целлюлоза, сибутрамин + метформин, лираглутид. В Рекомендациях приводится алгоритм выбора препарата.
В Рекомендациях описаны также принципы лечения пациентов с ожирением и сопутствующими нарушениями углеводного и липидного обмена, влияние ожирения на репродуктивное здоровье женщин, тактика ведения пациенток с ожирением в постменопаузе, особенности диагностики и лечения ожирения у мужчин; тактика ведения пациентов с ожирением и артериальной гипертензией, хронической сердечной недостаточностью, неалкогольной жировой болезнью печени, гиперурикемией и подагрой; тактика ведения пациентов с ожирением пожилого и старческого возраста и многое другое.
Следующая публикация посвящена особенностям токсического узлового зоба (ТУЗ) у детей и подростков. Авторы отмечают, что данное состояние встречается у данного контингента крайне редко — в 5–7,5% всех случаев узлового зоба. Поэтому доступной литературе отсутствуют данные о клиническом течении, сравнительных результатах цитологических и гистологических данных пациентов с ТУЗ, дебютировавшим в детском возрасте.
Целью исследования был анализ особенностей клинического течения, сравнение результатов цитологического и гистологического исследований ТУЗ у детей и подростков.
Материалы и методы. Авторы провели ретроспективное одноцентровое исследование 21 пациента с одноузловым токсическим зобом, госпитализированных в ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России в период с января 2016 г. по декабрь 2019 г.
Результаты. Средний возраст на момент обследования составлял 13,9 года. У 13 пациентов (65%) отмечался манифестный тиреотоксикоз, у 7 (35%) — субклинический гипертиреоз. Больше половины детей — 57,1% (n=12) не получали тиреостатической терапии.
Цитологическая картина у 11 пациентов (61,1%) соответствовала доброкачественным изменениям (узловой коллоидный зоб или аденоматозный зоб) — Bethesda II, у 4 пациентов — фолликулярной опухоли — Bethesda IV, у 4 детей исследование оказалось неинформативным. 19 пациентам (90,5%) было проведено хирургическое лечение (гемитиреоидэктомия). Фолликулярная аденома по результатам гистологического исследования встречалась у 44,4% детей с ТУЗ при доброкачественных результатах тонкоигольной аспирационной биопсии (Bethesda II) и в 50% — при выявлении фолликулярной неоплазии (Bethesda IV).
Заключение. Впервые в Российской Федерации проведен сравнительный анализ характеристик цитологического и гистологического исследования у детей с ТУЗ. Показательно, что только в 10,5% (n=2) случаев соответствовали цитологические и морфологические результаты. Выбор тактики радикального лечения должен учитывать высокую частоту несовпадений гистологических и морфологических исследований.
Авторы последней в сегодняшнем обзоре статьи представили отдаленные результаты и оценку качества жизни больных с первичным гиперпаратиреозом (ПГПТ), перенесших хирургическое лечение из стандартного и малого доступов.
Материалы и методы. Авторы провели ретроспективное исследование качества жизни пациентов с ПГПТ после хирургического лечения из стандартного и малого доступов с использованием опросника SF-36 и линейной аналоговой шкалы (ЛАШ).
Результаты. В исследовании приняли участие 264 пациента. Пациенты были разделены на 2 группы: ГР1 — пациенты, оперированные из доступа по Кохеру с обязательной ревизией всех 4 околощитовидных желез, ГР2 — пациенты, получившие оперативное лечение из малого доступа с удалением измененной околощитовидной железы, без ревизии остальных околощитовидных желез.
При проведении анализа качества жизни пациентов до операции статистически значимых различий в группах по показателю PF (Physical Functioning) и VT (Vitality) выявлено не было. Проведение паратиреоидэктомии из малого доступа (пациенты ГР2) статистически значимо повышало качество жизни по домену GH (General Health) и VT (Vitality).
Анализ ЛАШ до операции между группами не показал статистически значимых различий, в то время как после хирургического лечения показатели по ЛАШ отличаются в сторону улучшения в ГР2.
Заключение. Результаты, полученные в ходе исследования, показали перспективность щадящего подхода к лечению ПГПТ, обусловленного аденомой ОЩЖ, что отражено в более высоких показателях качества жизни.
На этом сегодняшний обзор завершен. До новых встреч.