количество зарегистрированных пользователей: 68087

Rumedo Медицинский образовательный портал

МЕДИЦИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Академия инновационного образования

Новости

Эндокринология: обзор отечественных публикаций. Июль

Приветствую всех коллег в нашем блоге. Сегодня предлагаю вам ознакомиться с небольшим обзором публикаций отечественных авторов за последние месяцы.

Первые две статьи обзора посвящены проблемам сахарного диабета.

1. Потенциальная избыточность терапии сахарного диабета 2 типа в реальной клинической практике: данные регистра Омской области (Друк И.В., Снарская Д.И., Горощеня О.И.)

Авторы первого исследования в обосновании указывают, что основную долю больных СД2 составляют люди пожилого возраста и старше, формирующие группы с высокой коморбидностью и риском тяжелой гипогликемии, в том числе связанной с избыточностью сахароснижающей терапии. Зарубежные исследования свидетельствуют, что значительная доля пожилых людей, страдающих диабетом, потенциально подвергаются избыточной сахароснижающей терапии.

Целью исследования было изучение частоты избыточного снижения уровня гликированного гемоглобина (HbA1c) в группе пациентов с СД2 по данным выборки из регионального регистра СД.

Методы. Авторы провели контент-анализ регионального регистра сахарного диабета по данным на 31.12.2019. На основании данных регистра рассчитывался индивидуальный целевой уровень HbA1c, оценивалось соответствие достигнутого уровня HbA1c целевому диапазону.

Результаты. В анализ были включены данные 1202 пациентов с СД2, что составило 2,35% от общей численности пациентов с СД2 в регионе (n=51 163). Средний возраст включенных лиц — 66 лет, из них мужчин — 360 (29,95%). Длительность СД2 составила 8,0 года. Уровень HbA1c в общей группе составил 7,1%. Лица старше 60 лет составляли 75,21% (n=904). HbA1c находился выше целевого уровня в 43,34% случаев (n=521). Уровень HbA1c< 6,5% отмечался в четверти случаев (24,62%), в том числе HbA1c< 6,0% был зарегистрирован в 97 случаях, что составило треть всех случаев жесткого контроля гликемии. При этом большинство наблюдений HbA1c <6,5% приходилось на пациентов 60 лет и старше (79,73%). Среди пациентов молодого и среднего возраста с HbA1c <6,5% в 8,33% случаев имелись факторы риска тяжелой гипогликемии при наличии терапии препаратами сульфонилмочевины (СМ) и/или инсулином.

В старшей возрастной группе (в сравнении с пациентами молодого и среднего возраста) значимо чаще выявлялся HbA<7% (р<0,05), имелась тенденция к большей частоте HbA<6,5% (р=0,067). Среди пациентов пожилого и старческого возраста, имевших HbA<6,5%, в 41,53% случаев наблюдений имелись факторы риска тяжелой гипогликемии, в четверти случаев в терапии СД2 применялись СМ и/или инсулин (24,58%), практически каждый пятый пациент (19,07%), имевший факторы риска тяжелой гипогликемии, получал СМ и/или инсулин.

Заключение. По данным авторов, как минимум четверть пациентов старшей возрастной группы (24,58%) нуждаются в деинтенсификации терапии. Можно полагать, что в этой группе пациентов риски, связанные с лечением, могут преобладать над преимуществами жесткого контроля гликемии, и эти пациенты нуждаются в плановой деинтенсификации сахароснижающей терапии. Принимая во внимание позицию некоторых экспертных сообществ по определению целевого диапазона HbA1c в старшей возрастной группе, потребность в деинтенсификации сахароснижающей терапии может быть еще более высокой. Требуются дальнейшие исследования с целью разработки полноценной отечественной концепции деинтенсификации сахароснижающей терапии.

2. Длительный гликемический контроль и факторы, ассоциированные с ответом на помповую инсулинотерапию у детей (Лаптев Д.Н., Емельянов А.О., Медведева Е.Д. и др.)

Обоснование. За последние годы помповая инсулинотерапия, также известная как непрерывная подкожная инфузия инсулина (НПИИ), стала распространенным методом лечения детей с сахарным диабетом 1 типа (СД1). Несмотря на то что в целом дети с СД1 на помповой терапии достигают лучших показателей гликемического контроля, при этом отмечается значительная гетерогенность метаболических исходов среди отдельных пациентов, многие дети на НПИИ не достигают целевого уровня HbA1c.

Цель. Оценить уровень гликемического контроля и факторы, влияющие на эффективность длительного применения НПИИ у детей.

Материалы и методы. Проанализированы данные специализированного регистра пациентов с CД1, переведенных на помповую инсулинотерапию в возрасте 1–18 лет за более чем 3 года до момента исследования. Оценивались показатели гликированного гемоглобина (НbА), частота и факторы, значимо ассоциированные с ответом или прекращением использования НПИИ.

Результаты. Уровень НbА снизился по сравнению с исходными значениями на 0,7%, что сопровождалось увеличением числа пациентов, достигнувших целевого уровня НbА (<7,5%), с 17 до 36%. Лучший ответ отмечался при переводе на помповую инсулинотерапию у пациентов в возрасте до 6 лет, с НbА1с более 9%, а также у пациентов, регулярно использующих дополнительные болюсные и базальные функции и непрерывный мониторинг глюкозы. Основная причина прекращения использования инсулиновой помпы — неудобство использования и ношения — 47,7%. Факторы риска отказа от помпы: более поздний возраст перевода на НПИИ и частые эпизоды тяжелой гипогликемии.

Заключение. По результатам проведенного исследования показано, что помповая терапия является эффективным методом инсулинотерапии, который позволяет достигнуть более низкого уровня НbА1с по сравнению с исходными знач><7,5%) с 17 до 36%. Лучший ответ отмечался при переводе на помповую инсулинотерапию у пациентов в возрасте до 6 лет, с НbА более 9%, а также у пациентов, регулярно использующих дополнительные болюсные и базальные функции и непрерывный мониторинг глюкозы. Основная причина прекращения использования инсулиновой помпы — неудобство использования и ношения — 47,7%. Факторы риска отказа от помпы: более поздний возраст перевода на НПИИ и частые эпизоды тяжелой гипогликемии.

Заключение. По результатам проведенного исследования показано, что помповая терапия является эффективным методом инсулинотерапии, который позволяет достигнуть более низкого уровня НbА по сравнению с исходными значениями.

Перейдем к заболеваниям щитовидной железы.

3. Клинические рекомендации «Заболевания и состояния, связанные с дефицитом йода» (Абдулхабирова Ф.М., Безлепкина О.Б., Бровин Д.Н. и др.)

Данные клинические рекомендации включают в себя алгоритмы диагностики и лечения диффузного нетоксического зоба и узлового/многоузлового зоба у взрослых и детей. В частности, в рекомендациях указывается, что на первом этапе лечения подавляющему большинству детей, подростков и взрослых людей (моложе 40 лет) с диффузным нетоксическим зобом рекомендуется назначение калия йодида в дозе 100–200 мкг в день. Операция при данном заболевании рекомендуется при гигантском размере зоба и/или при явлениях компрессии окружающих органов.

Методов консервативного лечения узлового нетоксического зоба не существует. У пациентов с узловым коллоидным зобом при отсутствии нарушения функции щитовидной железы, косметического дефекта и синдрома сдавления рекомендуется динамическое наблюдение: УЗИ щитовидной железы, исследование уровня ТТГ крови 1 раз в 6–12 мес. Оперативное лечение узлового зоба рекомендуется: при злокачественных образованиях щитовидной железы или подозрении на них по результатам проведенной тонокоигольной аспирационной биопсии; загрудинном узловом или многоузловом зобе, вызывающих локальный компрессионный синдром; узловом/многоузловом токсическом зобе; косметическом дефекте, снижающем качество жизни.

Кроме того, настоящие клинические рекомендации содержат информацию о способах адекватной эпидемиологической оценки йододефицитных заболеваний с помощью таких маркеров, как процентное соотношение зоба у школьников, медианная концентрация йода в моче, уровень неонатального тиреотропного гормона, медиана тиреоглобулина у детей и взрослых, а также об основных методах и группах эпидемиологических исследований йододефицитных заболеваний.

Последняя в сегодняшнем обзоре публикация посвящена проблеме гиперпролактинемии.

4. Клинические случаи: гиперпролактинемия у мужчин и женщин в разные периоды жизни. Кого, чем и как долго лечить? (Аметов А.С., Пашкова Е.Ю.)

Первая часть статьи представляет собой обзор литературы, в котором приводятся данные о распространенности, причинах, подходах к диагностике и лечению гиперпролактинемии.

Гиперпролактинемия - частая эндокринная патология, которая может встречаться у мужчин и женщин в разные возрастные периоды. Выделяют физиологическую и патологическую гиперпролактинемию. Причин патологической гиперпролактинемии очень много, поэтому врачам различных специальностей стоит помнить о том, что заболевания центральной нервной системы, системные заболевания, хроническая почечная недостаточность, тяжелое нарушение функции печени, прием ряда лекарственных препаратов, в первую очередь нейролептиков, могут приводить к симптоматической гиперпролактинемии. Лекарственно-индуцированная гиперпролактинемия встречается наиболее часто, для диагностики заболевания достаточно определения уровня пролактина крови.

В статье приведены правила забора крови и трактовки полученных результатов. Авторы отмечают, что для установления диагноза гиперпролактинемии достаточно однократного определения уровня пролактина, при этом время взятия крови и прием пищи не влияют на результат, также не имеет значения день менструального цикла у женщин. За 2 дня до проведения исследования необходимо постараться исключить стрессовые ситуации и физические нагрузки, в том числе занятия сексом, а также тепловые процедуры (посещение бани, сауны) и прием алкоголя. Также не рекомендуется курить минимум в течение 1 ч до исследования. Перед сдачей анализа нужно находиться в покое 20-30 мин.

На сегодняшний день в лечении гиперпролактинемии используются дофаминомиметики, основными препаратами группы являются каберголин, бромокриптин и хинаголид. Приведены данные об эффективности, подборе дозы, побочных эффектах каждого из них. Авторы указывают, что большая эффективность в сочетании с лучшей переносимостью и удобным режимом дозирования делает каберголин препаратом выбора при лечении гиперпролактинемии любого генеза.

В заключение приведены 3 клинических примера, наглядно иллюстрирующие клиническое многообразие гиперпролактинемии.

На этом обзор завершаю. До новых встреч, коллеги.

Список литературы:

1. Друк И.В., Снарская Д.И., Горощеня О.И. Потенциальная избыточность терапии сахарного диабета 2 типа в реальной клинической практике: данные регистра Омской области // Сахарный диабет. — 2021. — Т. 24. — №2. — С. 100-110

2. Лаптев Д.Н., Емельянов А.О., Медведева Е.Д. и др. Длительный гликемический контроль и факторы, ассоциированные с ответом на помповую инсулинотерапию у детей // Сахарный диабет. — 2021. — Т. 24. — №2. — С. 122-132.

3. Абдулхабирова Ф.М., Безлепкина О.Б., Бровин Д.Н. и др. Клинические рекомендации «Заболевания и состояния, связанные с дефицитом йода» // Проблемы эндокринологии. — 2021. — Т. 67. — №3. — С. 10-25.

4. Аметов А.С., Пашкова Е.Ю. Клинические случаи: гиперпролактинемия у мужчин и женщин в разные периоды жизни. Кого, чем и как долго лечить? // Эндокринология: новости, мнения, обучение. – 2021. – Т. 10. – № 1. – C. 34-40.

Вернуться к новостям