Новости
Эндокринология: обзор отечественных публикаций. Август
- 02.09.2021
- 978
Приветствую всех коллег в нашем блоге. Сегодня предлагаю вашему вниманию обзор публикаций отечественных авторов за последние месяцы.
Начнем с исследований, посвященных проблемам сахарного диабета.
Авторы первой статьи отмечают, что, несмотря на то что у большинства пациентов молодого возраста с гипергликемией диагностируется сахарный диабет 1 (СД1) и 2 типов (СД2), до 10% всех случаев заболевания приходятся на MODY (сахарный диабет взрослого типа у молодых). Опубликованные научные работы показывают особенности дебюта, лабораторные и генетические характеристики MODY в российской популяции. В Российской Федерации опубликованы единичные данные о клиническом течении данной нозологии.
Цель. Изучить характеристики 3-летнего течения MODY, обусловленного мутацией гена глюкокиназы (GSK-MODY), диагностированного после 18 лет.
Материалы и методы. 85 пробандам и 46 родственникам первой и второй степени родства с клиническим диагнозом GCK-MODY проведены осмотр, биохимический и гормональный анализы крови, УЗИ, молекулярно-генетическое исследование. Через 3 года после верификации патогенных мутаций, ассоциированных с GCK-MODY, пациенты были приглашены на повторный визит. При втором посещении всем участникам выполнены все клинические, биохимические, ультразвуковые и функциональные методы обследования, идентичные первому визиту.
Результаты. Из 85 пациентов сибирского региона с фенотипом GCK-MODY диагноз был верифицирован молекулярно-генетическим методом у 25 пробандов (29,4%). У 33 из 46 (71,7%) родственников пациентов с GCK-MODY были диагностированы идентичные мутации. У 31 пациента с GCK-MODY, диагностированным после 18 лет, в течение 3 лет проводилось динамическое наблюдение. У большинства пациентов старше 18 лет отсутствовали клинические проявления нарушений углеводного обмена в момент диагностики GCK-MODY и через три года после верификации заболевания. Среди сопутствующих патологий превалировали высыпания на коже и аллергические реакции.
У пациентов с GCK-MODY определялась сохраненная секреция β-клеток, достигнуты целевые показатели HbA1c. При данном типе СД преобладает невысокая гипергликемия натощак, которая сохраняется даже после коррекции терапии. Среди характеристик углеводного обмена, биохимических, липидных и гормональных показателей при верификации GCK-MODY и через 3 года наблюдения достоверных различий не получено, что показывает стабильное течение заболевания. Половина пациентов достигают нормогликемии рациональным питанием, два пациента с GCK-MODY в течение трех лет после определения диагноза переведены с инсулинотерапии на пероральные сахароснижающие препараты (ПССП). Среди ПССП до верификации GCK-MODY большинство пациентов использовали метформин, после — ингибиторы дипептидилпептидазы-4.
Заключение. Полученные результаты трехлетнего наблюдения за группой пациентов с GCK-MODY демонстрируют непрогрессирующее течение данного типа СД со стабильными показателями углеводного обмена и сохраняющейся через 3 года наблюдения невысокой гипергликемией натощак. При верификации GCK-MODY и достижении рациональным питанием целевых показателей гликированного гемоглобина и постпрандиальной гликемии, даже при определении невысокого уровня гипергликемии натощак, назначение ПССП в большинстве случаев не показано.
В следующей статье представлена резолюция совета экспертов по возможности применения фиксированной комбинации алоглиптина и пиоглитазона для лечения СД 2 типа.
Авторы напоминают, что в последние годы все больше внимания уделяется раннему назначению комбинированной сахароснижающей терапии для лечения СД2. В настоящее время доступно достаточно большое количество комбинаций препаратов. Вместе с тем предпочтительнее использовать при лечении пациентов с СД2 комбинации препаратов, которые могут воздействовать на большую часть звеньев патогенеза СД2, способствовать сохранению функции β-клеток, а также обладать кардиопротективными свойствами.
В статье показано, что пиоглитазон оказывает устойчивое сахароснижающее действие, обладает плейотропным эффектом в отношении множества кардиоваскулярных факторов риска, а также способствует сохранению функции β-клеток. Алоглиптин также обеспечивает устойчивое сахароснижающее действие и безопасен в отношении риска сердечно-сосудистых заболеваний даже у пациентов, недавно перенесших острый коронарный синдром. Алоглиптин также имеет положительное воздействие на функцию β-клеток, что подтверждает целесообразность использования комбинации этих препаратов.
По мнению совета экспертов, применение комбинации алоглиптина и пиоглитазона, особенно на ранних стадиях СД2, оправдано с точки зрения патогенеза заболевания, поскольку механизм действия обоих препаратов обеспечивает устойчивое взаимодополняющее сахароснижающее действие, а также потенциальное кардиопротективное влияние при благоприятном профиле безопасности и переносимости. Фиксированная комбинации алоглиптина и пиоглитазона может быть рекомендована пациентам с СД2 независимо от длительности заболевания при отсутствии противопоказаний, что позволит повысить приверженность пациентов к терапии, а также снизить риск развития сердечно-сосудистых осложнений.
В следующей статье указывается на тот факт, что ожирение и функциональные заболевания кишечника (ФЗК) широко распространены в человеческой популяции и сопряжены с психосоциальными проблемами и увеличением нагрузки на здравоохранение. Поэтому целью данного обзора литературы было всестороннее изучение взаимосвязей ожирения и ФЗК, а также механизмов, объясняющих эту связь.
По мнению автора, анализ литературы предоставляет весомые доказательства связи ожирения с диареей, но к настоящему моменту недостаточно данных для того, чтобы уверенно говорить о связи ожирения с синдромом раздраженного кишечника. Большинство исследований свидетельствует о том, что ожирение во взрослой популяции не связано или отрицательно связано с запорами. Автор объясняет ассоциацию ожирения с диареей через особенности диеты, пищевого поведения, изменения в метаболизме желчных кислот, ускоренный транзит по толстой кишке, измененную кишечную микробиоту и связанные с этим воспаление и повышенную проницаемость кишечника. Собственную роль могут играть принимаемые больными лекарственные препараты, а также коморбидная неалкогольная жировая болезнь печени.
В заключении автор констатирует, что планирование и проведение исследований, в том числе продольных, основанных на валидных диагностических критериях и учитывающих максимально широкий спектр вмешивающихся факторов, позволит глубже исследовать проблему коморбидности ожирения и ФЗК, что будет способствовать оптимизации подходов к лечению этих широко распространенных и социально значимых заболеваний
В последней в сегодняшнем обзоре статье описан клинический случай гонадотропиномы. Авторы во введении отмечают, что гормонально-активные гонадотропиномы — это редкие опухоли гипофиза, секретирующие один или два гонадотропных гормона (фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) и/или лютеинизирующий гормон (ЛГ)), которые обладают биологической активностью. В большинстве случаев гонадотропиномы являются «молчащими» и составляют более половины гормонально-неактивных аденом гипофиза.
В статье представлено описание редкого клинического наблюдения: ЛГ/ФСГ-секретирующей макроаденомы гипофиза с развитием битемпоральной гемианопсии у 62-летнего мужчины. Пациенту была проведена трансназальная транссфеноидальная аденомэктомия, позволившая достичь ремиссии заболевания. Отличительной особенностью данного случая являлось наличие вторичного эритроцитоза, развившегося вследствие эндогенной гиперандрогении, что потребовало проведения процедур эксфузий крови с целью нормализации уровня гематокрита перед проведением оперативного вмешательства. Примечательно, что клинические признаки эритроцитоза у пациента были выявлены задолго до развития зрительных нарушений.
Представленный клинический случай демонстрирует сложность ранней диагностики гормонально-активных гонадотропином.
На этом сегодняшний обзор завершен. До новых встреч.