Новости
Депрессия и тревога у детей во время пандемии
- 12.08.2021
- 1634
Как показывают данные ряда исследований, глобальная распространенность психических заболеваний у детей и подростков значительно возросла во время пандемии COVID-19. Однако, данные литературы об их распространенности существенно варьируют. Зарубежные коллеги провели мета-анализ статей, посвященных этой проблеме и опубликовали полученные результаты в журнале JAMA Pediatrics1.
Целью их исследования было уточнить оценку глобальной распространенности клинических проявлений депрессии и тревоги у детей и подростков во время COVID-19; сравнить эти показатели с оценками до эпидемии; и изучить, можно ли объяснить различия в показателях распространенности в разных исследованиях демографическими (например, возраст, пол), географическими (т. е. глобальный регион) или методологическими (например, момент сбора данных о пандемии, информатор о психических заболеваниях, качество исследования) факторами.
Источники данных. С 1 января 2020 года по 16 февраля 2021 года был проведен поиск в четырех базах данных (PsycINFO, Embase, MEDLINE и Центральный регистр контролируемых исследований Кокрейна), а 8 марта 2021 года в PsycArXiv был проведен поиск неопубликованных исследований, в которых сообщалось о детской/подростковой депрессии и симптомах тревоги. Стратегия поиска объединила поисковые запросы по 3 темам: (1) психические заболевания (включая депрессию и тревогу), (2) COVID-19 и (3) дети и подростки (возраст ≤18 лет). Для PsycArXiv использовались ключевые термины: COVID-19, психическое здоровье и ребенок/подросток.
В общей сложности было изучено 3094 недублирующихся названий/тезисов, и 136 полнотекстовых статей. Данные были проанализированы с 8 по 22 марта 2021 года. В итоге, было проанализировано 29 исследований, включающих 80 879 участников.
Результаты. Объединенные оценки распространенности клинически повышенных симптомов депрессии и тревоги составили 25,2% (95% ДИ, 21,2%-29,7%) и 20,5% (95% ДИ, 17,2%-24,4%) соответственно. Следовательно, у 1 из 4 молодых людей во всем мире отмечаются клинически значимые симптомы депрессии, и у 1 из 5 молодых людей - клинически значимые симптомы тревоги. Сравнение этих результатов с предварительными оценками (12,9% для депрессии и 11,6% для тревожности) позволило авторам предположить, что проблемы с психическим здоровьем у молодежи во время пандемии COVID-19, вероятно, удвоились.
Авторы объясняют полученные результаты тем, что пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения и последствия, по-видимому, нанесли значительный ущерб психологическому благополучию молодежи. Потеря взаимодействия со сверстниками, социальная изоляция и сокращение контактов с поддержкой (например, учителями, тренерами), возможно, ускорили этот процесс. Кроме того, школы часто являются основным местом получения психологических услуг, причем 80% детей полагаются на школьные услуги для удовлетворения своих потребностей в области психического здоровья. Для многих детей эти услуги в период пандемии были недоступны из-за закрытия школ.
Распространенность клинически значимых симптомов депрессии и тревоги была выше в исследованиях, собранных в более поздние сроки пандемии. По мнению авторов, это связано с тем, что продолжающаяся социальная изоляция, семейные финансовые трудности, нарушение учебного процесса со временем усугубляются и имеют кумулятивный эффект. Вторая причина заключается в том, что исследования, проведенные в первые месяцы пандемии (февраль-март 2020 года), в основном проводились в Восточной Азии, где распространенность симптомов нарушения психического здоровья, о которой сообщают сами участники, как правило, ниже.
Полученные данные также свидетельствуют о более широком распространении нарушений психического здоровья в период пандемии среди у девочек. По мнению авторов, этому способствуют такие факторы как: биологическая восприимчивость, более низкая базовая самооценка, более высокая вероятность пережить насилие и подверженность стрессу, связанному с гендерным неравенством.
Кроме того, более высокие показатели депрессии наблюдались у детей старшего возраста, что может быть связано с половым созреванием и гормональными изменениями в дополнение к последствиям социальной изоляции.
С точки зрения практических последствий, авторы призывают семейных врачей и педиатров выявлять проблемы с психическим здоровьем молодежи во время приемов. Они также считают, что закрытие школ и прекращение развлекательных мероприятий следует рассматривать как крайнюю меру. Авторы также отмечают, что групповые и индивидуальные телемедицинские услуги, необходимо адаптировать для повышения их доступности – в том числе для консультирования детей и подростков по вопросам их психического здоровья.