Дайджест новостей COVID-19 за 26-28 июля

Неделя приближается к концу, у нас накопилось множество новостей, самые интересные из которых – в нашем дайджесте.

Случаи заражения подвариантом COVID-19 «кентавр» в России

В России выявлено семь случаев заражения подвариантом коронавируса «кентавр» - это заявление замдиректора ЦНИИ эпидемиологии при Роспотребнадзоре Натальи Пшеничной опубликовала Газета.ru1.

По словам Пшеничной, в последнее время страна вновь столкнулась с ростом заболеваемости COVID-19. При этом большинство новых случаев приходится на различные варианты штамма «омикрон», включая «кентавра».

Однако врач подчеркнула, что рост числа заражений нельзя назвать стремительным, в отличие от ситуации в феврале. Тогда «омикрон» пришел на смену штамму «дельта», и спровоцировал новую вспышку заболеваемости.

«Кентавр» является подвариантом штамма «омикрон», демонстрирующим большую заразность по сравнению с другими разновидностями инфекции, как утверждают эксперты. По их мнению, один инфицированный «кентавром» может заразить еще 16 человек.

Тренажер-маска для восстановления после коронавируса

Ученые Самарского университета разработали тренажер-маску, который можно использовать для восстановления дыхательной и кровеносной систем после коронавируса, сообщают РИА Новости со ссылкой на информацию пресс-службы вуза2.

"Ученые и инженеры Самарского национального исследовательского университета имени С.П. Королева разработали компактный медицинский дыхательный тренажер, который можно применять как для спортивных тренировок, так и для восстановления дыхательной и кровеносной систем после различных заболеваний, в том числе COVID", - говорится в сообщении.

Уточняется, что внешне тренажер представляет собой пластиковую маску, надеваемую на нижнюю часть лица и прикрывающую нос и рот. Проект реализован сотрудниками инжинирингового центра университета совместно с самарской компанией "Самоздрав".​

По информации пресс-службы, разработанный тренажер легче и занимает меньше места, его проще взять с собой в дорогу. Маска с помощью крепления надежно держится на лице, и тренажером можно будет пользоваться во время спортивных тренировок, например, бега или силовых упражнений, просто во время ходьбы или бытовых дел, тренируя дыхательную систему.​

По мнению разработчиков, тренажер может пригодиться для улучшения состояния не только при заболеваниях бронхов и легких, но также при нарушениях мозгового кровообращения, ишемической болезни сердца, повышенном давлении и стенокардии.​

"Сеть внутренних каналов маски так рассчитана и выстроена, что, когда пользователь тренажера делает выдох, часть выдыхаемого углекислого газа остается внутри каналов и при последующем вдохе человек определенное количество CO2 вдыхает обратно. Углекислый газ - это природный расширитель сосудов, в результате в организме расширяются кровеносные сосуды, исчезают спазмы мелких сосудов, то есть, улучшается общее кровоснабжение, а в крови при этом еще и растет концентрация кислорода - организм реагирует на увеличение доли CO2 ростом числа эритроцитов, переносящих кислород", - информирует пресс-служба.

Наночастицы для защиты легких от коронавируса

Исследователи из Австралии создали жировые наночастицы, содержащие короткие молекулы РНК, которые соединяются с копиями генов коронавируса и блокируют его размножение в клетках легких – сообщает ТАСС3. Результаты первых испытаний на животных опубликованы в электронной библиотеке bioRxiv.

Клетки человека и других живых существ вырабатывают большое количество коротких нитей РНК. Они гибко управляют активностью тех или иных генов, связываясь матричной РНК, своеобразными "рабочими копиями" этих участков ДНК, которые клетки используют в качестве шаблонов для сборки белков.

За последние десять лет биологи и медики создали и открыли много коротких молекул РНК, которые можно использовать в качестве терапий от рака и многих болезней, при развитии которых нарушается работа некоторых генов. Группа молекулярных биологов под руководством Ади Идриса, научного сотрудника университета Гриффита (Австралия), предположила, что аналогичным образом можно подавить и коронавирусную инфекцию.

Руководствуясь подобными соображениями, ученые разработали жировые наночастицы, способные проникать внутрь клеток носоглотки и различных тканей легких. Они были устроены таким образом, что их можно было вводить в дыхательную систему пациента как в виде инъекций, так и при помощи ингаляторов.

Эти наноструктуры ученые заполнили двумя типами коротких молекул РНК, способных соединяться с копиями ключевых генов SARS-CoV-2 и вируса RSV, который вызывает тяжелые респираторные инфекции у детей и пожилых людей. Эти области геномов и того и другого вируса играют ключевую роль в процессе их размножения, в результате чего их блокировка при помощи коротких РНК приводит к прекращению выработки новых вирусных частиц.

Получив небольшое количество этих жировых наночастиц, ученые проверили их работу на здоровых мышах и грызунах с ослабленным иммунитетом, зараженных SARS-CoV-2 и RSV. Опыты показали, что наночастицы ускоряли выздоровление животных с нормальным иммунитетом и защищали грызунов от гибели в том случае, если их иммунная система была искусственно подавлена.

В ближайшее время Идрис и его коллеги планируют разработать системы, которые позволят медикам быстро и безопасно вводить наночастицы в органы дыхания человека. Это откроет дорогу для проведения клинических испытаний этой терапии, что необходимо для ее массового применения на практике, подытожили исследователи.

Пластырь с белковой вакциной против COVID-19

Австралийская биотехнологическая компания Vaxxas создала первый пластырь с белковой вакциной против коронавируса. Как сообщает ТАСС со ссылкой на публикацию в газете The Australian, ученым уже удалось доказать его высокую эффективность и способность противостоять всем основным штаммам SARS-CoV-24.

По словам генерального директора Vaxxas Дэвида Хоуи, в ходе масштабных лабораторных испытаний "пластырь с вакциной на основе белка показал высокую эффективность". "Мы доказали способность вакцины, доставляемой в организм при помощи пластыря, нейтрализовать все известные варианты коронавируса, вызывающего COVID-19", - сказал он.

Выводы специалистов компании подтвердили ученые из Университета Квинсленда. Как отметил старший научный сотрудник отделения химии и молекулярных наук Дэвид Мюллер, препарат, введенный при помощи пластыря, "генерирует широкий иммунный ответ, что позволяет нейтрализовать каждый штамм коронавируса". "Мы протестировали его воздействие на первый штамм, полученный в Ухани, а затем проверили реакцию на варианты "альфа", "бета", "гамма", "дельта", "каппа", "лямбда" и "омикрон". Во всех пробах мы зафиксировали способность [пластыря с вакциной] нейтрализовать вирус", - уточнил Мюллер.

По словам экспертов Vaxxas, как только эффективность и безопасность пластырей будет доказана в ходе испытаний на людях, которые начнутся в австралийском Брисбене в четвертом квартале 2022 года, они будут выведены сначала на местный рынок, а затем и на международный. Уже к концу 2023 года компания планирует производить не менее 300 млн патчей в год. "Массовое производство пластырей, более дешевых чем шприцы и иглы, поможет иммунизировать против COVID-19 развивающиеся страны и повысить показатели вакцинации среди тех, кто не может делать укол", - указали в компании.

Также в Vaxxas указали на высокую безопасность своих изделий, представляющих собой небольшой плоский алюминиевый цилиндр диаметром около 3 см и толщиной 12 мм. Его можно применять самостоятельно, просто наклев на плечо и раздавив капсулу с препаратом, вмонтированную в верхнюю поверхность пластыря. Вакцина в нем остается стабильной при любой температуре и может храниться в течение 12 месяцев.

Ждем появления новых сообщений. Следим за развитием событий вместе.

1. Львова М. Роспотребнадзор сообщил о семи случаях заражения подвариантом COVID-19 «кентавр» // Газета.ru (27.07.2022)