Дайджест новостей COVID-19 за 25-26 ноября

Сегодня пятница, а это значит, что пришло время для нашего дайджеста новостей пандемии COVID-19.

Экстренная встреча ВОЗ

Сегодня Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) проводит экстренную встречу из-за обнаруженного в Южной Африке нового штамма коронавируса B.1.1.529, сообщает информагентство «Известия» со ссылкой на информацию телеканала CNBC1.

Отмечается, что на повестке встречи вопрос, насколько опасна новая мутация и можно ли ее считать «вызывающей беспокойство». Также будет обсуждаться влияние B.1.1.529 на препараты для лечения коронавируса и вакцины.

«Группа по вопросам эволюции вируса обсудит, является ли он вариантом, вызывающим интерес, или вариантом, вызывающим озабоченность, после чего ВОЗ присвоит варианту греческое имя», — сказала глава технической группы подразделения чрезвычайных заболеваний ВОЗ Мария ван Керкхове.

По ее словам, на данный момент доступно более 100 полных генетических последователей нового варианта COVID-19.

«Очень важно, чтобы здесь не было резких реакций, особенно в отношении Южной Африки»», — добавила она.

24 ноября о риске распространения нового штамма коронавируса B.1.1.529 предупредили британские ученые. Согласно материалу издания Daily Mail, опубликованному накануне, указанная мутация потенциально более опасна, чем остальные варианты вируса. По имеющимся данным, сегодня зарегистрировано 10 случаев заболевания этим штаммом в Ботсване, ЮАР и Гонконге.

По мнению врача-иммунолога, доктора медицинских наук Владислава Жемчугова, появление B.1.1.529 является попыткой вируса обойти коллективной иммунитет. Он считает, что мутации являются непрерывным процессом и одним из основных свойств вирусов.

Генетик Франсуа Баллу, в свою очередь, указал на то, что новый штамм сможет эффективнее уклоняться от антител.

Пик заболеваемости коронавирусом в России

Россия, вероятно, прошла пик заболеваемости коронавирусом в текущей волне – это заявление директора Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Ханса Клюге опубликовало информагентсовт «РИА Новости» со ссылкой на интервью телеканалу "Россия 1"2.

"Если смотреть на 53 страны в Европейском регионе, мы видим рост заболеваний в западных странах, в Германии, Австрии, Дании, Ирландии. В Израиле с сентября число случаев сокращается, после точечной бустерной вакцинации. В восточной части, я бы назвал Белоруссию, Россию, Болгарию, Румынию, в этих странах, судя по всему, пик пройден", - сказал он в интервью Наиле Аскер-заде.

По словам Клюге, в России наблюдается снижение числа случаев заражения, однако "успех сегодня не обещает успеха в будущем".

"Поэтому я определенно хотел бы попросить граждан России и дальше придерживаться превентивных мер правительства, потому что мы знаем, что превентивные меры работают", - добавил представитель ВОЗ.

Тест-система для создания лекарства от COVID-19

Коллектив российских ученых разработал тест-систему для создания препарата для борьбы с COVID-19. Система диагностики быстро оценивает эффективность химических веществ, блокирующих активность фермента, необходимого для размножения и развития коронавируса, сообщается на сайте информагентства ТАСС со ссылкой на информацию на сайте официального издания СО РАН "Наука в Сибири"3.

При попадании в организм коронавируса в клетке запускается наработка субстрата - вещества, который далее "разрезается" на несколько частей с помощью белковых соединений (ферментов) для того, чтобы сам вирус мог размножаться в организме. Фермент вируса необходим для жизненного цикла коронавируса, поэтому основной задачей для ученых при создании лекарства от COVID становится блокировка фермента вируса.

"Новосибирские ученые разработали систему диагностики, которая быстро оценивает эффективность химических веществ, блокирующих активность фермента, необходимого для размножения и развития коронавируса. Тест-система поможет создать действенный препарат для борьбы с COVID-19", - говорится в сообщении.

Принцип работы системы заключается в поиске препаратов, имеющих функцию прямого воздействия на коронавирус. Тест-система будет фиксировать как то или иное химическое вещество влияет на фермент вируса, таким образом, она определит химическое соединение, которое блокирует активность коронавируса, то есть определит ингибитор.

Ученые смогут проводить анализ фермента и химического соединения в режиме реального времени с помощью прибора - спектрофотометра остановленного потока. В течение 10-15 минут система позволяет оценить способность любого химического вещества блокировать вирус, она также может применяться для поиска новых ингибиторов.

Новая отечественна вакцина против COVID-19

Российская биотехнологическая компания Biocad получила патент на еще одну вакцину от коронавируса. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на информацию пресс-службы Роспатента4. Ведомство заключило, что вакцина от Biocad соответствует мировой новизне.

Как отмечается в сообщении, новая вакцина является векторной и создана на основе аденовируса 5 типа.

"После введения вакцины организм человека вырабатывает специфический иммунитет к вирусу SARS-CoV-2 за счет использования кодон-оптимизированной нуклеиновой кислоты. Вакцина также может применяться для профилактики коронавирусной инфекции", - говорится в релизе Роспатента.

По словам главы службы Григория Ивлиева, ведомство запатентовало вакцину в комплексе - как средство профилактики от заражения коронавирусом, так и его использование для создания иммунитета.

"Комплексный подход обеспечивает конкурентоспособность отечественной разработки как на российском, так и на зарубежном рынках при условии, что она будет также запатентована за границей", - отметил Григорий Ивлиев.

Авторами изобретения стали ученые Павел Гершович, Александр Прокофьев, Анна Стрелкова, Наталья Спирина, Татьяна Шугаева, Павел Яковлев и Дмитрий Морозов.

Biocad является одной из российских компаний, которые производят вакцину "Спутник V", разработанную в центре имени Гамалеи. Новая вакцина - это собственная разработка компании. Она еще в июле получила разрешение Минздрава на проведение клинических исследований.

Ждем появления новых сообщений. Следим за развитием событий вместе.

1. ВОЗ созвала экстренное совещание из-за нового штамма COVID-19 // Известия (26.11.2021)