Дайджест новостей COVID-19 за 12-13 декабря

Как обычно по понедельникам мы предлагаем вам, уважаемые коллеги, дайджест новостей COVID-19 за последние дни.

Связь между уровнем смертности от COVID-19 и генетикой

Ученые японского государственного Института естественных наук (Рикэн) считают, что низкий уровень смертности от COVID-19 в Японии по сравнению со странами Европы и США связан в том числе с генетикой самих японцев. Такие данные они получили в ходе проведенного недавно исследования, сообщает информагентство ТАСС со ссылкой на статью в газете The Japan Times1.

Специалисты Рикэн отмечают, что у людей есть два типа адаптивных иммунных систем, которые отражают патогены на основе "воспоминаний" о прошлых заражениях сезонными коронавирусами (группа вирусов, в которую входят вирусы, вызывающие простуду, ближневосточный респираторный синдром (MERS) и тяжелый острый респираторный синдром (SARS). Природные антитела в данном случае работают как первая линия защиты от патогенов. Затем, когда вирус проникает в организм, срабатывает другой защитный механизм. Это мощный иммунный ответ Т-клеток внутри лейкоцитов, которые убивают инфицированные клетки.

Ключом к предотвращению серьезных случаев заболевания COVID-19 являются активированные Т-клетки, для чего требуется лейкоцитарный антиген человека (HLA). Этот сложный набор генов помогает Т-клеткам обнаружить инфицированные клетки, чтобы уничтожить их. Человеческое тело содержит десятки тысяч HLA, и каждый человек имеет несколько типов HLA, которые наследуются генетически.

Ученые из Рикэн изучили молекулу HLA-A24, которая обнаруживается примерно у 60% японцев и только у 10-20% людей в Европе и США. Затем они исследовали спайковый белок вируса, вызывающего COVID-19, и идентифицировали антигенный компонент, или эпитоп QYI, который воздействует на HLA-A24, запуская процесс активации Т-клеток и их размножения. По сути, он сигнализирует иммунной системе, что есть вирус, с которым нужно бороться.

Команда японских специалистов также обнаружила, что аналогичный эпитоп существует и в сезонных коронавирусах. Исследователи говорят, что это доказывает существование на молекулярном уровне перекрестного иммунитета против обычных коронавирусов и вируса, вызываемого COVID-19.

Результаты третьей фазы исследований «Коронавира»

Американский журнал трансляционных исследований (American Journal of Translational Research) опубликовал успешные результаты третьей фазы клинических исследований препарата «Коронавир» (фавипиравир) – сообщают «Известия»2.

В ходе открытого клинического исследования, проведенного с участием 168 взрослых пациентов с COVID-19 легкого и среднетяжелого течения, которые лечились как амбулаторно, так и госпитально, было установлено, что препарат позволяет сократить медиану времени до наступления улучшения на четыре дня, а среди амбулаторных пациентов — на восемь дней.

На седьмой день клиническое улучшение наступало более чем у 50% пациентов. Это в 1,5 раза выше показателя в группе, в которой использовалась стандартная терапия, включавшая гидроксихлорохин или умифеновир в комбинации с интраназальным интерфероном альфа.

Фавипиравир (действующее вещество «Коронавира») также продемонстрировал благоприятный профиль безопасности. Большинство пациентов хорошо переносили терапию, побочные эффекты оказались немногочисленными.

«Способность фавипиравира подавлять вирусную инфекцию на ранних стадиях заболевания, предотвращая дальнейшее развитие болезни, была показана в рамках клинического исследования, результаты которого только что опубликованы за рубежом», — заявил медицинский директор «Р-Фарм» Михаил Самсонов.

Ранее эффективность и безопасность фавипиравира уже была установлена в ходе клинических исследований, о завершении которых в конце сентября 2020 года объявила японская корпорация Fujifilm Holdings. В ходе исследования с участием 156 человек было установлено, что клиническое улучшение пациентов, принимавших фавипиравир, наступает в среднем за 11,9 дней, в группе сравнения, принимающих плацебо — за 14,7 дней.

Препарат от алкоголизма против COVID-19

Препарат от алкоголизма может оказаться полезным против COVID-19. К такому выводу пришли зарубежные исследователи – сообщает «Российская Газета» со ссылкой на статью, опубликованную в международном научном журнале PLOS One3.

Ученые пишут, что решили обратить внимание на препарат дисульфирам, который уже давно применяется в наркологии, поскольку является ингибитором вирусных протеаз, а также из-за его мощных противовоспалительных свойств.

Исследователи изучили базу данных клинических записей 2233 человек из национальной системы здравоохранения США по делам ветеранов. Ученые наблюдали за пациентами с 20 февраля 2020 года до даты положительного результата теста на коронавирус, даты их смерти или окончания исследования (1 февраля 2021 года) - в зависимости от того, что наступит раньше.

"Среди 188 пациентов с SARS-CoV-2, получавших дисульфирам, смертей, связанных с COVID-19, не было, в отличие от 5-6 статистически ожидаемых смертей в популяции, не получавшей лечения. Наши эпидемиологические результаты показывают, что дисульфирам может способствовать снижению заболеваемости и тяжести COVID-19. Эти результаты подтверждают тщательно спланированные клинические испытания для оценки потенциальных терапевтических эффектов дисульфирама при COVID-19", - пишут ученые.

В то же время исследователи отмечают и недостатки работы. Так, по их словам, ветераны могли получать и другую медицинскую помощь, а их диагнозы и исходы лечения - недостаточно полно описаны.

"И мы не знаем, действительно ли пациенты принимали прописанный дисульфирам и принимали ли они это лекарство во время заражения. Мы также не можем исключить возможность того, что были и другие факторы - поведенческие различия или другие мешающие переменные, которые способствовали их защите от COVID-19", - признаются ученые.

Эффективность вакцин против «омикрона»

Быстрое распространение «омикрона» по миру вызывает опасения ученых и иммунологов, что новый штамм может обходить иммунную защиту, которая выработалась после вакцинации от коронавируса. Последние исследования пока подтверждают эти данные. Медицинский портал Dоктор Питер опубликовал обзор результатов исследований, в которых оценивалась эффективность различных вакцин против нового штамма4.

Группы ученых из Университета Гонконга и Китайского университета Гонконга выяснила, что вакцина от Pfizer в 32 раза менее эффективна против омикрон-штамма по сравнению с первоначальным вариантом коронавируса.

Эта же группа ученых в ближайшее время изучит эффективность китайской вакцины от коронавируса Sinovac. Но изначально она считалась менее эффективной, чем другие известные мировые вакцины.

Вместе с тем, авторы эксперимента подчеркнули, что вакцины по-прежнему способны защищать людей от тяжелых последствий заболевания ковидом и смертельного исхода.

Ранее исследователи сообщали, что только третья доза вакцины Pfizer дает защиту от штамма «омикрон». Вывод сделали производители препарата. Он основан на небольшом исследовании образцов крови в лаборатории. Анализы крови людей, получивших только две дозы вакцины, обнаружили гораздо более низкие уровни антител, защищающих от «омикрона», чем против более ранней версии вируса. Это говорит о том, что двух доз «может быть недостаточно для защиты от заражения» новым вариантом, заявили в компании.

Moderna и AstraZeneca

Исследователи изучили, насколько велик риск заражения новым штаммом коронавируса у тех, кто привился двумя дозами вакцины Moderna — спустя 6 месяцев со второй дозы.

С «дельтой» эта группа сывороток справилась лучше Pfizer (номинально 50% против 47%, но средний титр выше), с «омикроном» не справилась ни одна, средний титр NT50 снизился в 20 раз, сообщается со ссылкой на исследование Института медицинской вирусологии при Франкфуртском университете в телеграм-канале независимых аналитиков.

Лучше всего с «омикроном» справился коктейль из двух доз вакцины Modernа и бустера Pfizer. Плохо сработала одна доза AstraZeneca и одна доза Pfizer — 0% защиты.

- Данные подтверждают, что разработка вакцины, адаптированной для «омикрона», целесообразна, — говорится в Twitter Сандры Цизек, директора Института медицинской вирусологии при Франкфуртском университете.

А что «Спутник»?

После того, как в Россию «завезли» «омикрон» — штамм обнаружен у прилетевших из Южной Африки — изучением эффективности «Спутника» против нового вируса занялись в Центре Гамалеи. Это займет 10 дней, заявил 12 декабря Александр Гинцбург РИА Новости. Ранее он сообщил, что конструкция вакцины против «омикрона» собрана, но пока оснований менять вакцину нет.

К слову, все прилетевшие в Россию из ЮАР были вакцинированы и переносят заболевание в легкой форме.

Ждем появления новых сообщений. Следим за развитием событий вместе.

1. В Японии обнаружили связь между уровнем смертности от COVID-19 и генетикой // ТАСС (12.12.2021)